|
Семинар- практикум с родителями по теме «Организация двигательной активности дошкольников»
Семинар- практикум с родителями по теме «Организация двигательной активности дошкольников».
1.Психологический настрой с распределением родителей по группам:
«Пусть встанут те, кто…»
Ведущий обращается к участникам, сидящим в обычном порядке: «Предлагаю вам начать встречу с игры. Все, кто будет согласен с предложенным утверждением, должны встать». Затем вставшим предлагается перейти за первый столик, и так по порядку за остальные столики. Таким образом формируется несколько групп.
Высказывания:
Пусть встанут те, кто по утрам дома делает зарядку.
Кто играет с ребенком в подвижные игры?
Кто закаляется сам и пробует закалять ребенка?
2. «Устный журнал». «Немного об организации двигательной деятельности дошкольников».
Сопровождается показом презентации с фотографиями двигательной деятельности детей в детском саду и семье.
-
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.д. Установлено, что ребенок второго года жизни должен активно двигаться 70 % времени бодрствования, третьего - не менее 60 %. Около 50% всего периода бодрствования 4-7 летнего ребенка занимает двигательная активность. Из них 70%- приходится на организованные формы физического воспитания. Ежедневно, начиная с двухлетнего возраста, проводится утренняя гимнастика (5-10 минут). Поэтому, чем больше двигается ребенок в течение дня, тем лучше удовлетворяется потребность в движении.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит:
физкультурно – оздоровительным занятиям;
утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна;
подвижным играм и физическим упражнениям во время прогулок;
физкультминуткам на интеллектуальных занятиях;
Занятия по физической культуре- основная форма обучения детей двигательным навыкам. Основным видом деятельности дошколят является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, который побуждал бы детей к развитию игры. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке:
-
Расширяют двигательный опыт детей, обогащают его новыми, более сложными движениями;
Совершенствуют имеющиеся у детей навыки основных видов движений, учат применять их в изменяющихся игровых ситуациях;
Развивают двигательные качества: быстроту, выносливость, ловкость;
Воспитывают самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При правильной организации подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно, развивается воля и вырабатывается характер.
Большую часть времени дети проводят в семье.
На родителей ложится особая ответственность за организацию двигательной, физкультурно-оздоровительной работы с ними. Двигательный режим дома должен включать самостоятельную двигательную деятельность и организованные физкультурные мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физические упражнения, подвижные игры, спортивные игры и развлечения в помещении и на прогулке. Дополнительные виды занятий двигательного характера:
Большое влияние на детей оказывает музыка.
Двигательная активность повышает устойчивость организма к различным заболеваниям и способствует росту физической работоспособности; нормализует деятельность отдельных органов и функциональных систем детского организма; появляются положительные эмоции, которые помогают укрепить психическое здоровье.
3. Динамическая пауза. Разучивание точечного массажа (под спокойную музыку).
Самомассаж ушей «Взяли ушки за макушки!»:
Взяли ушки за макушки
|
Большим и указательным пальцами с обеих сторон
|
Потянули
|
Потянуть вверх несильно
|
Пощипали
|
Легкие пощипывания
|
Вниз до мочек добежали
|
Продвигаемся вниз, массируя
|
Мочки надо пощипать
|
Еще раз пощипываем мочки ушей
|
Пальцами скорей размять
|
Растираем между пальцами
|
Вверх по ушкам проведем
|
Движение вверх по мочкам
|
И к макушке вновь придем
|
Взяться за мочки вверху
|
4. Ситуация «Самоанализ» (работа в группах):
На экране появляется список предлагаемых мероприятий по организации двигательной активности ребенка в условиях семьи.
Задание: Если в семье выполняется данное правило, то родители выкладывают перед собой на столе фишку красного цвета, если не всегда — желтого, не выполняется — синего.
спортивный уголок в доме;
утренняя гимнастика;
подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
подвижные игры в комнате;
велосипед, санки, качели;
-
подвесная волейбольная сетка, баскетбольная корзина для метания мячей;
простейший тренажер;
мячи разного размера;
лыжи, роликовые коньки;
оздоровительный бег на воздухе;
двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
прогулки- походы в парк;
упражнения на коррекцию осанки;
использование бани, игры в бассейне;
контрастное обливание тела с растиранием сухим полотенцем;
простое растирание влажным полотенцем;
Озвучивается не количество фишек, а способы стимулирования двигательной активности ребенка в семье, какие средства не востребованы и почему. Подытоживая этот этап, следует подчеркнуть: Для формирования всех видов движений, доступных детям, первостепенное значение имеет систематичность. Упражнения должны соответствовать возможностям детей по объему нагрузки, способствовать своевременному развитию детского организма.
5.Заключительная часть встречи: работа с памятками по организации двигательной активности ребенка.
Игровая ситуация «Дерево семейного опыта»
Родителям предлагается:
Прочитать тексты памяток по двигательной активности детей;
-
Выделить в них те пункты и советы, которые используются ими в семье и дают положительные результаты;
Записать свое мнение на листочке, по форме напоминающем лист дерева.
После этого проводится обсуждение темы: родители озвучивают свое мнение, раскрывая семейный опыт перед другими.
По мере озвучивания своих мнений родители прикрепляют листочек на крону дерева. Таким образом, листочками с записями заполняется вся крона дерева.
6.Словесная эстафета в круге «Мой ребенок будет здоровым, если в семье…»:
Продолжить начатое предложение: «Мой ребенок будет здоровым, если в семье…», под тихую музыку передавая друг другу мячик.
Встреча завершена.
Оборудование и материальное обеспечение встречи:
Презентация в фотографиях.
Высказывания на листочке:
Пусть встанут те, кто по утрам делает с детьми зарядку.
Кто играет с ребенком в подвижные игры?
Кто закаляется сам и пробует закалять ребенка?
Названия страниц «Устного журнала»:
Двигательная активность.
Что поставить на первое место в двигательной деятельности ребенка?
Подвижные игры.
Развивающая среда дома.
Дополнительные виды занятий двигательного характера.
Сущность двигательного режима дошкольника.
Текст точечного массажа.
На экране список предлагаемых мероприятий по организации двигательной активности ребенка в условиях семьи.
спортивный уголок в доме;
утренняя гимнастика;
подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
подвижные игры в комнате;
велосипед, санки, качели;
подвесная волейбольная сетка, баскетбольная корзина для метания мячей;
простейший тренажер;
мячи разного размера;
лыжи, роликовые коньки;
оздоровительный бег на воздухе;
двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
прогулки- походы в парк;
упражнения на коррекцию осанки;
использование бани, сауны, игры в бассейне;;
контрастное обливание тела с растиранием сухим полотенцем;
Фишки красного цвета, желтого, синего цвета в достаточном количестве.
Памятки по организации двигательной активности ребенка по числу родителей.
Листочки бумаги, по форме напоминающие лист дерева- в достаточном количестве, крупное изображение ствола дерева с ветвями без листьев.
Мячик.
Музыкальное сопровождение: фонограмма спокойной красивой музыки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по организации двигательной деятельности детей.
Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий .
Организация доступных походов пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток, спортивные игры.
Воспитывайте привычку самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома.
Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря, как он применяется.
-
Чередование в течение дня различных видов деятельности, игр и занятий физическими упражнениями предупреждает переутомление центральной нервной системы, воспитывает организованность.
Доступные походы пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток.
После дневного сна - гимнастика для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, упражнения на дыхание (профилактика заболеваний верхних дыхательных систем) и закаливающие процедуры для повышения устойчивости организма к постоянно изменяющимся условиям среды.
Во время прогулки проводить с ребенком подвижные игры и упражнения спортивного характера. Необходима постепенная смена движений руками на движения ногами и туловищем. Основные движения следует выполнять ежедневно по 2 – 3 вида, лучше это делать на детской или школьной спортивной площадке, оборудованной лесенками, лавочками, бревнами и т.д. Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате.
Соблюдайте режим дня. Очень важно приучать ребёнка просыпаться и засыпать, кушать, играть, трудиться в одно и то же время. Своевременное засыпание – не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна – 8-10 часов.
Необходимо регламентировать просмотр телепередач по времени ( не более 40 минут – 1 часа) и по содержанию ( вечером следует избегать возбуждающей тематики).
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Простые приёмы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других биологически активных точек тела.
Спортивные секции.
Водные процедуры. Обливание после сна или вечером перед сном тёплой водой, контрастный душ, ванны для рук и ног, обтирание мокрым полотенцем. Предварительно проконсультируйтесь с врачом – педиатром.
Тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.
Занятие танцами.
Питание по режиму.
Помните! Детям присуща естественная потребность в движениях.
|
|
|