|
С детьми-сиротами и детьми обпр в гбоу спо зпк мо
Система работы с детьми-сиротами и детьми ОБПР
в ГБОУ СПО ЗПК МО
Городничева Г.Ю.,
социальный педагог
ГБОУ СПО ЗПК МО
Когда ребенок выходит из детского дома – это еще не значит, что этот ребенок готов к жизни.
Выпускники интернатов, детских домов, поступившие в колледж, как правило, оказываются неподготовленные к самостоятельной жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не знают элементарных бытовых вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распорядиться деньгами, как следить за чистотой в своей комнате, чем заниматься в свободное время. Эти студенты характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими их ровесниками и педагогами, иждивенчеством. В учебных группах они обособляются и, как правило, доверительные отношения строят с такими же учащимися-сиротами. Следует отметить, что дети – сироты, профессиональный выбор делают неосознанно, а иногда этот выбор делают за них, не объясняя значимость данного решения. В дальнейшем, при обучении в колледже ребенок видит, что выбранная профессия не отвечает его ожиданиям, разочаровывается в ней и зачастую совсем прекращает обучение. Либо получает диплом, но не работает по специальности.
Выделив эти проблемы, мы пришли к выводу о необходимости создания программы социализации детей – сирот. В 2010 году в рамках опытно-экспериментальной работы Федерального института развития образования по проблеме «Профессиональное самоопределение как фактор позитивной социализации молодежи» была разработана программа «Формула успеха», основная цель которой содействие социальной адаптации и успешной социализации, формированию самостоятельной, зрелой личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в образовательном процессе педагогического колледжа.
Реализация программы идет по 3 направлениям:
1) психологическое направление (педагог-психолог) предполагает создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, и включает изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование мотивации к обучению.
На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития студентов, определяются условия успешного обучения. С первого дня обучения в колледже педагогом-психологом изучается личность детей-сирот, составляется психологический портрет, даются рекомендации патронатным воспитателям, классным руководителям, преподавателям по работе с каждым конкретным ребенком. В содержание данного направления включены разнообразные диагностики, тренинги, беседы и др.
2) педагогическое направление (заведующие отделениями, патронатный воспитатель, преподаватели, классные руководители): предполагает систематическое отслеживание динамики успеваемости в процессе обучения и педагогической практики, осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий. Преподаватель первый помощник в обучении, именно поэтому с преподавателями проводятся – круглые столы, обучающие семинары, педагогические лектории (МГОСГИ), по проблемам социально-педагогической поддержки детей-сирот. С целью формирования у студентов коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации проводятся беседы «Как быть успешным», «Как общаться с работодателем», «Сила слова или яд сквернословия»
3) социальное направление (социальный педагог, классные руководители, патронатные воспитатели, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования). Деятельность в социальном направлении предполагает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, формированию социального опыта, здорового образа жизни.
Со студентами проводятся беседы «Социальные гарантии студента колледжа», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей ОБПР».
Большое внимание уделяется вовлечению студентов во внеклассную и внеурочную деятельность. На сегодняшний день в колледже функционирует 6 спортивных секций, 10 кружков дополнительного образования, 4 молодежных творческих объединения, в которых занимаются 60 % студентов, имеющих статус. Как видно из диаграммы студенты-сироты с удовольствием занимаются волонтерской работой: совместно с МГОСГИ они восстанавливают музей-усадьбу Ф.М. Достоевского, работают в реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Говоря о работе по социальной адаптации детей-сирот нельзя не сказать о патронатном воспитателе. С 1 сентября организуется работа по подбору патронатного воспитателя каждому ребенку. Кандидат в патронатные воспитатели посещает студента в общежитии, помогает ребенку в покупке продуктов, приготовлении еды, уборке комнаты, оказывает помощь в планировании бюджета, вовлекает ребенка в работу кружков, секций. Договор постинтернатного патроната заключается не ранее ноября месяца, когда и ребенок и взрослый с уверенностью могут сказать, что взаимопонимание в отношениях есть.
Конечно, программа «Формула успеха» не является окончательной. В процессе ее реализации возникает необходимость доработки, коррекции содержательного компонента. В связи с открытием на базе колледжа в 2011 году экспериментальной площадки по теме: «Реализация модели взаимодействия семьи и колледжа в системе формирования социальной компетентности обучающихся», в программу «Формула успеха» были внесены дополнения, определяющие содержание работы по формированию семейных ценностей. В общежитии был создан клуб «7 Я», гостями которого бывают медицинские работники, сотрудники ЗАГСа, социальной защиты, представители Зарайского благочиния. С целью семейной социализации все патронатные воспитатели в праздничные выходные дни и каникулярное время берут детей в свои семьи.
Реализация данной программы позволила нам добиться положительной динамики по социализации детей-сирот. Подавляющее большинство детей-сирот вступают в официальный брак, они хорошие родители. В настоящее время в колледже обучаются 7 детей-сирот, состоящих в браке и имеющих детей. В двух семьях – оба родители, имеющих статус (Мамы еще учатся, а папы закончили колледж и работают).
С 2012 года у нас нет ни одного ребенка, состоящего на учете в ОВД и КДН, не было ни одного случая самовольных уходов, наметилась положительная динамика после выпуска ребят из колледжа.
Педагогический колледж - это своеобразная стартовая площадка, откуда его воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее, в каких условиях будет проходить формирование личности учителя, зависит его дальнейшее профессиональное мастерство.
Проблемы детей-сирот, их социализации в обществе – дело каждого педагога.
|
|
|