Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по музыке( программа «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,Москва, «Просвещение», 2013г.)
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени (из расчёта 1 час в неделю).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Главная цель:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Курс музыки направлен на решение следующих задач:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она
является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Планируемые результаты:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Программно-методическое обеспечение
1.УМК.
Учебник
Музыка, автор Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; Москва, «Просвещение» 2013г».
Методическое пособие
1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы)/ авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2.Электронные пособия:
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru
2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php
3. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы (Электронный ресурс): методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – Режим доступа:
http://www.prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
4.Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа (Электронный ресурс)/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- Режим доступа:
http://www.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/index.html
3.Материально-техническое обеспечение.
1.Телевизор
2.Магнитофон
3.DVD – плеер
4.Ноутбук
5.Интерактивная доска
6.Доска
Тематическое планирование
« ТРИ «КИТА» В МУЗЫКЕ— ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.»
№
п/п
|
№ урока
|
Тема / Тип урока
|
Задачи
|
Основные виды деятельности по разделам
|
Оборудование, литература
|
Межпред.
связи
|
Знания, умения, навыки.
|
Дата план.
|
Дата факт.
|
1.
|
1.
|
Из чего состоит музыка?
Вводный
|
Понять, что музыка состоит из: сочинения композитора, исполнителя, слушателя.
|
1.Слушание: П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Вальс цветов».
2. Музыкально- ритмическая игра: «Передай погремушку».
3. Исполнение: Песни о школе.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрациитекст сказки Гофмана «Щелкунчик»
|
ИЗО, чтение.
|
Знать, что выражает музыка? В данном случае радость, счастье, любовь.
|
.
|
|
2.
|
2.
|
Знакомство с жанром «Марш»
УОНМ
|
Услышать различные виды марша, найти различие между спортивным и военным маршем.
|
1.Слушание: С.Прокофьев «Марш», И. Дунаевский «Марш» из к/ф «Цирк», «Марш футболистов».
2. Музыкально- ритмическая игра: «Передай погремушку».
3. Исполнение: Песни о школе, об осени, об природе.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, погремушка.
|
ИЗО, чтение.
|
Знать ритм и характер маршевой музыки, суметь чётко и ритмично пройти по кругу.
|
|
|
3.
|
3.
|
Марш
УПЗУ
|
Понять, что в различных видах марша и ходьба будет разной.
|
1.Слушание: Д. Кабалевский «Три варианта марша».
2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».
3. Исполнение: Песни о школе, об осени, об природе.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО
|
Суметь понять, что марши бывают разные.
|
|
|
4.
|
4.
|
Танец.
УОНМ
|
Вспомнить с ребятами в каких случаях в жизни они встречаются с танцем.
|
1.Слушание: П.И. Чайковский «Вальс», «Итальянская полька»
2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».
3. Исполнение: Песни о школе, об осени, об природе.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, физ-ра
|
Знать виды танцевальной музыки, Уметь различать её по ритму и по характеру. В игре использовать движения не только знакомые, но и самим придуманные.
|
|
|
5.
|
5.
|
Различные виды танцев.
УПЗУ
|
Понять, что танцы бывают не только для детей и взрослых, но и для кукол.
|
1.Слушание: И.С.Бах «менуэт», В.Моцарт «Тамбурин», Д.Шостакович «Вальс-шутка».
2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».
3. Исполнение: Филлипенко «Весёлый музыкант».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Запомнить, что танцевальная музыка появилась очень давно. Танцуют не только дети ,но и взрослые.
|
|
|
6.
|
6.
|
Танец
УОНМ
|
Продолжить изучение и расширить знания о жанре «Танец».
|
1.Слушание: Д.Шостакович «Вальс-шутка», «Танец молодого бебегемота»
2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».
3. Исполнение: Филлипенко «Весёлый музыкант».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Научиться различать танец среди разной музыки.
|
.
|
|
7.
|
7.
|
Песня.
УОНМ
|
Стараться во время слушания исполнять соответствующие движения.
|
1.Слушание: В.Моцарт «Ария».
2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».
3. Исполнение: Попевка «В нашем классе», Бетховен «Сурок».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Слушая арию, суметь показать руками направление движения мелодии и её плавность. Показать выражением лица настроение музыки.
|
|
|
8.
|
8.
|
Песня-танец, песня-марш.
УПЗУ
|
Ребята должны понять, что « киты» часто встречаются в
Приобщение ребят к народному творчеству кавказских народов через произведение А.Хачатуряна.
месте.
|
1.Слушание: Г.Гладков «Колыбельная», И.Дунаевский «Песня о ветре».
2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».
3. Исполнение: «Пусть всегда будет солнце»
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
На примере данных песен передать в движении содержание, ритм песни. Самим понять, что в первом случае это медленный танец, А во втором случае- это марш.
|
|
|
9.
|
9.
|
Встреча «китов» в музыке.
УПЗУ
|
Показать, что одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, из танца в марш. Урок –концерт.
|
1.Слушание: Р.Н.П. – «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Как у наших у ворот».
2. Музыкально- ритмическая игра: «Я знаю танцевальные движения».
3. Исполнение: Филлипенко «Весёлый музыкант».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО ,
|
Проводить хороводы и понять, что данные русские народные песни ещё и хороводные.
|
|
|
«О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА»
№
п/п
|
№ урока
|
Тема / Тип урока
|
Задачи
|
Основные виды деятельности по разделам
|
Оборудование, литература
|
Межпред.
связи
|
Знания, умения, навыки.
|
Дата план.
|
Дата факт.
|
10.
|
1.
|
О чём говорит музыка? УОНМ
|
Выразить чувства человека через музыкальное произведение.
|
1.Слушание: Л.В.Бетховен
«Весело. Грустно».
2. Исполнение: «Перепёлочка».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Уметь беседовать, выражать свои мысли, Рассказывать об образах, возникающих во время слушания музыки.
|
.
|
|
11.
|
2.
|
Что выражает музыка?.
УОНМ
|
Выразить чувства человека через музыкальное произведение.
|
1.Слушание: В.Салманов «Утро», «Вечер».
2. Исполнение: Песни о школе и об осени и о природе. Попевка «Звонкий звонок».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Уметь беседовать и выражать свои мысли, чувства, навеянные музыкой.
|
|
|
12.
|
3.
|
О чём говорит музыка?
УОНМ
|
Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера.
|
1.Слушание: Д.Кабалевский «3 подружки», «Монтёр».
2. Исполнение: «Разные ребята».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Понять и рассказать о том, что нам хотел поведать композитор в своём произведении. При исполнении петь песни в характере музыки.
|
|
|
13.
|
4.
|
О чём говорит музыка?
УПЗУ
|
Закрепление темы.
|
1.Слушание: Г.Свиридов «Весна», «Осень», «Полюшко поле».
2. Исполнение: «Новогодняя».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Пытаться рассказать о своих впечатлениях от прослушанной музыки. Петь песни выразительно, пропевать все фразы.
|
|
|
14.
|
5.
|
Изобразительность в музыке.
УОНМ
|
Понять взаимосвязь выразительности и изобразительности.
|
1.Слушание: «3 подружки», «Разные ребята».
2. Исполнение: песни о зиме, «Ребята школярята».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Уметь слушать и понимать музыку; Рисовать её в своём воображении.
|
|
|
15.
|
6.
|
Изобразительность в музыке.
УОМН
|
Продолжить изучение темы.
|
1.Слушание: Книппер «Полюшко», Г.Свиридов «Тройка», Лядов «Музыкальная табакерка»,
2. Исполнение: песни о зиме.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Уметь слушать и понимать музыку; Рисовать её в своём воображении.
|
|
|
16.
|
7.
|
Изобразительность в музыке.
УПЗУ
|
Определить изобразительные средства явлений природы.
|
1.Слушание: Салманов «Утро в лесу». «Вечер».
2. Исполнение: по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
ИЗО, чтение.
|
Слышать и передавать изобразительность в музыке.
|
|
|
«КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»?
№
п/п
|
№ урока
|
Тема / Тип урока
|
Задачи
|
Основные виды деятельности по разделам
|
Оборудование, литература
|
Межпред.
связи
|
Знания, умения, навыки.
|
Дата план.
|
Дата факт.
|
17.
|
1.
|
Куда ведут нас три «Кита»
Вводный
|
Ввести ребят в мир большой музыки.
|
1.Слушание: М.Коваль «Волк и семеро козлят» (Опера), «Упрямый братишка».
2. Исполнение : Песни к дню 8 марта.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.
|
И.З.О.
|
Познакомиться с оперой Коваля «Волк и семеро козлят».
|
.
|
|
18.
|
2.
|
Куда приводит нас песня?.
УОНМ
|
Показать многозначность песни, в частности каким образом можно сказать, что оперная ария и есть песня.
|
1.Слушание: Коваль «Волк и семеро козлят».
2. Исполнение: Песни к дню 8 марта.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, погремушка.
|
И.З.О.
|
Научиться различать характер песен.
|
|
|
19.
|
3.
|
Куда ведёт нас песня?
УПЗУ
|
Обратить внимание на то , как поёт Кармен, какая она. А в концерте услышать достаточно песенную интонацию.
|
1.Слушание: П.Чайковский финал 4 симфонии.
2. Исполнение: Песни к дню 8 марта.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З.О.
|
Познакомится с симфонией.
|
|
|
20.
|
4.
|
Куда ведёт нас песня?
УОНМ
|
Продолжить знакомство с симфонией , дать понятие «концерта».
|
1.Слушание: Книппер «поэма о бойце-комсомольце», «Журавель» украинская нар. песня.
2. Исполнение: «Наш Край».
|
Портрет, ноты, CD –диск.
|
И.З. О. чтение
|
Понять, как песня может привести нас в концерт исимфонию.
|
|
|
21.
|
5.
|
Куда ведёт нас танец?
УОНМ
|
Учить детей слышать в танце не только танцевальный характер, но и образное содержание.
|
1.Слушание: С.Прокофьев Вальс из балета «Золушка».
2. Исполнение: по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З. О. чтение
|
Познакомится с симфоническим оркестром.
|
|
|
22.
|
6.
|
Куда ведёт песня и танец?
УПЗУ
|
Продолжить слушать в музыке песню и танец.
|
1.Слушание: Р.Н.П. «Уж как по мосточку», Чайковский хор из оперы «Евгений Онегин».
2. Исполнение: по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З. О. чтение
|
Уметь формировать словарь эмоциональных состояний для разговора о музыке.
|
.
|
|
23.
|
7.
|
Куда ведёт нас марш?
УОНМ
|
Обратить внимание ребят на звучание марша в операх, балетах.
|
1.Слушание: Ж.Бизе «Кармен», марш»Тореадора», П.Чайковский марш из балета «Щелкунчик».
2. Исполнение: «Песня о пограничнике».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З. О. чтение
|
После прослушивания каждого произведения ( одно за другим) очень важно, чтобы ребята сами ответили и нашли разницу в звучании этих двух произведений.
|
|
|
24.
|
8.
|
Куда приводит нас марш?
УПЗУ
|
Обобщение и закрепление темы.
|
1.Слушание: Коваль»Волк и семеро козлят».
2. Исполнение: «Весёлые путешественники».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З.О.
|
Разучить песню.
|
|
|
25.
|
9.
|
Куда приводят «Киты».
УОНМ
|
Познакомить с творчеством Чайковского.
|
1.Слушание: Чайковский балет «Лебединое озеро».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З.О.
|
Знать произведения П.И.Чайковского.
|
|
|
26.
|
10.
|
Куда ведут нас три «Кита».
Урок-концерт
|
Закрепить знания, полученные в 3 четверти.
|
Исполнение: Исполнение по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З.О.
|
|
|
|
«ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ?»
№
п/п
|
№ урока
|
Тема / Тип урока
|
Задачи
|
Основные виды деятельности по разделам
|
Оборудование, литература
|
Межпред.
связи
|
Знания, умения, навыки.
|
Дата план.
|
Дата факт.
|
27.
|
1.
|
Регистр
УОНМ
|
Осознание выразительных средств в музыке, в том или ином художественном образе.
|
1.Слушание: Д.Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка».
2. Исполнение: по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.
|
Чтение
|
Понять, что такое ритм и мелодия.
|
|
|
28.
|
2.
|
Форма
УОНМ
|
Знакомство с простейшими формами - двухчастная.
|
1.Слушание: П.И.Чайковский «Кот в сапогах и белая кошечка»
2. Исполнение: «Снами друг», «Что мы Родиной зовём», Крейсер «Аврора».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации.
|
Чтение
|
Понять, что такое двухчастная форма.
|
|
|
29.
|
3.
|
Форма
УПЗУ
|
Песня имеет запев и припев – это двухчастная форма.
|
1.Слушание: С.Прокофьев «Сказочка», П.И.Чайковский «Танец с кубками».
2. Исполнение: «Снами друг», «Что мы Родиной зовём», Крейсер «Аврора».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З. О. чтение
|
На примере произведений двух композиторов разобраться с детьми, что такое одно- и двухчастная форма.
|
|
|
30.
|
4.
|
Характер
УОНМ
|
Здесь главное ритм и темп.
|
1.Слушание: Н.Мясковский «Вроде вальса», Р.Шуман «Первая утрата», Л.В.Бетховен «Вариации».
2. Исполнение: «С нами друг», «Что мы Родиной зовём», Крейсер «Аврора».
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З. О. чтение
|
Обратить внимание учащихся на напевность музыки одного композитора, на упругость ритма в другом произведении и на танец в третьем.
|
|
|
31.
|
5.
|
Тембр
УОНМ
|
Что такое тембр звука – это окраска звука.
|
1.Слушание: С.Прокофьев «Петя и волк» ( симфоническая сказка).
2. Исполнение: по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
Чтение
|
Обратить внимание ребят на муз. инструменты, характеризующие тот или иной образ.
|
|
|
32.
|
6.
|
Прокофьев «Петя и волк»
КУ
|
Скрипка – душа симфонического оркестра.
|
1.Слушание: С.Прокофьев «Петя и волк» ( симфоническая сказка).
2. Исполнение: по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
Чтение
|
Понять, что главный герой характеризуется сразу квартетом скрипок.
|
|
|
33.
|
7.
|
Симфонический оркестр
Л
|
Группа медно духовых инструментов.
|
1.Слушание: С.Прокофьев «Петя и волк» ( симфоническая сказка).
2. Исполнение: по желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З. О. чтение
|
Обратить внимание ребят на муз. инструменты, характеризующие тот или иной образ.
|
|
|
34.
|
8.
|
Музыкальная речь.
УПЗУ
|
Закрепление темы.
|
Исполнение: ПО желанию учащихся.
|
Портрет, ноты, CD –диск, иллюстрации, стихи.
|
И.З.О.
|
Знать основные характеристики музыкальных средств.
|
|
|
|