|
«Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя»
«Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя»
Правильно выбранные методы даже в руках не очень одарённого человека могут многое дать, неудачные же методы не помогут и гениальному учёному.
И. П. Павлов
В концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования. Развитие учительского потенциала – одно из основных направлений инициативы «Наша новая школа». Однако в России отмечается низкая инновационная активность большинства педагогов. Это связано с психологической, методической, технологической неготовностью к изменениям. Необходимо формировать инновационное мышление. Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педагогических кадров, готовности к инновациям. Инновационные подходы в управлении методической работой требуют наполнения ее функций новым содержанием, новыми видами деятельности.
Педагогическая инновация это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого.
В течение долгого времени меня пугала неясность и непонятность результатов, к которым нужно стремиться. Раньше мы стремились к получению определенных предметных результатов. Всегда считалось, что мы хорошо учим детей. Зачем инновации? Я немного успокоилась, когда изучила основные черты инновационного образования:
Создание завтрашних результатов.
Неясные, часто конфликтующие цели.
Движение вперед нелинейно (переделывание – это познание). Возможны ошибки, и в них нет ничего страшного.
Путь туманен («туманная исходная точка»)
Много путей и много результатов.
Скудность и противоречивость информации.
Прогнозирование почти невозможно (риски, сбои)
Затруднения в измерении и оценке результатов.
Постоянные внутренние противоречия – состояние психологического дискомфорта.
«Если ты разбираешься в инновации, значит, она уже устарела»
То есть это нормальная ситуация, когда возникают вопросы и затруднения.
Качественному выполнению работы помогает командный дух. Мне посчастливилось работать в ММО, которое является настоящей педагогической командой. Не буду останавливаться на плюсах и минусах командной работы. Конечно, этот командный дух достаточно тяжело поддерживать, в первую очередь необходимо использовать эмоционально-волевой ресурс, различные способы поощрения, привлечение к различным мероприятиям, показывающим значимость каждого члена ММО для нашей общей работы, даже если это немного не так.
Методическая поддержка это не только деятельность по накоплению знаний об инновационных технологиях, но и способность их выбирать, то есть формирование инновационной грамотности учителя.
Так на заседаниях нашего ММО были изучены такие понятия, как коуч, модератор, тьютор, педагоги изучили особенности работы этих специалистов в школе, попробовали исполнить их роли в практике работы с детьми и на круглом столе поделились полученным опытом.
Как показывает практика, многие учителя очень дорожат положительной оценкой их работы в коллективе. Правильно проведенная оценка – это сильный мотивирующий фактор. Перед нами встает вопрос: «Как создать такую систему оценки работы учителя, чтобы она способствовала их профессиональному росту, продвижению вперед?» С этой целью регулярно проводим различные мониторинговые исследования профессиональной компетенции педагогов. Исходя из результатов, планируем работу по устранению затруднений и по обобщению успешного опыта. Даже о небольших успехах обязательно говорим.
Важным условием для совершенствования процесса обучения является интеграция современных образовательных технологий. Следуя требованию времени, учителями создаются персональные сайты. Страницы сайтов можно использовать для дифференцированной работы с обучающимися, дистанционной работы с одаренными детьми, более конструктивной работы со своими коллегами.
Показывая значимость интеграции, к работе ММО активно привлекались учреждения дополнительного образования и другие специалисты. Так проводились заседания ММО в форме круглого стола в ПЦ «Форсаж», в музее Военного водителя, в ДДТ, где учителя и педагоги доп. образования искали пути взаимодействия основного о дополнительного образования для развития личности обучающихся.
Проведены мастер-классы для педагогов ММО с привлечением психологов по работе с разными группами обучающихся – одаренными, мотивированными на результат и испытывающими затруднения детьми, по организации проектной деятельности. Открытые заседания научного общества обучающихся «След» с привлечением педагога объединения Автомоделирование, Музея военного водителя, педагогов истории и иностранного языка.
Давно известна прекрасная истина: яркую, творческую личность ребенка не сможет сформировать нетворческий, посредственный учитель, а поэтому очень важной на современном этапе задачей является формирование личности учителя – мастера, профессионала. Именно поэтому вся методическая работа должна быть направлена на стимулирование творчества учителя и выработку потребности в самообразовании и саморазвитии. Для этого у нас в ММО закрепилось правило - все педагоги ММО ежегодно дают открытые уроки или мероприятия по внеурочной деятельности, все посещают уроки коллег, все обязательно принимают участие в работе заседаний ММО, где рассказывают о своей работе, что позволяет коллегам изучить их систему работы, отметить достижения, помочь в решении возникающих затруднений.
Мое глубокое убеждения заключается в том, что любая коллективная работа начинается с руководителя, поэтому самой приходится во всем участвовать. Мы совместно с учителем математики приняли участие в региональном конкурсе курсов для предпрофильной и профильной подготовки, где интегрированный элективный курс «В химии столько истины, сколько в ней математики» для 9-х классов стал победителем и рекомендован к использованию. Все члены ММО участвовали в работе разных региональных конференций и семинаров. Чтобы заседания ММО не стали очередной рутиной, бумагой для отчета все заседания должны быть интересны и полезны.
Например, в 2013-14 учебном году нами было проведено открытое заседание ММО учителей физики, химии, биологии и экологии, где вместе с учителями нашего ММО работали руководители ШМО и ММО других предметов. Был проведен семинар-практикум по теме «Наука в помощь. Изучение разных аспектов одаренности»
План:
Одаренность. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес). Одаренность как проявление творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин) Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева) Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Не вдаваясь глубоко в подробности, учителя познакомили с некоторыми теориями одаренности. И дали ссылки на источники используемой информации, чтобы коллеги могли ее подробнее изучить. Каждому нужно свое время чтобы усвоить информацию.
-
Из опыта работы по развитию одаренности. (Работа педагогов по подготовке к олимпиадам, работа над проектами к школьной и муниципальной конференциям, работа научного общества обучающихся и впечатление детей от этой работы). Педагоги получили информацию, что понравилось, а что нет от самих детей (обязательным условием их выступления было высказать собственное мнение)
Психологическая игра с вовлечением педагогов. Психологи школы привели примеры упражнений и игр для развития разных способностей обучающихся. Причем, не останавливаясь на диагностике (только дав ссылку на источники), познакомили именно с упражнениями, которые можно использовать и на уроке, и во внеурочной деятельности, и как предметник, и как классный руководитель. Использовали методику Коллаж для развития творческих (дивергентных) способностей.
Рефлексия
Следует отметить высокую активность педагогов в данной работе
Я считаю, и мой многолетний опыт доказывает это, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
мне интересен тот, кто меня учит;
мне интересно то, как меня учат.
Эти же условия работают и при работе руководителя МО с коллегами. Я стараюсь на МО дать коллегам как можно больше полезной и интересной информации. Например, сейчас всех педагогов больше всего раздражает и нервирует обилие бумаг, которые «свалились на голову учителя», обилие ненужной работы. И самое важное мы часто не успеваем. Я предлагаю своим коллегам правило «Планирование 60:40» – это принцип, выведенный опытным путем и свидетельствующий о том, что при коллективной работе в офисе целесообразно составлять план лишь на 60% рабочего времени. 40% нельзя запланировать заранее, они могут уйти на непредвиденные встречи, посетителей, телефонные разговоры и т.п.
Не планируйте более трех важных дел на день.
Не планируйте более десяти дел на день.
Планируйте наиболее важную, сложную и неприятную работу на наиболее благоприятное для вас время суток.
Легкие и приятные виды работы - на конец рабочего дня.
Не приступайте к выполнению новой задачи до завершения предыдущей. Если вас прервали - вернитесь к незавершенному делу.
Невыполненные дела записывайте в план работы на следующий день.
Невыполненное задание в течение нескольких дней - предмет для размышлений:
Нужна ли вообще эта работа?
Если нужна, выяснить причину невыполнения - дело в объективных причинах или в неисполнительности работника?
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами В.С. Лазарева: «Хотим мы того или не хотим, сегодня становится прошлым, а завтра – настоящим». А мы участвуем в формировании этого завтра. (В.С.Лазарев - профессиональный психолог. Ему принадлежат работы по психологии образования и управлению образованием.)
|
|
|