|
Сценарий вечера, посвященного Владимиру Ивановичу Далю. Для учащихся 6 7 классов Цель мероприятия: воспитание интереса к богатству родного языка; познакомить с творчеством писателя, лексолога, этнографа.
Дар Владимира Даля
Сценарий вечера, посвященного Владимиру Ивановичу Далю. Для учащихся 6 – 7 классов Цель мероприятия: воспитание интереса к богатству родного языка; познакомить с творчеством писателя, лексолога, этнографа. Действующие лица: 1-й ведущий, 2-й ведущий, 3-й ведущий, учитель, библиотекарь, фольклорная группа.
Звучат фанфары. Выходят трое ведущих в русских национальных костюмах, с хлебом и солью. В это время вечер открывает школьный фольклорный ансамбль «Родничок». Звучат русские народные песни, частушки.
1-й ведущий. Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилища
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
2-й ведущий. То сучья золотых стволов,
Как свечи теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной .
Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя В.И. Даля, чей 200-летний юбилей отмечаем мы сегодня. Даль всю свою жизнь посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.
3-й ведущий. Пожалуйста, гости дорогие,
Пожалуйста!
Знания вам да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем.
У нас для каждого найдется местечко,
и словечко,
Припасли мы знаний на всякий вкус!
Кому - правда, кому – сказка,
кому - песенка!
(Выступает фольклорный ансамбль «Родничок»).
Учитель. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в которой столько поэзии и красоты. А кто же дарит нам эту красоту?
Все ценители русского слова, все кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости т тайны, - знают имя В.И. Даля.
1-й ведущий. Вл. Ив. Даль (1801-1872) был человеком разносторонним и, по отзывам знавшим его людей, чрезвычайно одаренным хирургом, выдающимся писателем. Но в историю русской культуры он вошел как языковед, составитель неповторимого в своем роде «Толкового словаря живого великорусского языка»
2-й ведущий. Родился В.И. Даль в г. Луганск, учился в Морском корпусе в Петербурге, вместе с Г.С. Нахимовым. После непродолжительной службы на Черноморском флоте Даль едет изучать медицину в Дерптский университет. Здесь начинается его дружба с Н.И. Пироговым.
3-й ведущий. Получив 1829 году звание лекаря, он служит в действующей армии на юге, затем – в госпитале в Петербурге. В 1832 году выходит первая книга сказок В.Даля, взявшего себе псевдоним казак Луганский.
1-й ведущий. Сказки принесли Далю литературный успех, он знакомится с А.С. Пушкиным, входит в его кружок. Ему довелось закрыть глаза смертельно раненому поэту.
2-й ведущий. С 1833-1841г. Даль служит в Оренбурге, а в 1841-1849 годах – он влиятельный чиновник в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде.
3-й ведущий. Но вернемся в 1819 год. (В исполнении участников вечера разыгрывается
сценка о начале работы над словарем на пути из Петербурга в Москву).
1-й ведущий. 53 года своей жизни Даль посвятил словарю. Он записывал речь солдат на привалах, говор крестьянской толпы на ярмарках. Словарь Даля – это беспримерный в истории составления словарей бескорыстный труд великого труженика. Труд которому до сих пор нет равного в мире.
Учитель. Словарь Даля перед вами! 4 объемных тома, более 200 тысяч слов, причем около 80 тысяч собрано им лично. Если все слова, собранные Далем, просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей.
Библиотекарь. Школьный библиотекарь знакомит учащихся со словарем В.И.Даля. Объясняет, как умело пользоваться им.
2-й ведущий. Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) Шарль Бодлер пришёл к поэту Готье. Готье спросил его:
- Читаете ли Вы словари?
Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие, сколько полезного можно почерпнуть из словарей.
«Читать словари?!» - может подумал кто-то из вас. Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. И все же Готье прав; без постоянной работы над словом не может быть подлинной филологической культуры. Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю и работает над словом, чтобы не быть похожим на бессмертный образ Эллочки Людоедочки из произведения Ильфа и Петрова «12 стульев»
(Инсценировка эпизода из книги Ильфа и Петрова «12 стульев»)
Учитель подходит к столу, на котором размещены словари, пословицы, сказки Даля, и зажигает лампу или свечу.
Учитель. Ребята! Пусть свет просвещения озаряет ваш путь! Свет – это состояние, противное тьме и мраку. Пребывайте в состоянии света. Помните: ученье – свет, а неученье – тьма. Пусть творческое наследие В.И. Даля освещает Вашу дорогу по стране знаний и помогает бороться с потемками незнания.
Фольклорная группа. Скоморохи и коробейники. В словаре Даля есть и умная игра, затейливая забава – загадка. Попробуйте и вы отгадать эти загадки:
Что есть у всех?
(имя)
Скручи, свяжи, по избе скачет.
(веник)
Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.
(пила)
Я стар, родилось от меня 12 сыновей; а от каждого – 30 дочерей, наполовину красных и черных.
(год)
Учитель. В.И. Даль собирал пословицы и поговорки. В 1862 году вышла книга «Пословицы и поговорки русского народа», в котором собрано 30130 пословиц (180 тем). На уроках литературы мы говорим об этом.
- Прочитайте понравившиеся вам пословицы о дружбе, о роли знаний в жизни человека, о труде, о добре. (Ребята читают пословицы).
- А сейчас посмотрите сценки, в которых использованы пословицы и поговорки, и назовите их.
1 сценка. - Бабушка, пусти гулять…
- А уроки?
- Хочу гулять!
- Разве не знаешь: «Делу время, потехе час»
- Гулять хочу!
- Ох внучек, допек ты меня! Придется тебя за ушко да на солнышко.
(Дети называют пословицы)
2 сценка - Хорошо бы к нам Саша пришел.
- Нет не придет, обидели мы его.
- Помог бы задачу решить.
- Говорил я тебе : «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»
- Да, что имеем, не храним, потерявши плачем.
(Дети называют пословицы).
Учитель. А сейчас проведем игру «Закончи пословицу». Я читаю начало пословицы, а вы её должны закончить.
Не спеши языком . . . (торопись делом).
На чужой роток . . . (не накинешь платок).
С миру по нитке . . . (голому рубаха)
За правое дело . . . (стой смело)
Поменьше говори . . . (побольше услышишь)
Старый друг . . . (лучше новых двух).
Учитель. В словаре Даля есть и русские детские словесные игры. Вот одна из них.
После того, как я скажу, вы повторяете : «И я».
- Я пойду в лес.
- И я.
- Найду осину.
- И я.
- Выдолблю корыто.
- И я.
- Налью помой.
- И я.
- Свиньи будут есть.
- … (и ты?)
1-й ведущий. Даль разносторонне одаренный человек. Он был не только лексикографом, но и историком, натуралистом, этнографом. Он вживался в русский быт, изучал обряды, записывал народные песни. Приглашаем наших песенников.
(Выступает фольклорный ансамбль).
2-й ведущий. В.И. Даль писал, что водить хоровод – это не просто ходить кругами, это еще и петь. И танцевать.
Все участники праздника и гости становятся в хоровод.
Учитель. Веселей – ко бей ногами,
Бей ногами, пляши с нами!
Все вместе:
Этак! Этак! Да вот так!
Этак! Этак! Ещё так!
Учитель. Ой ли, ой ли лёлё –лель
Поплясать ещё изволь!
Все вместе:
Этак! Этак! Да вот так!
Этак! Этак! Ещё так!
Учитель. То ли сё ли, ну и что ли
Попляши ещё поболе.
Все вместе:
Этак! Этак! Да вот так!
Этак! Этак! Ещё так!
3-й ведущий. Тонкий знаток народной жизни В.И. Даль собрал много пословиц о добре. Назовите эти пословицы.
(Дети читают пословицы о добре)
Учитель. Какая из этих пословиц могла бы стать названием нашего праздника? Какая из них вам больше всех понравилась?
Сей добро, посыпай добром, жни добро, одолей добром!
Эта пословица характеризует жизнь замечательного человека В.И. Даля, настоящего труженика и сеятеля добра. Долее 100 лет живет его словарь. К.И. Паустовский правильно заметил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности». В И. Даль был настоящим русским не только по закону, но и по огромной своей любви к родному языку.
Звучит стихотворение И.А. Бунина.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
|
|
|