Главная страница

«Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»


Скачать 207.07 Kb.
Название «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»
Дата 03.03.2016
Размер 207.07 Kb.
Тип Документы

Система работы:

«Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»

Пояснительная записка

Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», раздела экологического воспитания дошкольников, исходя из особенностей их развития. В реализации данной программы участниками являются дети 6-7 летнего возраста. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на культурно-экологическое воспитание, создание более современного человека в нравственном, мировоззренческом творческом плане, расширении возможностей социального и нравственного воспитания в ''процессе обучения и воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившихся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе ,изменение не только его поведения ,но и смены ценностных ориентиров именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является ,проблема формирования экологической культуры, начиная с дошкольного возраста.

О формировании экологической культуры у дошкольников говорится в указе «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от апреля 1996г в проекте закона «Об .экологической культуре» ст.№6 посвящена образованию в ДОУ.

В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности, любовь к природе, нормы и правила поведения, формируется базовая система ценностей и нравственная система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру.

Родители и работники ДОУ обязаны воспитывать бережное отношение окружающему миру.

Аттестация ДОУ производится при наличии у них программы экологического воспитания детей, просвещения родителей.

Реализация данной системы проводится в форме непосредственно образовательной деятельности, кружковой работы, проектной деятельности индивидуальной деятельности, работы с родителями, экскурсий, продуктивно деятельности : рисование, флористика- работа с природным материалом, просмотров фильмов,и т. д.

Ожидаемые результаты: дети культурно - экологически воспитанные в нравственном, мировоззренческом и творческом плане. Воспитанно чувство ответственности за собственное "поведение, образ собственных мыслей и поступков. Способом проверки результатов является диагностика, проводимая два раза в год(в декабре и мае)

Главная цель программы: : формирование элементарных экологических знаний, осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе, здорового образа жизни, мышления и поведения воспитанников;

- развитие экологического сознания и мышления у воспитанников детского сада и их родителей;

Задачи в работе с детьми:

  1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, умение согласовывать свое поведение с факторами природной среды, рационально использовать природные ресурсы;

  2. Формировать элементарные экологические знания и представления о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;

  3. Показывать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, показать многообразие живых организмов и их сообществ;

  4. Формировать навыки и умения по уходу за комнатными растениями и домашними животными;

5. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой;

3. Принципы.

В системе работы я старалась отразить ведущие идеи и понятия современного естествознания и экологии, например: целостность живого организма; целостность связей организма со средой обитания; целостность экосистем в которые, живой организм включается в процессе жизни.

В работе по экологическому воспитанию детей я учитываю следующие принципы:

  1. Преемственность: дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующей ступени – школы. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

  2. Научность: содержание занятий должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.

  3. интегрированные связи: экологическое образование – часть общего образования, оно имеет интегрированный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.

Достижение эффективных результатов работы по экологическому воспитанию представляется возможным лишь при соблюдении ряда требований, среди которых особое место занимают:

  • принцип учета возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;

  • принцип эмоциональной комфортности;

  • принцип экологической безопасности;

  • принцип учета опыта семейного экологического воспитания, традиций и особенностей организации взаимодействия с природой в семьях.


Разделы системы экологического воспитания.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования основ экологического сознания, а отношение — конечный результат.

Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмах.

Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды.

Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо-функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы).

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг тем:

  1. Сезонность в природе (вселенная, вода, воздух, почва, сезоны).

Эта тема дает детям представление об основных особенностях, признаках и отличиях каждого времени года, понятие о цикличности временных промежутков, их влиянии на живую природу.

  1. Растения, их связь со средой обитания.

Тема знакомит с растением как живым организмом, который развивается, растет, цветет, дает плоды.

  1. Животные, их связь со средой обитания.

Изучая тему, дети знакомятся с животным, как с живым организмом. Рассматриваются цепи питания.

  1. «Природа – наш общий дом».

Эта тема формирует базовое экологическое понятие о себе, как о жителе планеты земля – части природы, от которой зависит жизнь всего живого.

  1. Человек, гигиена и здоровье.

При ознакомлении с данной темой формируются навыки здорового образа жизни, основные этапы, дающие возможность осознать себя личностью.

  1. «Красная книга» природы.

Тема знакомит с влиянием человека на живую природу.

Объем всех знаний, обозначенный в предложенных темах, разбит на этапы и обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Многие темы позволяют демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточняя и расширяя уже сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту, но с разных аспектов формирует у детей устойчивый познавательный интерес.

Система работы по формированию основ

Психологические

особенности

возраста

Общие

понятия

Человек

Гигиена

и здоровье

Сезонность

в природе

Младшая

группа


Осень. Зима. Весна. Лето.

Дождь; снег; град; гроза; ветер.

Погода пасмурная, солнечная.

Холодно. Жарко.

Мальчик. Девочка.

Животные.

Растения: корень,

стебель (ствол), ветви, листья, цветы.

Овощи. Фрукты.

Я – мальчик.

Я – девочка.

У меня есть голова (глаза, рот, уши, волосы).

У меня есть туловище (руки, ноги, пальцы).

Я могу делать руками…; ногами…

Я живой, потому что чувствую боль, время от времени хочу есть и пить.


Обучение детей элементарным навыкам: умываться, чистить зубы, причесываться, мыть руки после…;

полоскать рот после еды, т.е. показать необходимость содержать свое тело в чистоте.

Нельзя: пробовать грязную и очень горячую пищу;

Размахивать перед глазами острыми и колющими предметами.

Осень: погода пасмурная, идет дождь, холодный ветер срывает с деревьев желтые осенние листья. Люди одевают пальто, …

На полях и огородах люди убирают урожай.

Растения и животные готовятся к зимней стуже (как?).

Зима: очень холодно, мороз, водоемы замерзли.

Растения в тихом сне, но живые. Помощь птицам (подкормка).

Весна: солнце греет теплее, тает снег.

Растения оживают. Появляются насекомые.

Лето: изменение погоды, жарко. Цветение трав…

Появление на огороде овощей.

У детей младшего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.).

Развивается внимание, интерес к наблюдаемым объектам (в частности к животным и растениям), формируется доброжелательное отношение к ним.

экологического сознания у дошкольников

Растения

Животные

Красная

книга

природы

Природа – наш

общий дом

Формирование социальной

активности

Запомнить: названия

некоторых растений (одуванчик, ветреница, ромашка, мать-и-мачеха), деревьев и кустарников на участке.

Знать (и находить): части растений (корень, стебель (ствол), ветви, листья, цветы, плоды и семена);

основные растительные группы: деревья, кустарники, травы;

Характерные признаки определенных растений.

Знать, что комнатные растения нуждаются в постоянном уходе человека (полив, рыхление и т.д.)

Развитие интереса и бережного отношения к животным.

Умение находить у животных основные части тела;

Узнавать домашних животных, зверей, рыбу, лягушку.

Знакомство с некоторыми приспособлениями животных к условиям жизни и сезонам (условия жизни рыб, диких животных, перелет птиц на юг).

Умение наблюдать за животными природного уголка; помогать птицам зимой; не обижать кошек и собак.


Привитие бережного отношения к любому растению и

животному

Накопление представлений о мире природы.

Установление элементарных связей между наблюдаемыми объектами и явлениями.

Формирование элементарных понятий:

1) человек;

2) животное – живое существо.

Начало формирования первого уровня (нравственное представление).

Развитие интереса и бережного отношения к живому.

Воспитание положительного эмоционального отношения к природе.

Средняя

группа


Человек. Девочка.

Мальчик. Ребенок.

Мои помощники – руки, ноги, глаза, уши, нос.

Помощь родителям, другу…

Время суток. Время года.

Погода (солнечно, пасмурно,

тепло, жарко, холодно).

Небо. Солнце. Луна.

Водоемы: река, озеро.

Растения: деревья, кустарники, травы, грибы.

Овощи. Фрукты.

Животные: домашние, дикие, птицы, рыбы.

Лес: взаимосвязь смысловых целостностей.

Я→девочка (мальчик) →ребенок→ человек.

У меня есть:

- руки (это мои помощники);

- уши (слышу);

- глаза (вижу);

- ноги (хожу, бегаю);

- нос (дышу).

У некоторых людей не видят глаза, не слышат уши – им тяжело.

Я не должен смеяться над этим.

Я могу им помочь.

Мне не обойтись без своих помощников – рук, ног, глаз и т.д. – поэтому я учусь их оберегать (от грязи, ушибов).

Выработка умения и потребности в содержании в чистоте и порядке не только своего тела, одежды, но и всего, что нас окружает.

Учить детей находить элементарные связи животного и растительного мира в связи с сезонными изменениями (наблюдение за небом: Почему облака быстро плывут? → дует сильный ветер; Почему стало пасмурно? →солнце скрылось за тучами).

Одежда людей в связи с сезонами.

Побуждение детей к самостоятельным высказываниям.

Наблюдение за домашними животными в момент линьки и т. д.

Наблюдение за птицами зимой (знать для чего кормушки, скворечники).


Дети 4-5 лет сензитивны к разным видам познавательной деятельности.

В этом возрасте происходит становление

произвольности, интенсивное развитие

разных форм мышления.

Быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети этого возраста любознательны.

Это возраст I ступени формирования осознанного отношения к животным и растениям,

к себе как части природы.

Детям доступно понимание простейших связей смысловой целостности.

Первоначальные знания о лесе. Растения леса (деревья, кустарники, травы, грибы).

Уточнение сведений об овощах и фруктах, месте их произрастания (огород, сад). Употребление в пищу.

Знакомство с комнатными растениями, их разнообразием.

Формирование понимания – растение живое, и жизнь его целиком зависит от ухода за ними человека.

Вызвать желание ухаживать за растениями природного уголка сада.

Привитие элементарных навыков ухода за комнатными растениями.

Дальнейшее знакомство с внешним строением тела у животных; покровом тела у зверей как характерной особенности (приспособлению к сезонам).

Поведение, питание, движение, отдых животных.

Знать: земноводные (лягушка); пресмыкающиеся( ящерица, черепаха); насекомые(муха, муравей, жук, бабочка).

Наблюдение за аквариумными рыбками, их поведением.

Формирование понимания – жизнь животного природного уголка целиком зависит от человека.

Учить ухаживать за животными природного уголка.


Продолжать воспитывать чувство бережного отношения любому животному организму.

Дать сведения об охраняемых растениях:

1. Ветреница дубравная.

2. Ландыш.

3. Кувшинка.


Формирование смысловых целостностей.

Формирование и осмысление различных целостных систем на основе уже накопленных и вновь полученных представлений о мире.

Осмысление взаимоотношений с окружающей средой и определение собственного отношения к ней.

Формирование уровней:

1. Нравственных представлений.

2. Овладения элементарными практическими навыками и умениями.

Обучение несложным действиям по уходу за комнатными растениями и животными природного уголка.

Подкармливание птиц в зимний период.

Старшая

группа


Живая и неживая природа.

Организм.

Органы (легкие, желудок).

Рост. Питание. Дыхание.

Гигиена, здоровье.

Хвойные и лиственные деревья.

Культурные и сорные растения.

Фенологические наблюдения: сезонные явления, приспособление.

Среда обитания.

«Красная книга».

«Черная книга».

Охрана природы.


Внутренние органы человека (мозг, сердце, желудок).

Внутренние органы не видны, но человек их может почувствовать (дыхание, бьется сердце).

Легкие помогают дышать, они как шары внутри организма (вдыхаю – «шар» наполняется воздухом, выдыхаю – «шар» сдувается).

Желудок перерабатывает пищу, которую человек ест.

Сердце (как «моторчик») гоняет кровь по всему организму и кормит его изнутри.

Если плохо пережевывать пищу, то от этого страдает желудок.

Если вдыхать очень холодный или очень грязный воздух, то можно заболеть.

Загрязнение наружных слуховых проходов может стать причиной нарушения слуха.

К нарушению слуха приводят резкие шумы или постоянные простудные заболевания. Опасность попадания в наружный слуховой проход мелких предметов, клещей или других насекомых.


Четкое представление о названиях месяцев, времен года и их последовательности (модель года).

Наблюдение за высотой солнца, долготой дня, характерными сезонными явлениями в живой и неживой природе.

Свойства предметов и явлений природы.

Систематическое ведение и анализирование фенологического календаря наблюдений.

Различение температурных режимов (тепло, жарко, холодно, очень холодно).

Обучение умению находить причинно-следственные связи сезонных изменений в живой и неживой природе.


На шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, самостоятельно мыслить

Уровень развития познавательной сферы достаточен для усвоения некоторых систематизированных знаний о природе и человеке, как части природы.

Детям доступно осознание последовательности развития природных явлений.

Знакомство с влиянием основных факторов (свет, влага, тепло, воздух) на жизнь растений. Проведение опытов.

Сезонные приспособления растений (листопад, увядание трав).

Лиственные и хвойные деревья.

Знакомство с основными группами трав (лесные, луговые, болотные). Культурные растения и сорняки. Комнатные растения.

Овощи и фрукты, их польза для человека при употреблении в пищу.

Отработка умений и навыков по уходу за культурными растениями огорода, комнатными растениями природного уголка.

Продолжить знакомство с многообразием животного мира (рыбами, птицами, рептилиями, зверями и домашними животными).

Расширение представлений о внешнем виде животных, их поведении.

Домашние и дикие животные.

Приспособление животных к природным зонам (условия жизни): внешний вид, питание, сезонные приспособления (линька, зимняя спячка, перелет птиц).

Отработка умений устанавливать причинно-следственные связи на примере животного мира.


Знакомство детей с особой книгой:

- «Красная книга» - животных и растений. /сведения о редких и исчезающих растениях и животных; красный цвет – символ опасности, призывает к защите животных и растений, занесенных в эту книгу/.

Составление детьми своей «Красной книги» (растения и животные, которых знают).

Формирование представлений «Земля – наш общий дом», «Человек – частица природы».

Устанавливание взаимосвязей между живой и неживой природой.

Знакомство с основными признаками растительного и животного мира (растут, развиваются, дышат, питаются, умирают)

Формирование трех уровней:

1. Нравственных представлений.

2. Овладение практическими навыками и представлениями.

3. Развитие мотивации активности.


Подготовитель-

ная к школе группа


Экология. Охрана природы. «Красная книга».

Заповедник, заказник, питомник, зоопарк.

Человек – разумное существо: мозг, мышление, эмоции человека. Общение.

Здоровье – гигиена – закаливание. Семья.

Общие признаки живых организмов:

- дыхание;

- питание;

- развитие;

- размножение;

- приспособление к среде обитания, к сезону.

Годовой цикл. Суточный цикл.

Природные зоны.

Группы растений (культурные, дикорастущие, лекарственные и т.д.)

Группы животных.

Схожесть органов человека с органами животных. Разум – отличие человека от животных (научился помогать своему организму).

Мозг – самый главный орган человека, самый главный помощник.

Чувства человека: он радуется, смеется, плачет, огорчается, скучает и т. д.

Способность человека мыслить и размышлять.

Общение в жизни человека. Роль общения. Помощники в общении.


Формирование понятия «Здоровье - самое ценное, что есть у человека».

Гигиена - сохранение и укрепление здоровья:

1) дыхание (вред курения);

2) питание (режим питания);

3) зрение (освещение, вред телевизора).

Профилактика инфекционных заболеваний:

1) закаливание;

2) растения-целители (фитонцидные растения, витаминосодержащие).

3) занятия спортом.

Физкультура - воспитание сильных и здоровых духом людей.

Четкое представление о периодичности явлений в живой и неживой природе; о повторяющихся циклах времен года, суток.

Высота солнечного стояния. Долгота дня и ночи в связи с сезонами.

Приспособление растений и животных к сезонам.

Труд человека на земле по сезонам (посев семян, посадка саженцев весной, уход за растениями летом, уборка урожая осенью).

Забота и помощь человека диким животным в зависимости от сезона. Работа лесничих.

Времена года в произведениях поэтов, художников.


К шести годам дети в результате обучения и самостоятельных наблюдений уже могут анализировать предметы и явления, выделяя в них существенные свойства и признаки; делать выводы.

На основе этого они могут обобщать и классифицировать объекты, искать и находить тесные взаимосвязи живой и неживой природы: организм → среда обитания, влияние человека на природу и т. д.

Дальнейшее знакомство с многообразием растительного мира, основными группами растений.

Сходство растений и животных (дыхание, питание, рост, размножение). Зеленый цвет растений.

Растения – кормильцы всех на Земле (цепи питания).

Растения насыщают воздух кислородом и поглощают углекислый газ. Опыт.

Обновление воздуха в городах – работа зеленых растений.

Формирование представлений о фитоценозах, как сообществах растений леса, луга, водоема.

Лекарственные и ядовитые растения.

Комнатные растения, привезенные из разных стран.

Дальнейшее знакомство с многообразием мира животных.

Формирование понятия животное – живое существо, которому присуще свойство живого организма (дыхание, питание, рост, развитие, размножение). Сходство органов животного с органами человека.

Формирование представлений о развитии животных насекомых на примере бабочки; земноводных на примере лягушки. /цикл развития/

Забота о потомстве среди животных.

Особенности поведения животных (добывание пищи). Пищевые цепи (травоядные → хищники).

Зооценозы - сообщества взаимопомощи.

Дальнейшее знакомство с исчезающими видами животных, занесенных в «Красную книгу».

Информация об исчезающих видах растений и животных нашей области.

Информация об экологических катастрофах и их последствиях. Борьба с браконьерами.

Время выхаживания животными потомства – важнейшее время охраны птиц на гнездах, рыб во время нереста и т. д.

Формирование представлений о биосфере как единой целостной системе связей и зависимостей между элементами биоценозов.

Самоценность и значение каждого живого существа.

Закрепление знаний по экологии и использование их в жизни(правила поведения в природе).

Раны, природы и предохранение от них.

Красота природы, сохранение гармонии в природе.


Продолжение повышения интереса к познанию мира на основе усвоенных экологических знаний об отдельных живых организмах и их самоценности и необходимости каждого звена в общей цепи жизненных сообществ.

Дальнейшее формирование социальной активности дошкольников:

1. Нравственных

представлений.

2. Практических умений и навыков.

3. Мотивации активности.

4. Самостоятельности и инициативности.