|
Роль общей и мелкой моторики в формировании графо – моторных навыков старших дошкольников и младших школьников
Роль общей и мелкой моторики в формировании графо – моторных навыков старших дошкольников и младших школьников.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.
Письмо начинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания, определить общую последовательность мыслей и постоянно удерживать ее. Каждое предложение, которое необходимо записать, надо разделить на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.
Следующая операция – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. По аналогии с фонематическим слухом буквенное зрение правомерно было бы назвать графематическим. Именно это зрение вычленяет из букв спрятанные в них устойчивые признаки, элементы, которые отличают одну букву от другой. Анализ и сравнение буквы - сложная задача для первоклассника.
Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.
Структура процесса письма:
В процессе письма можно выделить 2 уровня организации:
сенсомоторный уровень, отвечающий за технику письма
письмо, как речевая деятельность
письмо как сенсомоторный уровень:
Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют 4 основных анализатора, отвечающих за письмо:
речеслуховой (акустический)
речедвигательный
речезрительный (оптический)
двигательный
Л. С. Цветкова говорит об участии в процессе письма кинестетического, кинетического, пространственного, проприоцептивного анализаторов. Между этими анализаторными системами существует сложное условно-рефлекторное взаимодействие.
Сенсомоторный уровень письма обеспечивает следующие опции:
-
звуковой анализ слов
установление последовательности звуков
уточнение слышимых вариантов звуковой фонемы
перевод фонем в графемы
перевод зрительных образов букв (графем) в двигательные образы
письмо как речевая деятельность:
Более высокий уровень, формируется на основе сенсомоторного, в котором можно выделить два составляющих аспекта:
психологический
лингвистический
Психологический процесс письма включает в себя:
мотив (намерение к письменной речи)
создание замысла (о чем писать)
определение общего смысла содержания письменной речи (что писать)
регуляция письменной деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями
В осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, отвлеченное мышление и т. д.
Второй аспект - лингвистическая организация - отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо. Реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтетические единицы (слова и предложения).
При этом используется парадигма языковых средств.
Упрощенная психолого-лингвистическая модель процесса порождения письменной речи может представляться следующим образом:
мотив
программирование (общее содержание, последовательность, формулировка первой мысли)
оформление мысли в предложение, семантический этап переходит в языковой
анализ предложения на слова (выделение границ слов)
звуковой анализ структуры слов
соотнесение выделенных фонем с графемами
воспроизведение графем с помощью движений руки
К процессу письма имеет отношение весь мозг, все корковые отделы. Наибольшее участие принимают следующие участки коры головного мозга:
лобная доля (левое полушарие) отвечает за организацию произвольных движений, за двигательную организацию речи (центр Брока), за планирование и регуляцию деятельности.
Височная доля: слуховой, гностический центр речи (центр Вернике). Височная доля играет важную роль в организации механизмов памяти.
Затылочная доля отвечает за восприятие и переработку зрительной информации, за организацию сложных процессов зрительного восприятия
Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувственных раздражителей, за пространственную ориентацию (кожно-мышечно-кинестетическое чувство)
В нижней теменной извилине расположен центр праксиса, т. е усвоенных в процессе целенаправленных упражнений и автоматизированных движений (механический элемент письма).
Все мозговые зоны функционируют по принципу динамической локализации. Это обуславливает возможность компенсации нарушенной деятельности какого-либо из звеньев данной системы, обеспечивая письмо.
Письменная речь усваивается сознательно в процессе обучения. Для возможности обучения обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов, участвующих в письменной речи.
По А. Н. Леонтьеву психическую структуру письма можно представить в виде трех основных операций:
процесс символизации фонем
процесс моделирования звуковой структуры слова
графо-моторные операции
Предпосылки формирования этих операций:
навык символизации (формируется в символьных играх с замещением предмета, в ИЗО-деятельности)
развитие фонематического восприятия ребенка, завершающий этап - осознание звуковой стороны слов (с помощью специального обучения)
овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв
графо-моторные навыки, развитие которых тесно связано с состоянием зрительно-моторной координации
Предпосылками письма можно представить также:
Сукцессивные процессы, т. е. анализ и синтез временных последовательностей сигналов и стимулов.
Межанализаторные взаимодействия, необходимые для перекодировки информации из одной модальности в другую.
Сенсомоторное развитие (слуховое, зрительное, психомоторное, пространственное, тактильное).
Развитие психических процессов (память, внимание и т. д.), составляющих основу интеллектуальной деятельности.
Полноценное развитие речи ребенка.
Физиологическая, эмоциональная готовность.
Все эти предпосылки развиваются и формируются к 5-6 годам. В этом возрасте и рекомендуется начало обучения ребенка грамоте.
А. Н. Корнев выделяет 3 уровня функциональной структуры развития навыков письма.
-
3-й уровень (нижний):
интеллектуальное развитие
развитие условных рефлексов
уровень развития сукцессивных способностей
развитие пальцевого праксиса
-
2-й уровень:
способность к символизации
фонематическое восприятие и представления
операции фонологического структурирования слов
операции трансформации временной последовательности звуков
пространственная последовательность букв
зрительно-моторная координация
-
1-й уровень:
навык звукобуквенной символизации
навык моделирования звуковой структуры слов
графо-моторные навыки
Таким образом, из всего вышесказанного видно, что теории Л.С.Цветковой, А.Н.Леонтьева и А.Н.Корнева имеют некоторые сходства, так как обязательным неотъемлемым шагом на пути становления письменной речи авторы выделяют перевод зрительных образов букв (графем) в двигательные образы, то есть формирование графо – моторных навыков, развитие которых тесно связано с состоянием зрительно – моторной координации.
Обучение письму и чтению проводится одновременно. Выделяют 4 основных этапа в процессе овладения письмом:
-
ориентировочный (дошкольный возраст). На этом этапе ребенок приучается обращаться с бумагой, карандашом, ручкой. У него развиваются движения руки, зрительный анализатор. Ребенок начинает осознавать письмо, как средство общения.
Аналитический (добукварный и букварный периоды школьного обучения).
2 подэтапа:
элементарный (развитие моторики при написании элементов букв и их соединений)
буквенный (укрепляется связь звука с буквой)
аналитико-синтетический (послебукварный период). Осуществляется переход к соединению букв в слоги, слова.
Синтетический (средняя школа). Письмо автоматизируется, техника отступает на второй план, основной акцент - на изложение мысли в письме. Письмо становится полноценным средством общения.
Несформированность любой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию или дислексию. Причины нарушения чтения и письма являются сходными. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дислексий и дисграфий.
Дисграфия (от греч.: "dys" – отрицание и "grapho" – писать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладевания письмом, т.е. к дисграфии.
Выделяются следующие виды дисграфий:
артикуляторно-акустическая дисграфия
дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
аграмматическая дисграфия
оптическая дисграфия
|
|
|