Сценарий
классного часа
в 5 классе
«Масленичные гулянья»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки).
Метапредметные:
Регулятивные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Коммуникативные:
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Познавательные:
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Дидактическое обеспечение классного часа:
мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение классного часа:
фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный подход.
Виды деятельности учащихся: прослушивание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластическое движение.
Музыкальный материал: Русская народная песня «Блины» , частушки…
Ход урока.
1.Организационный этап
Музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать?
2. Актуализация знаний
Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Дети: Масленица.
3. Целепологание.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Дети: «Масленица»
Учитель:Правильно тема нашего занятия - «Масленичные гулянья». «Масленица»- долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
Учитель: А что ещё вы знаете об этом празднике?
Дети: (ответы детей).
Учитель: Правильно, а ещё мы познакомимся с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
4. Изучение нового материала.
Учитель: А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица? Почему этот праздник получил такое название?
Дети: От традиции печь блины.
Учитель: Чем блины хозяйки смазывают?
Дети: Масло.
Учитель: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
Учитель: Кого ж надо было задобрить?
Дети: Зимушку.
Учитель: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?
Доклад (1 ученик).
Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.
Все дни масленой недели имеют свои названия: понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами. В первый день наряжали масленицу.
Учитель: А из чего ее делали?
Дети: Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Учитель: Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней «Как вставала я ранешенько»
Исполнение песни.
Учитель: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник?
Дети: Песней.
Доклад (2 ученик).
Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Катание с гор;
Бой мешками;
Ледяной столб;
Снежный тир;
Кулачные бои;
Перетягивание каната;
Жмурки.
Приглашаю детвору на веселую игру – называется игра горелки.
Русская народная игра «Горелки»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два – не воронь
Беги как огонь!
Вы запомните эту игру, и будете играть на улице или на перемене.
Учитель: Чем мы во вторник занимались?
Дети: Играли.
Доклад (3 ученик).
Вот среда подходит «Лакомкой зовется». Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Главное угощение на празднике были блины. Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
Учитель: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу:
Исполнение песни. Группа «Искорки» песни.
Учитель: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали?
Дети: Кушали блины.
Учитель: Давайте все вместе придумаем движения к песне и исполним её с движением.
Физ. Минутка на песню Блины.
Учитель: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
Дети: «Не житье - бытье, а масленица».
Учитель: Как вы понимаете смысл этой поговорки – «Не житье – бытье, а масленица» (так говорят о привольной хорошей жизни).
Дети: «На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост».
Учитель: Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.
Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
5. Работа с картиной.
Учитель: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева. Что вы видите, какой праздник здесь изображен?
Дети: Масленица.
Учитель: Докажите - Какие приметы праздника вы видите?
Дети: Катание на горках и качелях, на санях, поются песни, устраиваются ярмарки, театры.)
Учитель: Если внимательно вслушаться в картину - эта картина звучит или она безмолвна? Что вы слышите?
Дети: Веселье.
Учитель: Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композитором?
Дети: Веселую, задорную, легкую, быструю.
Учитель: Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение. А вы скажите, созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции П.Кустадиева.
Внимательно слушайте.
Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Времена года. Февраль».
Учитель: Почему созвучна?
Дети: От картины исходит свет, радость, веселье, праздничность и от картины тоже.
Учитель: Какие инструменты звучали в произведении?
Дети: Рояль.
Учитель: А если внимательно вслушаться , то можно услышать, что будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, целый оркестр русских народных инструментов. Кто мог написать эту чудесную музыку?
Дети: (Ответы детей).
Учитель: Давайте ещё раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника,
настроение народных гуляний. Посмотрите, два разных произведения искусства отражают одну и туже тематику- радость жизни, веселье.
А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? Подскажите мне?
Дети: Частушка.
Учитель: А кто хочет сам исполнить частушки - выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Исполнение частушек
Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.
Ела, ела я блины,
Не жалела я икры,
Не жалела масла, сала,
И еще я толще стала!
Эй, подруга, не скучай,
Скушай блинчик, выпей чай!
А захочется еще –
Мне не жалко, скушай все!
Пришла Масленица к нам,
Это значит быть блинам.
Быть любви и быть добру –
Всем раздайте по блину!
Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Учитель: Как мы четверг выразили?
Дети: Частушкой звонкой.
Учитель: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости. Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?
Дети: Сжигали чучело в костре.
Учитель: Для чего сжигали?
Д: Как символ победы весны, сжигали, лютую зиму.
Учитель: В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает как называют в народе этот день?
Дети: Прощеное воскресенье.
Учитель: А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А как вы думаете, у кого можно попросить прощение?
Дети: У родителей, у учителей, у родных, у друзей.
Учитель: Давайте сейчас попросим прощение друг у друга. (Просят прощение)
Учитель: Расстаются с Масленицей с сожалением. Почему, как вы думаете?
Дети: Жалко, было весело.
Учитель: Правильно. А ещё говорили так: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». Шумный весёлый праздник заканчивался ярмаркой.
6. Рефлексия (подведение итогов урока)
Учитель: И наш классный час подошел к концу, сядьте поудобнее, что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим, были вы внимательны на уроке.
Вопросы написаны на бумажных блинчика.
1. Как называются маленькие, шуточные песенки?
2. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?
3. А блины на Масленице символ чего?
4. Что делали в понедельник.
5. Что за день был во вторник?
6. Как название носила среда?
Учитель: Давайте сами оценим свою работу:
Кто доволен своей работой?
Почему ты доволен?
А трудности вам встречались?
Как вы их преодолели?
Учитель: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
И праздник свой мы продолжаем чаепитием.
МКОУ СОШ №9 Воронкова Ю.В.
с.Воздвиженское «Учитель года 2014»
|