|
«Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»
Система работы:
«Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»
Пояснительная записка
Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», раздела экологического воспитания дошкольников, исходя из особенностей их развития. В реализации данной программы участниками являются дети 6-7 летнего возраста. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на культурно-экологическое воспитание, создание более современного человека в нравственном, мировоззренческом творческом плане, расширении возможностей социального и нравственного воспитания в ''процессе обучения и воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившихся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе ,изменение не только его поведения ,но и смены ценностных ориентиров именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является ,проблема формирования экологической культуры, начиная с дошкольного возраста.
О формировании экологической культуры у дошкольников говорится в указе «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от апреля 1996г в проекте закона «Об .экологической культуре» ст.№6 посвящена образованию в ДОУ.
В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности, любовь к природе, нормы и правила поведения, формируется базовая система ценностей и нравственная система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру.
Родители и работники ДОУ обязаны воспитывать бережное отношение окружающему миру.
Аттестация ДОУ производится при наличии у них программы экологического воспитания детей, просвещения родителей.
Реализация данной системы проводится в форме непосредственно образовательной деятельности, кружковой работы, проектной деятельности индивидуальной деятельности, работы с родителями, экскурсий, продуктивно деятельности : рисование, флористика- работа с природным материалом, просмотров фильмов,и т. д.
Ожидаемые результаты: дети культурно - экологически воспитанные в нравственном, мировоззренческом и творческом плане. Воспитанно чувство ответственности за собственное "поведение, образ собственных мыслей и поступков. Способом проверки результатов является диагностика, проводимая два раза в год(в декабре и мае)
Главная цель программы: : формирование элементарных экологических знаний, осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе, здорового образа жизни, мышления и поведения воспитанников;
- развитие экологического сознания и мышления у воспитанников детского сада и их родителей;
Задачи в работе с детьми:
Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, умение согласовывать свое поведение с факторами природной среды, рационально использовать природные ресурсы;
Формировать элементарные экологические знания и представления о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
Показывать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, показать многообразие живых организмов и их сообществ;
Формировать навыки и умения по уходу за комнатными растениями и домашними животными;
5. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой;
3. Принципы.
В системе работы я старалась отразить ведущие идеи и понятия современного естествознания и экологии, например: целостность живого организма; целостность связей организма со средой обитания; целостность экосистем в которые, живой организм включается в процессе жизни.
В работе по экологическому воспитанию детей я учитываю следующие принципы:
Преемственность: дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующей ступени – школы. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Научность: содержание занятий должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
-
интегрированные связи: экологическое образование – часть общего образования, оно имеет интегрированный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.
Достижение эффективных результатов работы по экологическому воспитанию представляется возможным лишь при соблюдении ряда требований, среди которых особое место занимают:
принцип учета возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;
принцип эмоциональной комфортности;
принцип экологической безопасности;
принцип учета опыта семейного экологического воспитания, традиций и особенностей организации взаимодействия с природой в семьях.
Разделы системы экологического воспитания.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования основ экологического сознания, а отношение — конечный результат.
Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмах.
Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды.
Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо-функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы).
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг тем:
Сезонность в природе (вселенная, вода, воздух, почва, сезоны).
Эта тема дает детям представление об основных особенностях, признаках и отличиях каждого времени года, понятие о цикличности временных промежутков, их влиянии на живую природу.
Растения, их связь со средой обитания.
Тема знакомит с растением как живым организмом, который развивается, растет, цветет, дает плоды.
Животные, их связь со средой обитания.
Изучая тему, дети знакомятся с животным, как с живым организмом. Рассматриваются цепи питания.
«Природа – наш общий дом».
Эта тема формирует базовое экологическое понятие о себе, как о жителе планеты земля – части природы, от которой зависит жизнь всего живого.
Человек, гигиена и здоровье.
При ознакомлении с данной темой формируются навыки здорового образа жизни, основные этапы, дающие возможность осознать себя личностью.
«Красная книга» природы.
Тема знакомит с влиянием человека на живую природу.
Объем всех знаний, обозначенный в предложенных темах, разбит на этапы и обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Многие темы позволяют демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточняя и расширяя уже сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту, но с разных аспектов формирует у детей устойчивый познавательный интерес.
Система работы по формированию основ
Психологические
особенности
возраста
|
Общие
понятия
|
Человек
|
Гигиена
и здоровье
|
Сезонность
в природе
|
Младшая
группа
|
Осень. Зима. Весна. Лето.
Дождь; снег; град; гроза; ветер.
Погода пасмурная, солнечная.
Холодно. Жарко.
Мальчик. Девочка.
Животные.
Растения: корень,
стебель (ствол), ветви, листья, цветы.
Овощи. Фрукты.
|
Я – мальчик.
Я – девочка.
У меня есть голова (глаза, рот, уши, волосы).
У меня есть туловище (руки, ноги, пальцы).
Я могу делать руками…; ногами…
Я живой, потому что чувствую боль, время от времени хочу есть и пить.
|
Обучение детей элементарным навыкам: умываться, чистить зубы, причесываться, мыть руки после…;
полоскать рот после еды, т.е. показать необходимость содержать свое тело в чистоте.
Нельзя: пробовать грязную и очень горячую пищу;
Размахивать перед глазами острыми и колющими предметами.
|
Осень: погода пасмурная, идет дождь, холодный ветер срывает с деревьев желтые осенние листья. Люди одевают пальто, …
На полях и огородах люди убирают урожай.
Растения и животные готовятся к зимней стуже (как?).
Зима: очень холодно, мороз, водоемы замерзли.
Растения в тихом сне, но живые. Помощь птицам (подкормка).
Весна: солнце греет теплее, тает снег.
Растения оживают. Появляются насекомые.
Лето: изменение погоды, жарко. Цветение трав…
Появление на огороде овощей.
|
У детей младшего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.).
Развивается внимание, интерес к наблюдаемым объектам (в частности к животным и растениям), формируется доброжелательное отношение к ним.
|
экологического сознания у дошкольников
Растения
|
Животные
|
Красная
книга
природы
|
Природа – наш
общий дом
|
Формирование социальной
активности
|
Запомнить: названия
некоторых растений (одуванчик, ветреница, ромашка, мать-и-мачеха), деревьев и кустарников на участке.
Знать (и находить): части растений (корень, стебель (ствол), ветви, листья, цветы, плоды и семена);
основные растительные группы: деревья, кустарники, травы;
Характерные признаки определенных растений.
Знать, что комнатные растения нуждаются в постоянном уходе человека (полив, рыхление и т.д.)
|
Развитие интереса и бережного отношения к животным.
Умение находить у животных основные части тела;
Узнавать домашних животных, зверей, рыбу, лягушку.
Знакомство с некоторыми приспособлениями животных к условиям жизни и сезонам (условия жизни рыб, диких животных, перелет птиц на юг).
Умение наблюдать за животными природного уголка; помогать птицам зимой; не обижать кошек и собак.
|
Привитие бережного отношения к любому растению и
животному
|
Накопление представлений о мире природы.
Установление элементарных связей между наблюдаемыми объектами и явлениями.
Формирование элементарных понятий:
1) человек;
2) животное – живое существо.
|
Начало формирования первого уровня (нравственное представление).
Развитие интереса и бережного отношения к живому.
Воспитание положительного эмоционального отношения к природе.
|
Средняя
группа
|
Человек. Девочка.
Мальчик. Ребенок.
Мои помощники – руки, ноги, глаза, уши, нос.
Помощь родителям, другу…
Время суток. Время года.
Погода (солнечно, пасмурно,
тепло, жарко, холодно).
Небо. Солнце. Луна.
Водоемы: река, озеро.
Растения: деревья, кустарники, травы, грибы.
Овощи. Фрукты.
Животные: домашние, дикие, птицы, рыбы.
Лес: взаимосвязь смысловых целостностей.
|
Я→девочка (мальчик) →ребенок→ человек.
У меня есть:
- руки (это мои помощники);
- уши (слышу);
- глаза (вижу);
- ноги (хожу, бегаю);
- нос (дышу).
У некоторых людей не видят глаза, не слышат уши – им тяжело.
Я не должен смеяться над этим.
Я могу им помочь.
|
Мне не обойтись без своих помощников – рук, ног, глаз и т.д. – поэтому я учусь их оберегать (от грязи, ушибов).
Выработка умения и потребности в содержании в чистоте и порядке не только своего тела, одежды, но и всего, что нас окружает.
|
Учить детей находить элементарные связи животного и растительного мира в связи с сезонными изменениями (наблюдение за небом: Почему облака быстро плывут? → дует сильный ветер; Почему стало пасмурно? →солнце скрылось за тучами).
Одежда людей в связи с сезонами.
Побуждение детей к самостоятельным высказываниям.
Наблюдение за домашними животными в момент линьки и т. д.
Наблюдение за птицами зимой (знать для чего кормушки, скворечники).
|
Дети 4-5 лет сензитивны к разным видам познавательной деятельности.
В этом возрасте происходит становление
произвольности, интенсивное развитие
разных форм мышления.
Быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети этого возраста любознательны.
Это возраст I ступени формирования осознанного отношения к животным и растениям,
к себе как части природы.
Детям доступно понимание простейших связей смысловой целостности.
|
Первоначальные знания о лесе. Растения леса (деревья, кустарники, травы, грибы).
Уточнение сведений об овощах и фруктах, месте их произрастания (огород, сад). Употребление в пищу.
Знакомство с комнатными растениями, их разнообразием.
Формирование понимания – растение живое, и жизнь его целиком зависит от ухода за ними человека.
Вызвать желание ухаживать за растениями природного уголка сада.
Привитие элементарных навыков ухода за комнатными растениями.
|
Дальнейшее знакомство с внешним строением тела у животных; покровом тела у зверей как характерной особенности (приспособлению к сезонам).
Поведение, питание, движение, отдых животных.
Знать: земноводные (лягушка); пресмыкающиеся( ящерица, черепаха); насекомые(муха, муравей, жук, бабочка).
Наблюдение за аквариумными рыбками, их поведением.
Формирование понимания – жизнь животного природного уголка целиком зависит от человека.
Учить ухаживать за животными природного уголка.
|
Продолжать воспитывать чувство бережного отношения любому животному организму.
Дать сведения об охраняемых растениях:
1. Ветреница дубравная.
2. Ландыш.
3. Кувшинка.
|
Формирование смысловых целостностей.
Формирование и осмысление различных целостных систем на основе уже накопленных и вновь полученных представлений о мире.
Осмысление взаимоотношений с окружающей средой и определение собственного отношения к ней.
|
Формирование уровней:
1. Нравственных представлений.
2. Овладения элементарными практическими навыками и умениями.
Обучение несложным действиям по уходу за комнатными растениями и животными природного уголка.
Подкармливание птиц в зимний период.
|
Старшая
группа
|
Живая и неживая природа.
Организм.
Органы (легкие, желудок).
Рост. Питание. Дыхание.
Гигиена, здоровье.
Хвойные и лиственные деревья.
Культурные и сорные растения.
Фенологические наблюдения: сезонные явления, приспособление.
Среда обитания.
«Красная книга».
«Черная книга».
Охрана природы.
|
Внутренние органы человека (мозг, сердце, желудок).
Внутренние органы не видны, но человек их может почувствовать (дыхание, бьется сердце).
Легкие помогают дышать, они как шары внутри организма (вдыхаю – «шар» наполняется воздухом, выдыхаю – «шар» сдувается).
Желудок перерабатывает пищу, которую человек ест.
Сердце (как «моторчик») гоняет кровь по всему организму и кормит его изнутри.
|
Если плохо пережевывать пищу, то от этого страдает желудок.
Если вдыхать очень холодный или очень грязный воздух, то можно заболеть.
Загрязнение наружных слуховых проходов может стать причиной нарушения слуха.
К нарушению слуха приводят резкие шумы или постоянные простудные заболевания. Опасность попадания в наружный слуховой проход мелких предметов, клещей или других насекомых.
|
Четкое представление о названиях месяцев, времен года и их последовательности (модель года).
Наблюдение за высотой солнца, долготой дня, характерными сезонными явлениями в живой и неживой природе.
Свойства предметов и явлений природы.
Систематическое ведение и анализирование фенологического календаря наблюдений.
Различение температурных режимов (тепло, жарко, холодно, очень холодно).
Обучение умению находить причинно-следственные связи сезонных изменений в живой и неживой природе.
|
На шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, самостоятельно мыслить
Уровень развития познавательной сферы достаточен для усвоения некоторых систематизированных знаний о природе и человеке, как части природы.
Детям доступно осознание последовательности развития природных явлений.
|
Знакомство с влиянием основных факторов (свет, влага, тепло, воздух) на жизнь растений. Проведение опытов.
Сезонные приспособления растений (листопад, увядание трав).
Лиственные и хвойные деревья.
Знакомство с основными группами трав (лесные, луговые, болотные). Культурные растения и сорняки. Комнатные растения.
Овощи и фрукты, их польза для человека при употреблении в пищу.
Отработка умений и навыков по уходу за культурными растениями огорода, комнатными растениями природного уголка.
|
Продолжить знакомство с многообразием животного мира (рыбами, птицами, рептилиями, зверями и домашними животными).
Расширение представлений о внешнем виде животных, их поведении.
Домашние и дикие животные.
Приспособление животных к природным зонам (условия жизни): внешний вид, питание, сезонные приспособления (линька, зимняя спячка, перелет птиц).
Отработка умений устанавливать причинно-следственные связи на примере животного мира.
|
Знакомство детей с особой книгой:
- «Красная книга» - животных и растений. /сведения о редких и исчезающих растениях и животных; красный цвет – символ опасности, призывает к защите животных и растений, занесенных в эту книгу/.
Составление детьми своей «Красной книги» (растения и животные, которых знают).
|
Формирование представлений «Земля – наш общий дом», «Человек – частица природы».
Устанавливание взаимосвязей между живой и неживой природой.
Знакомство с основными признаками растительного и животного мира (растут, развиваются, дышат, питаются, умирают)
|
Формирование трех уровней:
1. Нравственных представлений.
2. Овладение практическими навыками и представлениями.
3. Развитие мотивации активности.
|
Подготовитель-
ная к школе группа
|
Экология. Охрана природы. «Красная книга».
Заповедник, заказник, питомник, зоопарк.
Человек – разумное существо: мозг, мышление, эмоции человека. Общение.
Здоровье – гигиена – закаливание. Семья.
Общие признаки живых организмов:
- дыхание;
- питание;
- развитие;
- размножение;
- приспособление к среде обитания, к сезону.
Годовой цикл. Суточный цикл.
Природные зоны.
Группы растений (культурные, дикорастущие, лекарственные и т.д.)
Группы животных.
|
Схожесть органов человека с органами животных. Разум – отличие человека от животных (научился помогать своему организму).
Мозг – самый главный орган человека, самый главный помощник.
Чувства человека: он радуется, смеется, плачет, огорчается, скучает и т. д.
Способность человека мыслить и размышлять.
Общение в жизни человека. Роль общения. Помощники в общении.
|
Формирование понятия «Здоровье - самое ценное, что есть у человека».
Гигиена - сохранение и укрепление здоровья:
1) дыхание (вред курения);
2) питание (режим питания);
3) зрение (освещение, вред телевизора).
Профилактика инфекционных заболеваний:
1) закаливание;
2) растения-целители (фитонцидные растения, витаминосодержащие).
3) занятия спортом.
Физкультура - воспитание сильных и здоровых духом людей.
|
Четкое представление о периодичности явлений в живой и неживой природе; о повторяющихся циклах времен года, суток.
Высота солнечного стояния. Долгота дня и ночи в связи с сезонами.
Приспособление растений и животных к сезонам.
Труд человека на земле по сезонам (посев семян, посадка саженцев весной, уход за растениями летом, уборка урожая осенью).
Забота и помощь человека диким животным в зависимости от сезона. Работа лесничих.
Времена года в произведениях поэтов, художников.
|
К шести годам дети в результате обучения и самостоятельных наблюдений уже могут анализировать предметы и явления, выделяя в них существенные свойства и признаки; делать выводы.
На основе этого они могут обобщать и классифицировать объекты, искать и находить тесные взаимосвязи живой и неживой природы: организм → среда обитания, влияние человека на природу и т. д.
|
Дальнейшее знакомство с многообразием растительного мира, основными группами растений.
Сходство растений и животных (дыхание, питание, рост, размножение). Зеленый цвет растений.
Растения – кормильцы всех на Земле (цепи питания).
Растения насыщают воздух кислородом и поглощают углекислый газ. Опыт.
Обновление воздуха в городах – работа зеленых растений.
Формирование представлений о фитоценозах, как сообществах растений леса, луга, водоема.
Лекарственные и ядовитые растения.
Комнатные растения, привезенные из разных стран.
|
Дальнейшее знакомство с многообразием мира животных.
Формирование понятия животное – живое существо, которому присуще свойство живого организма (дыхание, питание, рост, развитие, размножение). Сходство органов животного с органами человека.
Формирование представлений о развитии животных насекомых на примере бабочки; земноводных на примере лягушки. /цикл развития/
Забота о потомстве среди животных.
Особенности поведения животных (добывание пищи). Пищевые цепи (травоядные → хищники).
Зооценозы - сообщества взаимопомощи.
|
Дальнейшее знакомство с исчезающими видами животных, занесенных в «Красную книгу».
Информация об исчезающих видах растений и животных нашей области.
Информация об экологических катастрофах и их последствиях. Борьба с браконьерами.
Время выхаживания животными потомства – важнейшее время охраны птиц на гнездах, рыб во время нереста и т. д.
|
Формирование представлений о биосфере как единой целостной системе связей и зависимостей между элементами биоценозов.
Самоценность и значение каждого живого существа.
Закрепление знаний по экологии и использование их в жизни(правила поведения в природе).
Раны, природы и предохранение от них.
Красота природы, сохранение гармонии в природе.
|
Продолжение повышения интереса к познанию мира на основе усвоенных экологических знаний об отдельных живых организмах и их самоценности и необходимости каждого звена в общей цепи жизненных сообществ.
Дальнейшее формирование социальной активности дошкольников:
1. Нравственных
представлений.
2. Практических умений и навыков.
3. Мотивации активности.
4. Самостоятельности и инициативности.
|
|
|
|