|
Синявинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
“Синявинская средняя общеобразовательная школа”
(дошкольное отделение)
Учитель-логопед: Самойленко Светлана Павловна.
Роль игры в предупреждении ошибок чтения и письма у дошкольников.
По результатам обследования детей, попадающих в наши логопедические группы и по заключениям ПМПК было отмечено, что многие дети имеют риск дисграфии и дислексии. Предыдущий опыт моей работы показал, что дети 5-7 лет с различной речевой патологией отстают в школе по русскому языку и чтению, становятся дисграфиками и дислексиками. И я поняла, что только мы в своих группах можем сделать все необходимое, чтобы предупредить эти нарушения в письменной и устной речи в дальнейшем. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включаются в игры со звуками, с буквами, слогами, словами. Я использую, как подгрупповую, так и индивидуальную формы работы. Некоторые из детей требуют только индивидуальной работы, так как на фронтальных занятиях их восприятие затруднено. К концу года дети показывали достаточно высокий уровень подготовки к школе, они могли не только свободно читать, писать печатными буквами, владели навыками звукобуквенного анализа, но и имели более высокий уровень осведомленности об окружающем мире, могли свободно общаться с книгой. Умение читать позволяет им контролировать свое звукопроизношение при чтении, следить за правильным грамматическим оформлением. И, как конечный результат, дает возможность детям с первоначально тяжелым речевым диагнозом обучаться в общеобразовательной школе.
Как подготовить ребенка к обучению грамоте, к предупреждению ошибок чтения и письма? У детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность и спутник детства. В игру вовлекаются все стороны личности ребенка: говорит, воспринимает, думает, двигается. В процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
С чего же начинать подготовку к обучению грамоте и предупреждению ошибок чтения письма. Учить надо играя. А это, значит, учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Цель моей работы - попытка доказать это.
Нарушения чтения и письма чаще всего возникают в результате несформированности всех компонентов языка: лексического, грамматического, фонетического. Поэтому предварительно необходимо:
1)Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2)Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов и фонематических представлений.
3)Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4)Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5)Формирование связной речи.
6)Совершенствование пространственно-временных представлений.
7)Развитие мелкой моторики рук.
8)Развитие тактильных ощущений.
9)Расширение поля зрения ребенка.
10)Развитие конструктивного праксиса.
Через это и лежит путь к подготовке детей к обучению грамоте, предупреждению ошибок чтения и письма.
Чтобы правильно построить коррекционную работу, я предварительно провожу диагностику детей. Обследую и развиваю неречевые функции:
1. Психомоторику.
2.Гнозис (узнавание предметов, изображенных контурно, в условиях наложения, узнавание вписанных друг в друга, геометрических фигур; узнавание букв неправильно расположенных, наложенных друг на друга, дифференциация правильно и зеркально написанных букв; оптико-пространственный гнозис).
3.Ориентировку в окружающем пространстве.
4.Праксис оптико-пространственный и динамический.
Опыт моей работы показал, что самые большие трудности вызывает анализ и синтез слов, а отсюда вытекает дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки, а затем перевод звуков речи в буквы. Детям нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Ребенок может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом: интонационного подчеркивания, последовательного притягивания звуков в произносимом слове. Например, [ссон], [соон], [сонн]. Это могут быть игры-звукоподражания, которые легко подхватываются детьми. ("Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй, пожужжи также.") Хорошие детские стихи тоже помогут приучить детей к выделению отдельных звуков в словах. "Ночные стихи" Э. Мошковской. Дети на занятиях знакомятся с гласными и согласными звуками. Хорошо знают, что звуки только слышатся и произносятся. Но малышам очень хочется их увидеть, поэтому мы используем символы звуков. Они живут в словах домиках, в которых разное количество комнат. Каждый звук в слове-доме имеет свою комнату. Различать мягкие и твердые согласные помогут игры про двух братцев. ( Тим и Том, Бим и Бом, Ниф и Наф) Задача звукового анализа слов успешно решается во многих играх:
Игра "Магазин". Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет звук в слове-покупке.
Игра "Цепочка слов". Каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
Очень нравится детям слушать сказки из "Букваренка" Юдина и называть слова с определенным звуком.
Игра "Поезд". В поезде несколько вагонов. Нужно посадить животных, птиц и даже детей группы в вагоны согласно купленным билетам по количеству звуков или слогов.
Игра "Построим пирамиду" помогает детям упражняться в определении количества звуков и слогов.
Игра "Включи телевизор" помогает детям в определении первого или последнего звука в словах, в чтении слов по 1вым, 2ым, Зим и последним звукам в названии каждой картинки. Чтобы "включить" телевизор и увидеть изображение на экране, необходимо назвать заданные звуки в названии картинок и соединить их в слова. Такие же цели преследует игра "Как их зовут?" Дети читают имена героев по заданным звукам.
Игра “Кубик” помогает упражнять детей в определении количества звуков в слове. Каждый из детей бросает кубик, определяет, сколько кружков на верхней грани. Среди картинок на доске выбирает такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.
Для закрепления навыков полного звукового анализа и синтеза я придумала игру, которая позволяет быстро сконцентрировать внимание детей, соотнести название картинки с графической схемой, проанализировать структуру слова, охарактеризовать каждый звук в слове, порядок звуков и их количество. "Найди каждому слову свой домик". На полотне 6 домиков, в которые вставляются карточки "жильцов" со схемами слов. А в центре табло со вставленными картинками. Каждая картинка найдет свой домик, если дети подберут "ключик", то есть соответствующую схему слова. Умышленно подбираю слова похожие по структуре, но отличающиеся одним звуком, или только ударением, что заставляет детей более тонко анализировать каждое слово.
Для различения твердого и мягкого согласного предлагаем детям следующую игру (“Твёрдый и мягкий”): коробка разделена на 3 части. В одной части карточки со словами, на которых выделена одна из букв. В двух других частях коробки находятся места для слов с твердыми и мягкими согласными. Соответственно распределяются слова. А на другой стороне карточки для проверки себя есть соответствующие знаки твердости и мягкости. По такому же принципу существует игра "Глухой и звонкий".
Игры “Разложи правильно”, “Составь пары из картинок” упражняют детей в дифференцировании твёрдых и мягких согласных в словах.
На первом этапе подготовки к обучению грамоте дети сделали открытие, что наша речь состоит из звуков. Второе открытие, что звуки можно обозначить графическими значками, то есть буквами. Знакомство с ними позволяет детям перейти к новому для них виду речи - письменной. В группе создана развивающая среда. При знакомстве с буквой нужно создать образ буквы. Дети фантазируют, на что похожа буква, что дополняется стихами: "Палочка да палочка, а между ними галочка". Чтобы лучше запомнить буквы, на стене группы расположен поезд из 33 вагонов, которые появляются постепенно, по мере изучения звука и буквы. Синие вагоны символизируют согласные звуки, а красные - гласные. Синие колеса обозначают твердые звуки, а зеленые - мягкие. Колеса со звоночками обозначают звонкий звук, а заштрихованные - глухой. На вагоне есть изображения различных предметов, в названии которых "живет" этот звук.
Для ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ я использую следующие виды работ:
1) Выкладывание букв из палочек, веревочек, проволоки; лепка из пластилина; письмо на манке.
2) Определение правильных букв и исключение ложных.
3) Ощупывание букв из наждачной или шершавой бумаги.
4) Дописывание недостающего элемента буквы. (“Жук-буквоед”. “Буква сломалась").
5) Обведение букв по шаблону и трафарету.
6) Демонстрация букв в разном положении.
7) Определение букв написанных на спине.
8) Нахождение букв, наложенных друг на друга.
9) Нахождение букв в геометрических фигурах.
10) Придумывание слов на заданную букву в определенной позиции.
11) Письмо в воздухе.
12) “Мастерская букв”. Выкладывание букв из палочек и верёвочек помогает детям поддерживать устойчивое внимание к образу, а стихотворный текст уточняет, из каких элементов состоит буква и как она расположена относительно другой.
13) Сравнение сходных букв и их реконструирование.
Ы – Ь – Ъ – Б – В – З
Т – Г – П – Н – И
Ж – Х – К
А – Д – Л – М
14) Целостному восприятию буквы, выделению её характерных признаков, а также появлению положительного отношения к письму способствует чтение стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме (Маршак, Шибаев, Тарлапан).
Виды работ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА:
1) Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
2) Составление схем слогов с использованием цветных фишек.
3) Чтение слогов по слоговым таблицам.
4) Работа с таблицами типа
.А С.
.У М.
В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.
5) "Живые буквы".
6) Составление слога по картинкам с выделением первых или последних звуков.
Читать слоги полезно, но скучно. Чтение слогов становится более увлекательным, если применить игры или игровые упражнения. Я использую слоговые дорожки на каждую букву. Например, катер с буквой Л причаливает к пристани. А, О, У, Ы. Тогда капитан дает сигнал: ЛА-А-А! Или воздушный шар путешествует по облакам. А, О, У, И, Ы. И дети с удовольствием читают слоги ША, ШО, УШ, ЫШ. Или Незнайка приезжает в Буквоград в гости и читает названия улиц. Если сначала заехать к букве А, а потом к букве П, как будет называться улица? Детям нравится игра, и они очень быстро начинают читать слоги.
Виды работ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНЮ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА.
1) Заучивание считалок. (Взмахом руки разграничиваем каждое слово.)
2)Работа с предлогами. Использую схемы с предлогами.
3) Дифференциация слов, отвечающих на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?
4) Разгадывание ребусов.
5) Задания на подбор нужного слова к смысловому ряду.
а) по опорным признакам - белоствольная, высокая, стройная - ? (березка)
б) на обобщающие понятия:
- какое слово лишнее и почему? (стул, стол, платье)
- добавить нужное словечко (автобус, трамвай, поезд, ... );
- назвать общим словом ( понедельник, среда, пятница - ...).
6) Деление слов на слоги с выделением ударного слога.
Для этого удачно использую игру с полосками-словами. У каждого ребёнка есть набор полосок-слов с количеством слогов от 1 до 4х. (Полоска разделена на квадраты-слоги). В соответствии с количеством слогов в заданном слове, ребёнок выбирает правильную полоску-слово и красным квадратом определяет ударный слог.
7) Подбор слов к слоговым схемам.
Игра “Найди ошибку” упражняет детей в определении количества слогов в слове. У поезда 4 вагончика с соответствующими слоговыми схемами слов. В каждом вагончике “едут” картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют слоговым схемам. Иначе поезд не поедет, и надо искать ошибку.
8) Составление звуковых схем.
9) Подбор родственных слов к данному слову. Например, снег, снеговик, снегопад, снегоход, снежный.
10) Исключение лишних слов. Например, лес, лесок, лесник, лестница.
11) Разделение слов на слоги, а затем их перестановка. Например, бан-ка, кабан.
12) Составление слова с использованием начальных звуков других слов. Например: Санки, Осы, Мост (СОМ).
Составление слова по конечной букве других слов. Например: поЛ, носкИ, ноС, рукА (ЛИСА).
13) Замена в слове одного звука. Например: КОТ - РОТ - РОК - РАК ....
14) Чтение слов в обратном порядке. Например: ШАЛАШ.
15) "Слово рассыпалась" Например: П, Р, К, А (ПАРК).
16) "Потерялась буква" Например: ДО. , РА.
17)Чтение слогов и слов с добавлением
А – РА – ВРА – ВРАЧ
О – ТО – СТО – СТОЛ
У – НУ – ВНУ – ВНУК
18) Чтение слов, написание, которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения.
КОТ – КТО
РАК – КАК
МУКА – МУХА
19) “Найди букву”.
ЛУЖИ – ЛЫЖИ
КОРОВА – КОРОНА
ПАПКА – ПАЛКА
БЕЛКА – БУЛКА
КИТ – КОТ
КОРКА – КОШКА
“Переведи на человеческий”. Чтение слов, начинающихся с одного слога.
ГА- перевод с гусиного(ГАРАЖ, ГАМАК, ГАЛКА).
Му – перевод с коровьего (МУКА, МУЗЫКА, МУЛ
КАР – перевод с вороньего(КАРТА, КАРМАН, КАРЛИК))
Интересно использовать игру "Чудеса" по произведениям М. Яснова из цикла "Городские вывески". Снег залепляет буквы в названии вывесок. Дети ищут недостающую букву и читают названия вывесок. Например: .. .УЛОЧНАЯ-БУЛОЧНАЯ, .. .АСТРОНОМ-ГАСТРОНОМ.
17) "Какое слово спряталось в слове?" мРАК уДОЧКА эКРАН
Очень интересна книга "Сорок слов из простокваши" (рост, просто, сто, пост и т.д.)
18) Составление новых слов из букв одного слова. Например: МОСТ Мак, Осы, Сок, Торт.
19) Составление слов из слогов.
Игра “Построй домики”. Домики разрезаны на две части, на которых написаны слоги. Предлагается построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово.
Игра “Бусы” упражняет детей в подборе слов разного слогового состава. Логопед показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят из одной, двух и трёх бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребёнок даёт правильный ответ, его часть бус соединяют с другими.
20) Составление из двух слов одного. Например: длинный хвост - длиннохвостый.
21) Работа со сложными словами.
Например: (РЫБУ ЛОВИТ - РЫБОЛОВ, СНЕГ ПАДАЕТ - СНЕГОПАД).
22) Работа с синонимами, антонимами, омонимами.
Например: большой, огромный, громоздкий; зима - лето, поздно - рано; ключ - дверной, родник, скрипичный.
23) Дифференцирование приставки и предлога.
24) Придумывание лесенок слов.
КОТ
КРОТ
КОШКА
КУРИЦА
25) Работа с изографами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
1) Сочетание существительных с прилагательными.
а) Подбор прилагательных к существительным. Зима (какая?) холодная.
б) Подбор существительных к прилагательным. Холодный - день, суп, чай...
Холодная - погода, весна, рука...
в) Исправление "ошибок"(Длинный ночь. Осенняя день).
2) Сочетание существительных с глаголами. Что может делать? Самолет.........
Корабль..........
Автобус..........
3) Сочетание существительных с числительными.
Очень эффективна игра "Домики". В домиках живут "Луна", "Месяц", "Солнце", "Звезды". Цель игры: дифференциация слов по родам и числам. Сочетая существительные с прилагательными, дети с удовольствием расселяют "жильцов" по "домам".
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учу детей составлять предложения по графической схеме, или, наоборот, составленные предложения записывать графически. В подготовительной группе составляем предложения по интонационной схеме. Дети учатся произносить одно и то же предложение с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Дети пользуются в речи обычно малораспространенными предложениями. И просто придумывать и распространять предложения для них скучное занятие. И каким это становится увлекательным делом, если они обучают этому своих "гостей". Дети выбирают одно слово. Каждый придумывает с ним предложение. Предложения должны быть все разные, не повторяться. Сколько надо проявить фантазии, смекалки, вспомнить все, что он знает об этом предмете. Иногда дети удивляют своей изобретательностью. А "гость" должен догадаться, о каком предмете идет речь.
Дети любят распространять предложения, нанизывая на ниточку бусы. Чем длиннее предложение, тем длиннее бусы.
Я часто провожу работу с деформированным текстом. Сначала заменяю некоторые существительные картинками, а затем - без них. С большим удовольствием дети не просто составляют рассказ из деформированного текста, а помогают Незнайке исправить письмо, или расшифровать чье-нибудь послание. А иногда наоборот "зашифровывают" письмо графически. Дети делят готовые тексты на предложения. С интересом составляют рассказы по началу и концу, по сюжетным картинам, по серии картин.
Дети очень любят отгадывать головоломки, ребусы, кроссворды, которые мы берем в "Занимательном азбуковедении" В. Волиной. Игр очень много, и в них стараюсь оставлять место для самостоятельности, игровой инициативы детей, чтобы дети жили игрой, а, значит, и развивались. В игре ведущее значение имеет возможность свободного выбора. Ребенок выбирает игру, играет в нее, пока она не надоест, и выключается из нее, как только почувствует удовлетворение своей потребности. Чувство свободного выбора, как мне кажется, составляет психологическую основу игры. Однако это не значит, что, пользуясь правом выбирать, ребенок предпочитает только такие формы активности, которые не будут связаны с трудностями. Выбирая игру, ребенок тем самым принимает связанные с ней трудности, становясь целенаправленным, волевым, сосредоточенным в их преодолении, что делает игру эмоционально окрашенной и мотивированной. Чем плохо, если процесс обучения ребенок будет переживать так же, как игру?... Он должен радоваться учению! А такую радость должны доставить ему мы — педагоги, воспитатели, учителя.
На занятиях к детям часто приходят сказочные герои. Например, приходит Петрушка или Незнайка и просит ребят помочь ему собрать слово, найти нужную букву, расставить правильно буквы, подобрать схемы к словам. На таких занятиях эффективней идёт работа по развитию абстрактного мышления, памяти внимания, фонематического слуха. Дети работают более активно, продуктивно, сосредоточенно. У них появляется желание помочь героям сюжета, правильно выполнить конкретное задание, сопровождая его речью. Сказочный сюжет может заинтересовать всех ребят, удержать их внимание на протяжении длительного времени. Желание помочь героям делает ребят более активными, избавляет от страха перед выполнением задания.
Для детей занятие – это игра, а для взрослого – способ обучения, передачи ребёнку знаний, умений и навыков, их закрепления. Действия, выполняемые в игре, всегда имеют результат. Это требует соблюдения особых правил. Результат действий в игре привлекателен для детей: они разрешают проблемную ситуацию, например, помогают Красной шапочке добраться к бабушке или помогают Старухе Шапокляк расшифровать слово, которое закодировала крыса Лариска. Очень нравятся детям игры соревновательного характера.
У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Выполнение правил игры требует выдержки, самообладания, дисциплинированности. В играх обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Здесь очень уместны слова А.С. Макаренко: “Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Ребёнок испытывает радость от удачно найденных решений, быстро и правильно выполненных заданий. Многие игры способствуют выполнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умения правильно выражать свои мысли.
Эффективность использования игровых мотивов доказывает проверка знаний детей. Подводя итоги обучения грамоте, мы видим, что дети хорошо усваивают изучаемые звуки, умеют их выделять, определять их место в слове, анализируют слова по звуковому составу, делят слова на слоги, находят ударные гласные. Изученные звуки дети соотносят с буквами, выкладывают из букв слоги и слова. Дети могут уже писать печатными буквами под диктовку, не только отдельные слова, но и предложения. Следует отметить, что диктанты дети пишут с удовольствием. Умение читать имеет большое значение в автоматизации поставленных звуков. Читая, они "видят" звук, который им нужно произносить правильно, и автоматизация происходит значительно быстрее.
В результате такой работы риск дисграфии и дислексии у наших детей значительно снижается. После пребывания в речевой группе нашего детского сада дети идут в школу достаточно подготовленными, с развитыми навыками учебной деятельности.
Внимание и запоминание у детей речевой группы слабое. Значит надо вводить в занятия игры и игровые ситуации. Всегда легче запомнить то, что интересно. У детей повышенная утомляемость, поэтому не надо перегружать их однообразными заданиями, а чаще менять виды деятельности, насыщая их игрой. О побудительной силе игрового мотива, об исключительно важном значении игры для общего психического развития ребенка - дошкольника много написано в психолого-педагогической литературе. Серьезное отношение современной педагогики и психологии к игре - этой, казалось бы, совсем несерьезной шалости, забаве, развлечению - отразилось в новом понятии - игровая деятельность дошкольника. Деятельность значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый, учитывая возрастные особенности и возможности ребенка, игра становится формой сотрудничества. Важно помнить, что когда речь идет о ребенке дошкольнике, попытка разделить игру и учение, "очистить" занятия грамотой от вольностей игрового поведения не может быть удачной, и, напротив, широкое использование игр и игровых упражнений обеспечит успех занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка.
|
|
|