|
«система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации»
ТЕМА: «СИСТЕМА РАБОТЫ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»
С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.
ГИА в9-х классах направлена на проверку умений обучающихся выбрать нужную информацию и применить полученные знания на практике.
Выбор видов работы с текстом на экзамене в новой форме — сжатое изложение не основе услышанного и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текстов — обусловлен практическими умениями и навыками, которые должны быть сформированы у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным учебным предметам.
Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоятельный поиск важной информации. Решение данной проблемы является целью моей работы: качественная подготовка к итоговой аттестации.
Задачи:
-изучить литературу и теоретический материал по подготовке к ГИА;
- изучить опыт работы других педагогов по данной теме;
- обобщить опыт и проанализировать результаты своей работы по данной теме;
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».
Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная, интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет, если умеет вести диалог с текстом, если тексты, предлагаемые для изложения, для выполнения разнообразных заданий (в том числе для сочинений-рассуждений), связаны между собой тематически, если они интересны девятикласснику, вызывают отклик в его уме и сердце… И тогда погружение не только в содержание, но и в языковые особенности текстов не будет восприниматься как непосильная нагрузка. Напротив, задания с выбором ответов, с краткими ответами постепенно готовят к сочинениям- рассуждениям. Чем чаще ученик будет перечитывать текст, обращая внимание на отдельные слова, словосочетания, предложения, на изобразительно-выразительные средства, на орфографию и пунктуацию, тем успешнее он справится с самым сложным: с творческим заданием – написать сочинение-рассуждение.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.
Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.
Приёмы сжатия текста:
1. Исключение – приём, при котором исключается второстепенная информация / фрагменты предложений, повторы.
2. Обобщение (слияние) – приём, при котором информация, представленная в нескольких предложениях, соединяется в одном.
3. Упрощение (замена) – приём, при котором упрощаются синтаксические конструкции:
а) замена прямой речи косвенной;
б) замена однородных членов предложения обобщающим словом;
в) замена сложного предложения простым.
Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.
выучить и пересказать;
выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;
изучить способы сжатия текста и применить их на практике.
Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.
В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.
В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.
В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.
класс
|
тема
|
|
5 класс
|
1. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
|
Сжатое изложение по тексту В.П.Катаева (урп. 137)
|
|
2. Имя существительное.
|
Сжатое изложение по тексту Е.А.Пермяка «Перо и чернильница» (упр. 496)
|
6 класс
|
1. Лексика и фразеология.
|
Сжатый перессказ исходного текста (упр. 75)
|
|
2. Имя прилагательное.
|
Сжатый перессказ исходного текста с описанием природы
|
7 класс
|
1. Причастие.
|
Сжатое изложение с описанием внешности.
|
|
2. Наречие.
|
Сжатый пересказ исходного текста с описанием действия
|
8 класс
|
1. Второстепенные члены предложения.
|
Сжатое изложение
|
|
2. Однородные члены предложения.
|
Сжатое сложение
|
9 класс
|
Сложноподчиненное предложение.
|
2 часа на сжатое изложение
|
В 8 и 9 классах часов на написание изложения по программе не отводится, но я беру в темах: «Второстепенные члены предложения» из 2 часов р/р 1ч. на ораторскую речь и публичное выступление, а 1ч. на сжатое изложение; «Однородные члены предложения» из 2 часов р/р 1ч. на рассуждение, а 1ч. на сжатое изложение; «Сложноподчиненное предложение» из 5 часов р/р по красноречию я беру 2 часа на сжатое изложение. Делаю это потому, что сжатое изложение- неотъемлемая часть итоговой аттестации.
Применительно к 9 классу нельзя не отметить несомненных достоинств новой формы экзамена. Во-первых, девятиклассникам предстоит, завершая изучение основного курса русского языка, сдавать экзамен, который в какой-то степени готовит к тому, что предстоит в 11 классе. Во-вторых, в 9 классе также предлагаются задания с выбором ответа, с краткими ответами и задания творческого характера: сжатое изложение и сочинения-рассуждения. В-третьих, среди заданий с выбором ответа, связанных с содержанием текста (на его основе выполняется почти вся экзаменационная работа), особая роль отводится тем вопросам, которые направлены на воспитание ученика как внимательного, вдумчивого читателя, на совершенствование культуры восприятия текста.
Литература:
Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учеб. пособие/В.Н.Александров, О.И.Александрова и др.
Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: ответы к учебно-тренировочным заданиям: методич. пособие/В.Н.Александров, О.И.Александрова и др.
Русский язык: 9 класс: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособюие для учащихся/ Т.Ю.Угроватова
Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку при подготовке к экзамену/И.В.Тандит
Изложение по русскому языку: 5 – 7 классы/И.В.Текучева
|
|
|