Главная страница

Сказка как средство развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц


Скачать 29.62 Kb.
Название Сказка как средство развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц
Дата 12.02.2016
Размер 29.62 Kb.
Тип Сказка

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ,

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»

- писал К. Д. Ушинский

Одним из приоритетных направлений современной педагогики является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей его формирования. Исследования психологов (Л. С. Выгодский, С. Ф. Козлов, и др.) и педагогов (Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, и д.р) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирования единого творческого познания, реализуемая в различных деятельностях. Среди творческих проявлений особое место занимает словесное творчество, как наиболее сложный вид творческой деятельности.

Создания речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов – представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отображая содержания образов.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывает, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства.

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка. Однако исследователи отмечают, что соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного взаимодействия на развития словесного детского творчества. Типичные трудности связаны как с содержанием, так и с формальной стороной высказывания, что объясняется отсутствием у детей представление о сюжетно – композиционном и стилистическом своеобразии сказки и способов ее создания. Значительную часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно – выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей.

Использования народной сказки как средство развития речевого творчества не является новым. Вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения.

Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на материале народных сказок будет более успешным, если в своей работе использовать – мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения и одновременно решают задачи направленные на:

  • Развитие основных психических процессов.

  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом восприятии.

Пользование мнемотаблицами происходит в несколько этапов.

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

  2. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести как сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более позднем этапе), или пересказать вместе с воспитателем (на более раннем этапе).

  4. Делается зарисовки мнемотаблицы.

  5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Задаются вопросы (какая сказка спряталась?).

Примечание: для детей младшего и среднего возраста необходимо использовать в работе цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, цыпленок – желтый.

Что является опорным в таблице: опорным является изображение главного героя, через которого происходит осознания происходящего, понимание самой сказки, содержания.

Что можно изобразить в таблице: можно схематически изобразить персонаже

персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно нарисовать то, что вы посчитаете отразить нужным в данной таблице. Но изобразить так, чтобы это было понятно детям.