Главная страница

«Система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования детей»


Скачать 50.11 Kb.
Название «Система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования детей»
Хорьякова Наталья Васильевна
Дата 03.03.2016
Размер 50.11 Kb.
Тип Документы

Тема «Система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования детей»

Автор Хорьякова Наталья Васильевна

должность методист

место работы г.Павловский Посад

Детский эколого-биологический центр

2013 г.

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.  

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Экологическое образование изучает не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития – переход к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает.

Поэтому целью   работы Детского эколого-биологического центра является экологическое воспитание детей.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

- способствовать формированию у воспитанников  познавательных интересов;

- познакомить с природой Подмосковья, её флорой и фауной, основными понятиями экологии растений, видового многообразия лекарственных трав, правил сбора, сушки, хранения  и применения природного материала (для творческой работы с ним);

- вооружить  практическими  умениями  и  навыками  по  выращиванию растений и уходу за животными;

- развивать навыки и умения исследовательской работы;

- развить  у воспитанников  наблюдательность, воображение, фантазию, инициативу, самодеятельность;

- пробудить  в детях  интерес  и  любовь  к  природе,  бережное  отношение  к  ней;

- воспитывать культуру  труда,  готовить  к  свободному  выбору  направления  будущей профессиональной деятельности.

Экологическое воспитание неотъемлемая часть занятий любого направления Детского эколого-биологического центра.

Особое место занимает эколого-биологическое направление, которое осуществляет свою работу через ряд объединений: «Секреты природы», «Занимательная биология», «Юный эколог», «Экология в сказках», «Твои весёлые друзья зверята», «Окружающий мир», «Экологический кружок «Солнышко», «Живая планета» и многие другие.

Целью художественно-эстетического направления дополнительного образования является воспитание художественного вкуса и формирование у учащихся потребности в эстетическом саморазвитии.

В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:

- развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей;

- развивать практические навыки и умения работы с разными материалами, в том числе природным;

- формирование творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты

Здесь работают опытные педагоги, увлеченные своим делом, а ребята с удовольствием посещают занятия, на которых учатся постигать мир природы по законам красоты.

Экологический театральный коллектив «Дебют» своей целью ставит воспитание экологической культуры через приобщение ребят к театральному искусству, развитию их способностей, расширению экологического кругозора.

Особое внимание уделяется такой форме работы, как экскурсии в зооуголок. Воспитанники творческих объединений, учащиеся школ и дошкольных образовательных учреждений знакомятся с особенностями содержания домашних животных, а также особенностями ухода экзотических животных, познают некоторые связи их обитания, получают представление о значении их в жизни человека. Обрести чувство гармонии с животным миром «уголка», получить интересную и полезную информацию помогают посетителям опытные педагоги – экскурсоводы.

Одним из основных видов деятельности в ДЭБЦ является организация массовых воспитательных мероприятий экологическо-биологической направленности для воспитанников творческих объединений Центра и учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений. Все они проводятся по заранее  разработанным положениям, сценариям, и играют свою значимую роль в процессах обучения и воспитания учащихся.

  Экологические и натуралистические, природно-защитные  и биологические мероприятия направлены на развитие бережного отношения воспитанников к природе, на правильную ориентацию в мире. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения воспитанников в активный процесс познавательной деятельности, «самоопределения», «самовыражения» в мире экологии и биологии. Игровые ситуации мероприятий обеспечивают возможность достаточно широкого личностного развития в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами, мотивами. Значительно успешнее закладывается фундамент конкретных представлений воспитанников об окружающем мире, в дальнейшем появляется живой интерес к различным экологическим вопросам и проблемам, наиболее удачно сочетается познавательно - практическая  и игровая деятельность.

Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно – по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности, учит навыкам публичного выступления и самореализации.

Правильно организованная, активная игра дает воспитанникам большой заряд положительных эстетических эмоций. Эстетические эмоции, социальные по своей природе, обуславливают характер отношения ребенка к самому себе, к другим людям, культуре, основным жизненным ценностям.
Образовательный процесс не заканчивается с окончанием учебного года.
Учащиеся образовательных учреждений города и района, воспитанники объединений и кружков Центра с удовольствием посещают Городской оздоровительный лагерь экологической направленности, который ежегодно функционирует на базе Детского эколого-биологического центра.

Учебно-воспитательная работа в ГОЛ насыщена и разнообразна.

Ежедневно педагоги проводят в лагере для детей отрядные и массовые тематические мероприятия.

Ребята помогают ухаживать за клумбами и цветами, тем самым приобщаясь к трудовому воспитанию, с огромной заботой, вниманием относятся к обитателям живого уголка, который находится в ДЭБЦ.