|
Каждый ребенок талантлив от рождения
Каждый ребенок талантлив от рождения
Возможностью тонко чувствовать музыку обладает большинство детей, и во многом благодаря родителям, которые вовремя обратили на это внимание, удаётся раскрыть музыкальный талант малышей. Но как родителям, не имеющим специального музыкально-педагогического образования, помочь своему ребенку развить музыкальные способности? Предлагаю краткий курс для родителей.
Слушание
Для начала, обратим внимание, какую музыку слушает ваш ребёнок. К сожалению, в современной семье дети очень редко слышат качественные детские песни, а уж про классику и говорить не приходится.
Советую приобрести диск с добрыми песнями из старых мультфильмов и устраивать совместные дискотеки, исполнять полюбившиеся детские песенки на импровизированных семейных концертах, детских праздниках.
Не поленитесь, скачайте из интернета классическую музыку с видео сопровождением (таких музыкальных пьес очень много на yutub). Могу посоветовать «Времена года» А.Вивальди, «Детский альбом» П.Чайковского, «Карнавал животных» К.Сен-Санса, «Дед Мороз» Р.Шумана, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, вальсы Г.Свиридова, Ф.Шопена, А.Хачатуряна. Видео слайды помогут малышу глубже понять смысл музыки. После прослушивания какого-либо произведения поиграйте с ребенком в «Копилку слов о музыке» - возьмите небольшую коробочку и по очереди «положите» в нее как можно больше слов, определяющих характер, настроение музыкальной пьесы (ласковая, светлая, игривая и т.д.), предайте игре соревновательный характер (кто больше). В процессе накопления «фонда любимой музыки» играйте в «Угадай мелодию» (узнать музыкальное произведение по начальным тактам).
И, конечно же, никто ещё не отменял колыбельных песен перед сном. Ваше непосредственное пение (пусть даже и не слишком чистое), даст представление малышу о «живом» вокальном исполнении, об интонировании. Кроме того, песни станут ассоциироваться у ребёнка с теплом родительских рук, с заботой и нежностью.
Развитие ритмического слуха
Постараемся сформировать у ребёнка базовые музыкальные знания. Сделать это можно в игровой форме даже в процессе выполнения будничных домашних дел.
Расскажите малышу, что звуки бывают длинными и короткими. Длинный звук мы назовём «дон», а короткий «ди-ли». А теперь выкладывайте всевозможные ритмические рисунки из окружающих вас предметов и играйте их на домашних ударных инструментах – ложках, кастрюлях и т.п.
Например, кладём в линию большие апельсины и маленькие мандарины (апельсин – длинный звук «дон», мандарин – короткий звук «ди-ли»): большой-большой-маленький-маленьки-большой. Проговариваем: дон-дон-ди-ли-дон. Прохлопываем или простукиваем: тук-тук-туки-тук. В награду юному барабанщику – фруктовый салат из использованного дидактического материала.
Развитие звуковысотного слуха
Объясните, что музыкальные звуки (т.е. те, которые можно пропеть) бывают высокими (тонкими), низкими (широкими, большими) и средними.
Высоким звуком пищит мышка, низким рычит медведь, а средним говорим мы с вами. Ну вот, можно и поиграть в «Поющие кружки». Возьмите три разных по высоте кружки, расскажите, что у каждой из них свой голосок. У высокой кружки голос тоненький (пропойте), у средней – обычный, средний, а у низенькой – большой, низкий. Попросите ребёнка отвернуться и положите под одну из кружек конфетку. А теперь пропойте голосом, соответствующим по высоте «голосу» кружке с конфетой: «Я здесь». Ребёнок попробует определить какая кружка пела и найти под ней приз.
4. Развитие мелодического слуха
В каком направлении движется мелодия?
Как научиться управлять своим голосом?
Всё очень просто – давайте порисуем. Возьмите лист бумаги, краски, кисточку. А теперь рисуем и поём.
Например, изобразим зимний пейзаж.
Нарисуем внизу листа длинную ровную линию – землю (ведем кисточкой и тянем голосом низкий звук «а»).
Теперь нарисуем небо – линия вверху листа (тянем высокий звук «а» вслед за движением руки).
Посередине листа будет дорожка – рисуем линию и поем ровный средний звук «а».
Вот пошёл снег – рисуем точки-снежинки и поем отрывистые звуки разной высоты.
Какие сугробы намело! (Рисуем волнистые линии и раскачиваем голос).
Ребята пошли кататься с горки, нарисуем ее (медленно тянем звук вверх и быстро спускаем его вниз).
А какая зима без снеговика?! Лепим нижний ком (рисуем круг, начиная с нижней точки, голос следует за рукой снизу вверх и обратно), средний ком (круг начинается с середины), голову (начиная с верхней точки).
Ах, поднялась метель! (Рисуем петли, голос следует за рукой вверх-вниз).
Какая красивая картина! Какая удивительная песня! Придумывайте свои музыкальные картины. Нарисуйте волны, горы, солнце. Пусть голос следует за рукой, а рука за фантазией.
Мамы и папы, бабушки и дедушки!
Учите своих детей, учитесь вместе со своими детьми.
Ведь никогда не поздно учиться.
Пусть музыка соединит ваши сердца.
|
|
|