Главная страница

Рта начального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по музыке


Скачать 173.6 Kb.
Название Рта начального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по музыке
Дата 16.03.2016
Размер 173.6 Kb.
Тип Программа

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по музыке( программа «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,Москва, «Просвещение», 2013г.)

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени (из расчёта 1 час в неделю).

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Главная цель:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Курс музыки направлен на решение следующих задач:

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).

Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она

является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;

- формирование личностного смысла постижения искусства;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;

- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Планируемые результаты:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Программно-методическое обеспечение

1.УМК.

Учебник

Музыка, автор Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; Москва, «Просвещение» 2013г».

Методическое пособие

1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы)/ авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2.Электронные пособия:

1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru

2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php

3. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы (Электронный ресурс): методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – Режим доступа:

http://www.prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

4.Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа (Электронный ресурс)/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- Режим доступа:

http://www.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/index.html
3.Материально-техническое обеспечение.

1.Телевизор

2.Магнитофон

3.DVD – плеер

4.Ноутбук

5.Интерактивная доска

6.Доска

Тематическое планирование
« ТРИ «КИТА» В МУЗЫКЕ— ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.»



п/п

№ урока

Тема / Тип урока


Задачи

Основные виды деятельности по разделам

Оборудование, литература

Межпред.

связи


Знания, умения, навыки.

Дата план.

Дата факт.

1.

1.

Из чего состоит музыка?

Вводный

Понять, что музыка состоит из: сочинения композитора, исполнителя, слушателя.

1.Слушание: П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Вальс цветов».

2. Музыкально- ритмическая игра: «Передай погремушку».

3. Исполнение: Песни о школе.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрациитекст сказки Гофмана «Щелкунчик»

ИЗО, чтение.

Знать, что выражает музыка? В данном случае радость, счастье, любовь.

.




2.

2.

Знакомство с жанром «Марш»
УОНМ

Услышать различные виды марша, найти различие между спортивным и военным маршем.

1.Слушание: С.Прокофьев «Марш», И. Дунаевский «Марш» из к/ф «Цирк», «Марш футболистов».

2. Музыкально- ритмическая игра: «Передай погремушку».

3. Исполнение: Песни о школе, об осени, об природе.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, погремушка.

ИЗО, чтение.

Знать ритм и характер маршевой музыки, суметь чётко и ритмично пройти по кругу.







3.

3.

Марш

УПЗУ

Понять, что в различных видах марша и ходьба будет разной.

1.Слушание: Д. Кабалевский «Три варианта марша».

2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».

3. Исполнение: Песни о школе, об осени, об природе.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО

Суметь понять, что марши бывают разные.






4.

4.

Танец.

УОНМ

Вспомнить с ребятами в каких случаях в жизни они встречаются с танцем.

1.Слушание: П.И. Чайковский «Вальс», «Итальянская полька»

2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».

3. Исполнение: Песни о школе, об осени, об природе.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, физ-ра

Знать виды танцевальной музыки, Уметь различать её по ритму и по характеру. В игре использовать движения не только знакомые, но и самим придуманные.






5.

5.

Различные виды танцев.

УПЗУ

Понять, что танцы бывают не только для детей и взрослых, но и для кукол.

1.Слушание: И.С.Бах «менуэт», В.Моцарт «Тамбурин», Д.Шостакович «Вальс-шутка».

2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».

3. Исполнение: Филлипенко «Весёлый музыкант».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Запомнить, что танцевальная музыка появилась очень давно. Танцуют не только дети ,но и взрослые.






6.

6.

Танец

УОНМ

Продолжить изучение и расширить знания о жанре «Танец».

1.Слушание: Д.Шостакович «Вальс-шутка», «Танец молодого бебегемота»

2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».

3. Исполнение: Филлипенко «Весёлый музыкант».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Научиться различать танец среди разной музыки.


.




7.

7.

Песня.

УОНМ

Стараться во время слушания исполнять соответствующие движения.

1.Слушание: В.Моцарт «Ария».

2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».

3. Исполнение: Попевка «В нашем классе», Бетховен «Сурок».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Слушая арию, суметь показать руками направление движения мелодии и её плавность. Показать выражением лица настроение музыки.






8.

8.

Песня-танец, песня-марш.

УПЗУ

Ребята должны понять, что « киты» часто встречаются в

Приобщение ребят к народному творчеству кавказских народов через произведение А.Хачатуряна.

месте.

1.Слушание: Г.Гладков «Колыбельная», И.Дунаевский «Песня о ветре».

2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».

3. Исполнение: «Пусть всегда будет солнце»

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

На примере данных песен передать в движении содержание, ритм песни. Самим понять, что в первом случае это медленный танец, А во втором случае- это марш.






9.

9.

Встреча «китов» в музыке.

УПЗУ

Показать, что одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, из танца в марш. Урок –концерт.

1.Слушание: Р.Н.П. – «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Как у наших у ворот».

2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».

3. Исполнение: Филлипенко «Весёлый музыкант».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО ,

Проводить хороводы и понять, что данные русские народные песни ещё и хороводные.







«О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА»



п/п

№ урока

Тема / Тип урока


Задачи

Основные виды деятельности по разделам

Оборудование, литература

Межпред.

связи


Знания, умения, навыки.

Дата план.

Дата факт.

10.

1.

О чём говорит музыка? УОНМ

Выразить чувства человека через музыкальное произведение.

1.Слушание: Л.В.Бетховен

«Весело. Грустно».

2. Исполнение: «Перепёлочка».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Уметь беседовать, выражать свои мысли, Рассказывать об образах, возникающих во время слушания музыки.

.




11.

2.

Что выражает музыка?.

УОНМ

Выразить чувства человека через музыкальное произведение.

1.Слушание: В.Салманов «Утро», «Вечер».

2. Исполнение: Песни о школе и об осени и о природе. Попевка «Звонкий звонок».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Уметь беседовать и выражать свои мысли, чувства, навеянные музыкой.







12.

3.

О чём говорит музыка?

УОНМ

Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера.

1.Слушание: Д.Кабалевский «3 подружки», «Монтёр».

2. Исполнение: «Разные ребята».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Понять и рассказать о том, что нам хотел поведать композитор в своём произведении. При исполнении петь песни в характере музыки.







13.

4.

О чём говорит музыка?

УПЗУ

Закрепление темы.

1.Слушание: Г.Свиридов «Весна», «Осень», «Полюшко поле».

2. Исполнение: «Новогодняя».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Пытаться рассказать о своих впечатлениях от прослушанной музыки. Петь песни выразительно, пропевать все фразы.







14.

5.

Изобразительность в музыке.

УОНМ

Понять взаимосвязь выразительности и изобразительности.

1.Слушание: «3 подружки», «Разные ребята».

2. Исполнение: песни о зиме, «Ребята школярята».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Уметь слушать и понимать музыку; Рисовать её в своём воображении.







15.

6.

Изобразительность в музыке.

УОМН

Продолжить изучение темы.

1.Слушание: Книппер «Полюшко», Г.Свиридов «Тройка», Лядов «Музыкальная табакерка»,

2. Исполнение: песни о зиме.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Уметь слушать и понимать музыку; Рисовать её в своём воображении.







16.

7.

Изобразительность в музыке.

УПЗУ

Определить изобразительные средства явлений природы.

1.Слушание: Салманов «Утро в лесу». «Вечер».

2. Исполнение: по желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

ИЗО, чтение.

Слышать и передавать изобразительность в музыке.








«КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»?




п/п

№ урока

Тема / Тип урока


Задачи

Основные виды деятельности по разделам

Оборудование, литература

Межпред.

связи


Знания, умения, навыки.

Дата план.

Дата факт.

17.

1.

Куда ведут нас три «Кита»

Вводный

Ввести ребят в мир большой музыки.

1.Слушание: М.Коваль «Волк и семеро козлят» (Опера), «Упрямый братишка».

2. Исполнение : Песни к дню 8 марта.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.

И.З.О.


Познакомиться с оперой Коваля «Волк и семеро козлят».

.




18.

2.

Куда приводит нас песня?.

УОНМ

Показать многозначность песни, в частности каким образом можно сказать, что оперная ария и есть песня.

1.Слушание: Коваль «Волк и семеро козлят».

2. Исполнение: Песни к дню 8 марта.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, погремушка.

И.З.О.


Научиться различать характер песен.







19.

3.

Куда ведёт нас песня?

УПЗУ

Обратить внимание на то , как поёт Кармен, какая она. А в концерте услышать достаточно песенную интонацию.

1.Слушание: П.Чайковский финал 4 симфонии.

2. Исполнение: Песни к дню 8 марта.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З.О.


Познакомится с симфонией.







20.

4.

Куда ведёт нас песня?

УОНМ

Продолжить знакомство с симфонией , дать понятие «концерта».

1.Слушание: Книппер «поэма о бойце-комсомольце», «Журавель» украинская нар. песня.

2. Исполнение: «Наш Край».

Портрет, ноты, CD –диск.

И.З. О. чтение


Понять, как песня может привести нас в концерт исимфонию.







21.

5.

Куда ведёт нас танец?

УОНМ

Учить детей слышать в танце не только танцевальный характер, но и образное содержание.

1.Слушание: С.Прокофьев Вальс из балета «Золушка».

2. Исполнение: по желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З. О. чтение


Познакомится с симфоническим оркестром.







22.

6.

Куда ведёт песня и танец?

УПЗУ

Продолжить слушать в музыке песню и танец.

1.Слушание: Р.Н.П. «Уж как по мосточку», Чайковский хор из оперы «Евгений Онегин».

2. Исполнение: по желанию учащихся.


Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З. О. чтение


Уметь формировать словарь эмоциональных состояний для разговора о музыке.

.




23.

7.

Куда ведёт нас марш?

УОНМ

Обратить внимание ребят на звучание марша в операх, балетах.

1.Слушание: Ж.Бизе «Кармен», марш»Тореадора», П.Чайковский марш из балета «Щелкунчик».

2. Исполнение: «Песня о пограничнике».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З. О. чтение


После прослушивания каждого произведения ( одно за другим) очень важно, чтобы ребята сами ответили и нашли разницу в звучании этих двух произведений.






24.

8.

Куда приводит нас марш?

УПЗУ

Обобщение и закрепление темы.

1.Слушание: Коваль»Волк и семеро козлят».

2. Исполнение: «Весёлые путешественники».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З.О.


Разучить песню.







25.

9.

Куда приводят «Киты».

УОНМ

Познакомить с творчеством Чайковского.

1.Слушание: Чайковский балет «Лебединое озеро».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З.О.


Знать произведения П.И.Чайковского.







26.

10.

Куда ведут нас три «Кита».

Урок-концерт

Закрепить знания, полученные в 3 четверти.

Исполнение: Исполнение по желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З.О.












«ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ?»




п/п

№ урока

Тема / Тип урока


Задачи

Основные виды деятельности по разделам

Оборудование, литература

Межпред.

связи


Знания, умения, навыки.

Дата план.

Дата факт.

27.

1.

Регистр

УОНМ

Осознание выразительных средств в музыке, в том или ином художественном образе.

1.Слушание: Д.Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка».

2. Исполнение: по желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.

Чтение

Понять, что такое ритм и мелодия.







28.

2.

Форма

УОНМ

Знакомство с простейшими формами - двухчастная.

1.Слушание: П.И.Чайковский «Кот в сапогах и белая кошечка»

2. Исполнение: «Снами друг», «Что мы Родиной зовём», Крейсер «Аврора».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.

Чтение

Понять, что такое двухчастная форма.







29.

3.

Форма

УПЗУ

Песня имеет запев и припев – это двухчастная форма.

1.Слушание: С.Прокофьев «Сказочка», П.И.Чайковский «Танец с кубками».

2. Исполнение: «Снами друг», «Что мы Родиной зовём», Крейсер «Аврора».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З. О. чтение


На примере произведений двух композиторов разобраться с детьми, что такое одно- и двухчастная форма.







30.

4.

Характер

УОНМ

Здесь главное ритм и темп.

1.Слушание: Н.Мясковский «Вроде вальса», Р.Шуман «Первая утрата», Л.В.Бетховен «Вариации».

2. Исполнение: «С нами друг», «Что мы Родиной зовём», Крейсер «Аврора».

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З. О. чтение


Обратить внимание учащихся на напевность музыки одного композитора, на упругость ритма в другом произведении и на танец в третьем.







31.

5.

Тембр

УОНМ

Что такое тембр звука – это окраска звука.

1.Слушание: С.Прокофьев «Петя и волк» ( симфоническая сказка).

2. Исполнение: по желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

Чтение

Обратить внимание ребят на муз. инструменты, характеризующие тот или иной образ.







32.

6.

Прокофьев «Петя и волк»

КУ

Скрипка – душа симфонического оркестра.

1.Слушание: С.Прокофьев «Петя и волк» ( симфоническая сказка).

2. Исполнение: по желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

Чтение

Понять, что главный герой характеризуется сразу квартетом скрипок.







33.

7.

Симфонический оркестр

Л

Группа медно духовых инструментов.

1.Слушание: С.Прокофьев «Петя и волк» ( симфоническая сказка).

2. Исполнение: по желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З. О. чтение


Обратить внимание ребят на муз. инструменты, характеризующие тот или иной образ.







34.

8.

Музыкальная речь.

УПЗУ

Закрепление темы.


Исполнение: ПО желанию учащихся.

Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.

И.З.О.


Знать основные характеристики музыкальных средств.