Главная страница

Сценарий классного часа в 5 классе «Масленичные гулянья»


Скачать 114.09 Kb.
Название Сценарий классного часа в 5 классе «Масленичные гулянья»
Дата 24.02.2016
Размер 114.09 Kb.
Тип Сценарий






Сценарий

классного часа

в 5 классе

«Масленичные гулянья»








Цель: 

 Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки).
Метапредметные:
Регулятивные:

  1. Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.


Личностные:

  1. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

  2. Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;


Коммуникативные:

  1. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

  2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.


Познавательные:

  1. Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  2. Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа.

 

Дидактическое обеспечение классного часа: 

мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение классного часа

фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный подход.
Виды деятельности учащихся: прослушивание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластическое движение.
Музыкальный материал: Русская народная песня «Блины» , частушки…

 

Ход урока.

1.Организационный этап
Музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать?
2. Актуализация знаний
Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - Отгадайте мою  загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!
Дети: Масленица.
3. Целепологание.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Дети: «Масленица»
Учитель:Правильно тема нашего занятия - «Масленичные гулянья». «Масленица»- долгожданные  проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
Учитель: А что ещё вы знаете об этом празднике?
Дети: (ответы детей).
Учитель: Правильно, а ещё мы познакомимся с историей  и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки  и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие  способности.


4. Изучение нового материала.
 Учитель: А кто из вас бывал на таком народном гулянье,  знает, что же это за праздник Масленица? Почему этот праздник получил такое название?
Дети: От традиции печь блины.
Учитель: Чем блины хозяйки смазывают?
Дети: Масло.
Учитель: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
Учитель: Кого ж надо было задобрить?
Дети: Зимушку.
Учитель: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы? 
Доклад (1 ученик).
Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя.  Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.

Все дни  масленой недели имеют свои названия: понедельник -  наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье -  устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами. В первый день наряжали масленицу.
Учитель: А из чего ее делали?
Дети: Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Учитель: Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

 Давайте вместе встретим масленицу песней «Как вставала я ранешенько»
Исполнение песни.

Учитель: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник?
Дети: Песней.
Доклад (2 ученик).
Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

  • Катание с гор;

  • Бой мешками;

  • Ледяной столб;

  • Снежный тир;

  • Кулачные бои;

  • Перетягивание каната;

  • Жмурки.    

Приглашаю детвору на веселую игру – называется игра горелки.
Русская народная игра «Горелки»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два – не воронь

Беги как огонь!

Вы запомните эту игру,  и будете играть на улице или на перемене.
Учитель: Чем мы во вторник занимались?
Дети: Играли.
Доклад (3 ученик).
Вот среда подходит «Лакомкой зовется». Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!  Главное угощение на празднике были блины.  Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,  Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!  А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте    русскую народную песню  «Блины»                                       

Учитель: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием  настрой на вокально- хоровую работу: 
Исполнение песни. Группа «Искорки» песни.
Учитель: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали?
Дети: Кушали блины.
Учитель: Давайте все вместе придумаем движения к песне и исполним её с движением.
Физ. Минутка на песню Блины.
Учитель: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц.  А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
Дети: «Не житье - бытье, а масленица».
Учитель: Как вы понимаете смысл этой поговорки – «Не житье – бытье, а масленица» (так говорят о привольной хорошей жизни).
Дети: «На горках покататься, в блинах поваляться»

«Не все коту масленица, а будет и Великий пост».
Учитель: Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.

Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.

5. Работа с картиной.
Учитель: Посмотрите на картину русского художника  Бориса Кустодиева.  Что вы видите, какой праздник  здесь изображен?
Дети: Масленица.
Учитель: Докажите - Какие приметы праздника вы  видите? 
Дети: Катание на горках и качелях, на санях, поются песни, устраиваются ярмарки, театры.)

Учитель: Если внимательно вслушаться в картину - эта картина звучит или она безмолвна? Что вы слышите?
Дети: Веселье.  
Учитель: Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композитором?
Дети: Веселую, задорную, легкую, быструю.
Учитель: Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение. А вы скажите, созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции П.Кустадиева.

Внимательно слушайте.
Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Времена года. Февраль».
Учитель: Почему созвучна?
Дети: От картины исходит свет, радость, веселье, праздничность и от картины тоже.
Учитель: Какие инструменты звучали в произведении?
Дети: Рояль.
Учитель: А если внимательно вслушаться , то можно услышать, что будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, целый оркестр русских народных инструментов. Кто мог написать эту чудесную музыку?
Дети: (Ответы детей).
Учитель: Давайте ещё раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника,

настроение народных гуляний. Посмотрите, два разных произведения искусства отражают одну и туже тематику- радость жизни, веселье.

А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? Подскажите мне?
Дети: Частушка
Учитель: А кто хочет сам исполнить частушки - выходите смелее! А теперь,  мы все вместе споем  частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
                        Исполнение частушек
Мы частушки пропоем,

Как мы Масленицу ждем,

Как тоскуем по блинам

И по теплым вешним дням.
Ела, ела я блины,

Не жалела я икры,

Не жалела масла, сала,

И еще я толще стала!
Эй, подруга, не скучай,

Скушай блинчик, выпей чай!

А захочется еще –

Мне не жалко, скушай все!
Пришла Масленица к нам,

Это значит быть блинам.

Быть любви и быть добру –

Всем раздайте по блину!
Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!
Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!
Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.
Учитель: Как мы четверг  выразили?
Дети: Частушкой звонкой.
Учитель: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости.  Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась.  Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? 
Дети: Сжигали  чучело в костре.
Учитель: Для чего сжигали?
Д: Как символ победы весны, сжигали, лютую зиму. 
Учитель: В последний день  праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает как называют в народе этот день?
Дети: Прощеное воскресенье.
Учитель: А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А как вы думаете, у кого можно попросить прощение?
Дети: У родителей, у учителей, у родных, у друзей.
Учитель: Давайте сейчас попросим прощение друг у друга. (Просят прощение)
Учитель: Расстаются с Масленицей с сожалением. Почему, как вы думаете?
Дети: Жалко, было весело.
Учитель: Правильно. А ещё говорили так: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». Шумный весёлый праздник заканчивался ярмаркой.
6. Рефлексия (подведение итогов урока)
Учитель: И наш  классный час подошел  к концу, сядьте поудобнее, что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  где побывали?  А мы сейчас проверим, были вы внимательны на уроке.  

Вопросы написаны на бумажных блинчика.

1. Как называются маленькие, шуточные песенки? 

2. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?

3. А блины на Масленице символ чего?

4. Что делали в понедельник.

5. Что за день был во вторник?

6. Как название носила среда?
 Учитель: Давайте сами оценим свою работу:

  • Кто доволен своей работой?

  • Почему ты доволен?  

  • А трудности вам встречались?

  • Как вы их преодолели?


Учитель: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды. 

Ребята,  я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы  все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!

И праздник свой мы продолжаем чаепитием.



МКОУ СОШ №9 Воронкова Ю.В.

с.Воздвиженское «Учитель года 2014»