Учитель ИЗО Крестникова О.И.
Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству
В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Внимательное вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе. А поэтому знания по вопросам культуры речи, умение и готовность безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами, необходимы преподавателю любого предмета. Изобразительное искусство занимает особое место в системе школьных предметов, т. к. способствует формированию личности, духовного мира ребёнка, формирует у детей подлинную любовь и уважение к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
В наше время дети живут в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни, поэтому воспитание детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений при обновлении содержания и организации образовательного процесса.
Программа 5 класса общеобразовательной школы посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых соприкасается наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.
Анализ имеющихся знаний о русской народной культуре показал, что учащиеся недостаточно знают о русских народных традициях, обычаях и народных праздниках, о местных промыслах и изделиях народных мастеров. Редко используют в активной речи народный фольклор. На основе выделенных проблем были сформулированы следующие задачи:
- воспитывать звуковую культуру речи через малые фольклорные формы(загадки, пословицы, поговорки);
- совершенствовать грамматическую правильность речи, формировать диалогическую речь, используя искусствоведческие беседы или рассказы;
- развивать интерес к родному краю, народным традициям, обычаям, воспитывать уважение к труду народных мастеров, используя художественное слово, декоративно – прикладное искусство;
- обогащать, закреплять и активизировать словарь, обучать языку изобразительного, народного декоративно – прикладного искусства через ознакомление детей с предметами русского быта, народных промыслов, народных традиций.
Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Что помогает развивать языковую компетенцию и речевое поведение учеников? Решение данной проблемы нахожу в привлечении на уроках изобразительного искусства загадок пословиц, поговорок. Например, при изучении темы «Древние образы в народном искусстве» учащимся в качестве домашнего задания предлагается найти пословицы, поговорки, загадки о солярных знаках и образах, присутствующих в русском народном орнаменте, так как именно малые фольклорные формы содержат многообразие сведений, позволяющих понять значение и смысл узоров, украшающих предметы декоративно – прикладного искусства.
Развивать и активизировать словарь учащихся помогает знакомство с предметами русского быта наших предков: чугунок, туесок, валёк, прялка, ушат, коромысло. При изучении темы «Убранство русской избы» особое внимание уделяю осмыслению значения термина, его этимологии. Например, слово «причелина» происходит от сл. «чело» - часть головы. Усвоить орфографию новых терминов помогают аншлаги и записи в тетрадях учащихся.
Формированию и совершенствованию грамматически правильной речи способствуют публичные выступления поисковых групп с отчётами о народных традициях, обычаях, праздниках. Оценивание выступлений осуществляется по следующим критериям:
- полная ясность выражаемых мыслей
- научность (точное использование терминов, точность формулировок и т.д.)
- соблюдение правил морфологии и синтаксиса
- устранение речевых недостатков
- стилистическая обоснованность.
Изучение местных народных промыслов начинаю со знакомства с камнерезным и керамическим промыслами, с полезными ископаемыми: глиной, селенитом, гипсом, талькохлоридом. Обогащаю речь и побуждаю активно использовать слова, обозначающие их свойства. Из экскурсий в местные музеи учащиеся узнают, что изделия из местного камня и глины пользуются популярностью не только у нас в России, но и в Германии, Швеции, Канаде, США. Воспитываю уважение к труду народных мастеров, чувство бережного отношения к предметам рукотворного мира, гордость за достижения родного края.
Организация работы по развитию речи на уроках изобразительного искусства, приобщение учащихся к русскому народному творчеству способствует формированию целостного оптимистического мироощущения, восприятию духовно – эстетических ценностей, заключённых в звуках родного языка, народной поэзии и прозы, играх и обрядах, народной музыке.
|