Главная страница

Религиозное воспитание детей: грани разумного


Название Религиозное воспитание детей: грани разумного
Дата 29.02.2016
Размер 48 Kb.
Тип Документы

Религиозное воспитание детей: грани разумного.

Как меняется жизнь вокруг... Долгие годы антирелигиозной пропаганды в прошлом, и народ массово пошел в храмы. Крестится и стар и млад, соблюдают пост, читают духовную литературу. Религия все глубже проникает в сферу воспитания детей. Ревностнее всех к этому процессу относятся новообращенные верующие родители.

Вот пример одной семьи. «Два сына, мама. Старший сын, священник, сам в свое время пришел в Храм и нашел призвание в служении Богу. Младший - с ранних лет очень активно приобщается мамой, ревностной христианкой, к церкви. Дома очень много религиозных книг. Заведен порядок - обязательное ежедневное чтение данной литературы. Телевизор разрешено включать только маме, которая тщательно выбирает программы для просмотра. В церковь - обязательно вместе с сыном, и не только в дни церковных праздников, но и в будни. Исповеди, причащение, соборование в дни Великого Поста.

Большую роль в жизни семьи играет духовник. Именно к нему мама направила сына, который ныл долго и упорно - не хотел продолжать обучение в музыкальной школе. Духовник сказал, что бросать нельзя. Продолжает через силу, ведь благословение на то, чтобы бросить обучение, не было получено. По выходным ходит в воскресную школу, общение существенно ограничено кругом верующих прихожан храма».

Приобщение к системе нравственных ценностей, следование религиозным заповедям - что в этом плохого? Заповеди - это свод общечеловеческих ценностей, которые представляют собой весьма важные жизненные ориентиры. Когда взрослый человек вполне сознательно, проникнувшись идеями конкретной религии, делает свой выбор, - это одно дело.

А когда выбор за ребенка делают родители? Когда взрослые ставят знак равенства между нравственным воспитанием и религиозным?

Христианство стоит на позиции, что «все родители должны воспитывать детей для Бога» (Иоанн Златоуст). Византийский патриарх, писатель, проповедник, весьма почитаемый на Руси, считал, что именно они должны заботиться о спасении души ребенка, приобщая его к христианским добродетелям. Необходимо прививать ребенку благочестивые намерения, скромность, оберегать его от стремления к удовольствиям, непристойностям, пороку.

Целая система мероприятий способствовала достижению этих целей: молитвы, беседы на нравственные темы, соблюдение постов, выбор в качестве примера для подражания жизни праведников, запреты на походы в театры, тщательный выбор окружения для ребенка («чтобы не обжечься от огня» - следить, чтобы ребенок не общался со сплетниками, лжецами, чтобы юноши не общались близко с девушками - источниками соблазна и т.п.).

«Какое отношение идеи этого византийского проповедника, умершего еще в 5 веке, имеют к современности?»,- спросите Вы. Предписания относительно поведения верующего никуда не исчезли за столетия. Подчинение им взрослого человека - его сознательный выбор. А как обстоит дело с детьми в семье верующих родителей? Есть ли тут проблемы, опасности, подводные камни? На наш взгляд, они существуют.

Начнем с уже обозначенной проблемы - свобода выбора религии. Крещение в раннем детстве, посещения с маленьким ребенком Храма, соблюдение неких правил жизни верующего человека - это выбор, совершенный за ребенка, без его согласия. Вы убеждены, что так лучше для него? Что, став взрослым, он не упрекнет вас, не отойдет от религии, не сменит веру? С позиций православия вы заботитесь о спасении его души. Но не забывайте, что религиозное мировоззрение - это лишь один из взглядов на мир.

Раннее приобщение ребенка к Церкви, во - многом, определяет круг его общения - дети и взрослые из таких же семей верующих, с которыми он встречается во время богослужений, посещения воскресной школы, обычного житейского общения вне стен Храма. Ребенок привыкает к определенному стилю жизни, мировоззрению этих людей. А что будет, когда он попадет в мир людей, которые не столь ревностно следуют заповедям, чье поведение подчиняется иным нормам? Всегда ли он сможет наладить эффективное общение с такими людьми, адаптироваться в социуме, который существует по иным законам? На дворе - XXI век, мы живем в светском государстве. Не будет ли у него в сознании мир делиться на лагерь «верующих» и «неверующих», причем, не будет ли последний лагерь восприниматься как сообщество существ неразумных, противостоящих истинному учению?

В основе любой веры - некритичное принятие определенных идей. Ребенку говорят, как надо, как должно. Его жизнь направляют в определенном русле. Не снижает ли это его собственную активность, самостоятельность, инициативность, критичность мышления?

Рассмотрим также систему знаний, которой овладевает ребенок. В России церковь отделена от государства и школы. Ребенок получает сведения о религии исключительно в русле культурологическом, историческом. На уроках истории, литературы его могут ознакомить с основными установками различных религий, но не будут утверждать, что идеи какой-то религии - единственно верные. Как будет чувствовать себя ребенок, который с детства уверен, что Бог создал человека, а на уроке ему будут рассказывать о теории Дарвина? Не возникнет ли растерянности, сомнений? Как объяснить ребенку из семьи верующих то, что он услышал в школе? Как совместить некоторые светские знания с религиозными установками семьи?

Вы приобщаете ребенка к вере, читаете вместе с ним Библию и иную духовную литературу, ходите в Храм, посещаете иные собрания верующих.

А какое место вы определили для светской культуры в жизни своего ребенка? Не ограничили ли вы в его в выборе книг для чтения, не запретили ли смотреть некоторые передачи, которые смотрят и обсуждают его одноклассники? Есть ли у вас дома Интернет, или вы боитесь, что не сможете контролировать материал, который может найти там ребенок? Помните о том, что для ребенка всегда значимо общение с другими детьми, и если он обучается в светском учебном заведении, многие темы, далекие от религии, станут темой для обсуждения в детской среде, что, возможно, сблизит собеседников, поможет найти приятелей, друзей. О чем будет разговаривать ваш ребенок? Как он найдет себе друзей?

Вы не склонны драматизировать ситуацию и уверены, что все образуется, что, если он не найдет приятелей в классе, то всегда сможет общаться с детьми из семей верующих? Не напоминает ли это немного парниковую атмосферу? И о запретах следует сказать особо. Уважаемые родители, помните, что запретный плод всегда сладок. И нередко, именно к нему будут направлены все устремления вашего ребенка, что, несомненно, перечеркнет все ваши усилия. Чрезмерный контроль и система запретов чреваты сопротивлением. Мир - многогранен и наполнен весьма любопытными вещами. Может, следует знакомить все же с ними ребенка, пытаясь сформировать правильное отношение, отказавшись от подчас чрезмерных запретов, опираясь на уважение мнения ребенка, его стремлений, целей?

Как вы видите, больше вопросов, нежели ответов. Родители, с ранних лет ревностно приобщающие своего ребенка к вере, должны очень хорошо понимать, какие трудности могут ожидать их ребенка, и помочь ему их решить. Есть некие грани разумного, которые не стоит переходить. Односторонность, впадение в крайности, чрезмерные запреты - вот те подводные камни, которые могут существенно навредить.

Посмотрите вокруг. Неужели нет людей, которые, обладая меньшим «градусом воцерквленности», тем не менее, живут честно, достойно? Они не ходят в церковь, не соблюдают посты, не читают религиозную литературу, но имеют весьма твердые моральные убеждения, которым следуют по велению своего сердца. Важно воспитать человека совестливого, с твердыми моральными принципами, а выбор религии - все же личное дело каждого человека.