Главная страница

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»


Скачать 119.35 Kb.
Название Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Дата 28.02.2016
Размер 119.35 Kb.
Тип Программа

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Ничкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по методической работе

Ядрышникова Оксана Викторовна, заместитель директора по ВР

МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобрение общественности села, района, округа. Материалы будут интересны методистам школ, классным руководителям, родительской общественности.
Актуальность темы: Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства, формировать которое предстоит социально активным гражданам. В связи с этим особую актуальность приобретает повышение социальной культуры личности, так как при низкой социальной активности людей, при отсутствии навыков и желания активно участвовать в жизни общества, без развитого чувства ответственности за судьбу страны все намечаемые преобразования останутся на стадии теоретического обсуждения, и демократических изменений не произойдет.

Вот почему необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем социального воспитания, развития гражданской культуры детей и подростков; выявление особенностей формирования гражданского и социального самосознания; разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для гражданского становления и самореализации личности, решить важную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей, его социализации. Социальное становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность. В период, когда существует многообразие политической палитры взглядов и позиций, идет переоценка нравственных устоев и принципов, задача школы состоит в создании условий для самоопределения выпускника.

Школа и общество - объективно коэволюционирующие системы. И для обеспечения коэволюции школа должна моделировать процессы, происходящие в обществе, в том числе действие универсальных законов, которые имеют место на всех этапах его развития. Освоив модель, учащиеся смогут проецировать систему универсальных законов на актуальное состояние общества, обнаруживать различные аспекты личностного проявления в многообразии социальных связей и способов их взаимодействия, прогнозировать будущее, смогут самоопределиться в выборе профессии.

Далее под профессиональным самоопределением мы будем понимать «активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса».

Опыт зарубежных образовательных учреждений, в частности - в "Международной сети европейских продуктивных школ" (INEPS), а также опыт работы межшкольного учебного комбината № 13 «Хамовники» и экспериментальных площадок г.Челябинска, наталкивает нас на процесс соединения допрофессиональной и профессиональной подготовки, профессиональной ориентации молодежи средствами телекоммуникаций и социальной практики учащихся. Эта проблема особенно остро стоит перед сельскими образовательными учреждениями, в особенности в отдаленных малочисленных поселениях ЯНАО. Как правило, сельские учащиеся теряются в быстро изменяющихся условиях города или другого села. Болезненно происходит процесс адаптации таких учащихся при обучении в учреждениях образования крупных городов России.

Оптимальное встраивание социальной практики в учебный и воспитательный процесс (классные часы, внеклассные мероприятия, экскурсии на предприятия и организации, проектная деятельность учащихся и др.) позволило бы сгладить процесс адаптации сельских учащихся в социуме.

В современной системе общего среднего образования России возникли следующие противоречия:

-между содержанием среднего образования, определяемым стандартами первого поколения и практически отсутствием в нем содержания, определяющего активную социализацию учащихся, что определяет повышение качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции;

-между необходимостью решения проблем активной социализации, профессионального и личностного самоопределения учащихся, и отсутствием условий для активной социализации учащихся, психолого-педагогической помощи выпускнику школы.

Кроме этого:

-слабо просматриваются связи между образовательными учреждениями и социумом (другими образовательными учреждениями, бюджетными организациями, районным центром занятости населения и др.), на базе которых можно развернуть модель формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению, в том числе социальную практику учащихся, что явилось бы фундаментом активной социализации учащихся.

Таким образом, актуальность заявленной темы эксперимента вытекает из:

  1. Потребностей общеобразовательной школы-интерната в разработке системы реализации модели формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

  2. Недостаточной теоретической и методической разработанности проблемы развития данной модели в условиях сельской общеобразовательной школы-интерната.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для определения темы экспериментальной деятельности.

Идея эксперимента:

  1. Создание модели формирования готовности учащихся и воспитанников школы-интерната к профессиональному самоопределению через локальные и глобальные электронные сети.

  2. Осуществление комплексной профориентационной работы с использованием управляющих информационных ресурсов модели.

  3. Возможность трансформирования данной модели в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ

Объект эксперимента: Процесс профессионального самоопределения учащихся 9-11 кл.

Предмет эксперимента: Педагогические условия реализации модели формирования готовности учащихся и воспитанников школы-интерната к профессиональному самоопределению

Цель эксперимента: Теоретически и экспериментально обосновать применение модели формирования готовности учащихся и воспитанников школы-интерната к профессиональному самоопределению.

Задачи

  1. Разработка и внедрение модели формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

  2. Оказание психолого-педагогической помощи в осуществлении возможного выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.

  3. Реструктуризация социальных связей общеобразовательной школы-интерната и социума в связи с подготовкой перехода на реализацию сетевой модели социальной практики учащихся (старшее звено общего образования).

  4. Повышение культуры делового взаимодействия в сфере социального партнерства с целью учета локальных изменений в потребностях рынка труда и образования, удовлетворения запроса региона в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами его социально-экономического развития.

  5. Создание дидактических комплектов и методических материалов по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению и успешной социализации в обществе.

Гипотеза: Если применить модель профессионального самоопределения к условиям общеобразовательной школы-интерната и рассмотреть ее как процесс вхождения учащихся в социальную среду и ее приспособление к культурным и социологическим факторам, то произойдет успешная социализация личности подростка.

Диагностический инструментарий:

  1. Входящее, промежуточное и итоговое тестирование.

  2. Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся.

  3. Анкетирование, направленное на определение готовности учащихся к профессиональному самоопределению (карта наблюдения, таблица уровней готовности, соцопрос, рекомендации по переходу на более высокий уровень готовности).

  4. Дневники профессионального самоопределения и дневники социальной практики.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Уровень мотивации учащихся в рамках реализации задач допрофессиональной подготовки и профессиональной подготовки

  2. Мониторинг готовности учащихся к профессиональной деятельности на основании анализа дневника профессионального самоопределения и дневника социальной практики.

  3. Общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и адаптации к современным условиям жизни, как со стороны учащихся, так и их родителей.

  4. Творческий образовательный продукт (проектные и творческие работы).

  5. Контролинг поступления учащихся в учебные заведения (ПУ, ССУЗы, вузы) в соответствии с моделью профессионального самоопределения.

  6. Успешное обучение в учебных заведениях страны и трудоустройство.

  7. Сотрудничество в системе «школа-выпускник» переписка, Вечер встречи выпускников, участие в фестивалях, коллективно-творческих делах, профориентационных классных часах, выступление в СМИ и т.д.

  8. Транслируемость достигнутых результатов (возможность и актуальность публикации материалов эксперимента), трансформирование модели в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ

Сроки эксперимента: 3 года

Этапы эксперимента:

1 год эксперимента:

сентябрь-ноябрь

Аналитический этап

Цель этапа: изучить отечественный и зарубежный опыт по вопросу формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

декабрь-апрель

Формирующий этап

Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях учащихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

май

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП и выявить результативность деятельности модели.

июнь

Контрольный этап

Цель этапа: провести мониторинг первого года эксперимента, внести коррективы
2 год эксперимента:

сентябрь-ноябрь

Аналитический этап

Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию по реализации и внедрению модели формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению в условиях ОУ.

декабрь - апрель

Формирующий этап

Цель этапа: оказать содействие учащимся в решении проблемы «выбора», выстраивании собственной траектории профессионального самоопределения и социальной практики. Реализация социальной практики учащихся на основе социального партнерства в рамках сетевой модели. Реализация профессиональной подготовки в ЯМУК.

май

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками образовательного процесса для выявления результатов деятельности модели.

Контрольный

Цель этапа: провести мониторинг второго года эксперимента, внести коррективы
3 год эксперимента:

сентябрь

Аналитический этап

Цель этапа: провести анкетирование участников УВП с выявления положительных и отрицательных результатов реализации модели профессионального самоопределения учащихся и развития социального партнерства на селе.

октябрь-март

Формирующий этап

Цель этапа: создать условия для интерактивного сотрудничества с обучающимися в проектировании и реализации социального проекта по конкретной проблеме, волнующей социум в данное время;

- презентация социального проекта совместно с обучающимися (саморефлексия результатов деятельности);

- оценивание эффективности внедрения социального проекта в практику социума.

- передача полученного опыта в системе «сверстник-сверстнику»;

- завершающий этап обучения в ЯМУК (получение Удостоверений, Свидетельств).

апрель

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности модели.

май - июнь

Контрольный этап

Цель этапа: организовать работу по модели.

Итоговый анализ:

- Методический аудит;

- Информационный банк.

Прогноз возможных негативных последствий

  1. Пассивность социальных партнеров села в оказании действенной помощи при организации социальной практики учащихся и воспитанников школы-интерната.

  2. Недостаточность финансовых средств для реализации проекта.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

  1. Разработка и согласование плана, договора о совместной деятельности с социальными партнерами

  2. Разработка и согласование плана и программы социальной практики учащихся.

Взаимодействие с СМИ с целью привлечения внимание общественности к данной проблеме, привлечение дополнительного финансирования.

Состав участников эксперимента. Функциональные обязанности

Администрация школы

Директор:

- координация условий и хода эксперимента

Зам. директора по УВР:

- корректировка УВП в целях реализации задач предпрофессиональной и профессиональной подготовки школьников.

Зам. директора по МР:

-разработка, корректировка нормативно-правовой базы школы-интерната;

- методическое сопровождение эксперимента;

-связь с СМИ с целью привлечения внимания общественности и дополнительного финансирования эксперимента.

Зам. директора по ИТ:

- создание страницы школьного сайта по вопросам профориентации;

- объединение в локальную сеть всех участников УВП: педагогов, учащихся, родителей в целях реализации задач эксперимента;

- проведение виртуальных телемостов между учебными заведениями, работодателями, общеобразовательными школами.

Зам. директора по ВР, ВРИ:

- заключение договоров с социальными партнерами на предмет реализации социальной практики;

-разработка базы учетно-отчетной документации по реализации задач социальной практики.

Классные руководители, воспитатели 9-11 классов:

- организация деятельности учащихся по дневнику профессионального самоопределения;

- контроль прохождения социальной практики.

Социально-психологическая служба:

- разработка диагностического материала для отслеживания результатов реализации модели профессионального самоопределения учащихся;

- оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, выборе индивидуальной траектории социальной практики;

- психолого-педагогическое сопровождение хода эксперимента.

Медицинская служба:

- контроль состояния здоровья участников эксперимента.

База эксперимента: ОУ

В эксперименте принимают участие учащиеся 9-11 классов, классные руководители данных классов и воспитатели интерната (по «семьям»).

Среди учащихся 9-х классов на уровень эксперимента выводится 9А класс, 9В класс – контрольный.

В рамках экспериментальной деятельности к сотрудничеству привлекаются учреждения и организации МО с. Яр-Сале, МО с. Панаевск (социальные партнеры) для прохождения старшеклассниками социальной практики.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента

  1. Нормативно-правовая база:

- Закон об образовании, Конституция РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010г, Проект современной модели образования (письмо №03-96 от 8 мая 2008г – Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МО и НРФ), Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Конвенция о правах ребенка.

Нормативно-правовая база школы-интерната: Устав ОУ, Программа развития и др. локальные акты ОУ.


2. Кадровая обеспеченность: административный блок школы-интерната, классные руководители, воспитатели интерната, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, медик, педагоги дополнительного образования, куратор социальной практики.

3.Курсы и обучающие семинары по теме эксперимента:

- КПК по теме: «Управление инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения»;

- семинар с педагогическим коллективом (обмен опытом);

- обучающие семинары для педагогического коллектива школы-интерната и учащихся, формирование творческих групп (в течение эксперимента).

- перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров.

Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

  1. Оказание консультативных услуг.

  2. Участие в различного рода конференциях.

  3. Проведение мастер – классов, «круглых столов» по внедрению проекта в учебно-воспитательный процесс.

  4. Разработка методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района (из опыта работы).


Список используемой литературы:

  1. Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка: Материалы по реализации программы экспериментальной площадки/Т.А. Ничкова, О.В. Ядрышникова. – Панаевск: Методическая служба, 2011

  2. Л.Ю. Кобелева, В.Ф. Третьякова. Мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению: В помощь классному руководителю. – Челябинск: СИМАРС, 2008

  3. Л.Ю. Кобелева, В.Ф. Третьякова.Я и моя будущая профессия. Портфолио: Дневник профессионального самоопределения. – Челябинск: СИМАРС, 2007