Главная страница

«Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»


Скачать 126.81 Kb.
Название «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»
Дата 09.03.2016
Размер 126.81 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка

круглого стола «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

АВТОР:

Евстигнеева Наталия Геннадьевна – заместитель директора по воспитательной работы ГБОУ средняя школа № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга, высшая квалификационная категория

Цель: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Задачи:

  1. Знакомство с одним из видов интенсивных технологий – мозговым штурмом.

  2. Разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Целевая аудитория : классные руководители 4-х классов, будущие классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, работающие в данных классах

Организационные параметры:

Состоит из одной встречи, которая может быть проведена в конце или начале учебного года.

Комплектование групп по категориям: классные руководители 4-х классов, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники.

Требования к материально-техническому обеспечению:

  1. От 3 до 6 столов с 3 стульями за каждым

  2. Раздаточные карточки для каждой группы

  3. Правила проведения мозгового штурма

  4. Ручки, маркеры красного, зеленого, синего цвета

  5. Мелки предметы по 2 штуки и непрозрачный мешочек.

ПЛАН:

  1. Организационный момент – 1 минута

  2. Объяснение правил проведения – 1 минута

  3. Работа в группах: формы работы классного руководителя с целевыми аудиториями в период адаптации пятиклассников (обучающиеся, родители обучающихся, учителя-предметники) – 9 минут

  4. Работа в группах: анализ предложенных форм работы (расположить по значимости) – 4 минут

  5. Представление групп результатов своей работы – 5 минут

  6. Рефлексия – сиквейн – 5 минут

ХОД:

  1. Организационный момент:

Проблема внедрения в современную образовательную систему интенсивных технологий не теряет своей актуальности прежде всего потому, что современный мир и социум постоянно повышает требования ко всем участникам образовательного процесса.

Интенсивные технологии: игры, тренинги, кейсы, игровое проктирование, креативные техники позволяют развивать базовые компетентности и метакомпетентности всех участников процесса, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Я хотела бы предложить сегодня одну из таких технологий – мозговой штурм.

Это метод творческого решения проблем, который может применяться при разработке проекта.

Сущностью этого метода – упорядочение, повышение организованности и рационализации творческого процесса.

Весь процесс мозгового штурма разделен как бы на два этапа:

1 этап: коллективная дискуссия, в рамках которой генерируются идеи при абсолютном равноправии всех участников. Основное правило этого этапа – никакой критики.

2 этап: критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор альтернативных вариантов. Основное правило этого этапа – найти в каждой идее полезное, рациональное зерно.

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которым можно применять для решения профессиональных задач.

Сегодня мы использует вариант мозгового штурма, который называется брейнрайтинг.

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Идеи пишутся на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Затем группа снова обменивается листками – и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).

  1. Объяснение правил проведения

Я предлагаю провести мозговой штурм по проблеме: «Формы используемые классным руководителем для успешной адаптации при переходе на 2 ступень обучения», так как многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан с определенными проблемами обучающихся, например: снижением успеваемости, изменением психологии, повышенным уровнем тревожности, пересмотром ценностных ориентиров и другими.

Классный руководитель может помочь ученическому коллективу преодолеть возникшие трудности. А для этого необходимо не только создать комфортные условия для адаптации обучающимся, но и вовлечь в воспитательную среду и родителей обучающихся, и педагогов, работающих в классе.

Нам необходимо разбиться на пары, мы воспользуемся приемом – волшебный мешочек.

Выбор предмета.

А теперь найдите свою пару. В данных парах мы и будем работать.

На первый этап нашей работы отводится 9 минут, в течение которых вы будете фиксировать письменно на специальных карточках формы, которые наиболее продуктивно помогут организовать работу с обучающимися, их родителями и педагогами, работающими в классе. Обмениваться карточками вы будете через каждые 3 минуты. Сигналом будем служить звон колокольчика.

Каждая группа должна зафиксировать на каждой карточке по 2 формы.

И помните: приветствуются все идеи.

  1. Работа в группах: формы работы классного руководителя с целевыми аудиториями в период адаптации пятиклассников (обучающиеся, родители обучающихся, учителя-предметники)

Материал для карточки:

Работа по теме “Преемственность и адаптация” предусматривает  специфические задачи и для каждой группы участников процесса.

Для пятиклассников:

  • помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;

  • помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

  • помочь принять новую позицию – ученика основной школы;

  • помочь детям принять “новых” учителей;

  • пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).

Для учителей-предметников:

  • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

  • создать атмосферу сотрудничества;

  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.



4) Работа в группах: анализ предложенных форм работы (расположить по значимости)

Итак, мы создали некий банк форм воспитательных мероприятий, которые помогут обучающимся адаптироваться на новой образовательной ступени обучения.

А теперь я предлагаю последний раз обменятся листочками и каждой паре в течение 4 минут попробовать проанализировать предложенные формы по значимости: выделите красным маркером те, формы которые обязательно необходимо провести для решения данной проблемы, зеленым маркером, которые желательно провести, а синим – не обязательно.

5) Представление групп результатов своей работы

Пришло время представить результат вашей работы.

6) Рефлексия - сиквейн:

Спасибо вам за активное участие в моем мастер-классе. Мне очень интересно услышать ваше отношение к той работе, участником которой вы были, поэтому я предлагаю написать небольшой сиквейн.

«Синквейн» пишется по определенному алгоритму, который представлен на карточках. Заполните их, пожалуйста. На эту работу у вас 3 минуты.

1 строчка – 1 существительное - в нашем случае это слово «Мастер-класс»

2 строчка – 2 прилагательных – ваши ощущения

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых –ваши личное отношение к происходившему

5 строчка – существительное, наречие, или междометье – слово-резюме.

Например: «Мастер-класс

Волнующий, интересный

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

Полезно!»

По очереди поделитесь вашими впечатлениями.

Чтение сиквейнов.

Спасибо за доброжелательность и помощь в работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анатолий Гин Приемы педагогической техники – Москва, 2011

  2. А.П.Панфилова Инновационные педагогические технологии: активное обучение – Москва, 2011







Рефлексия: «Сиквейн» - Мои впечатления от мастер-класса

1 существительное

Мастер-класс

2 прилагательных – описание ощущений




3 глагола – характерные действия




2 подлежащих, 2 сказуемых – ваше личное отношение к происходившему




Существительное, наречие или междометие – слово - резюме




Рефлексия: «Сиквейн» - Мои впечатления от мастер-класса

1 существительное

Мастер-класс

2 прилагательных – описание ощущений




3 глагола – характерные действия




2 подлежащих, 2 сказуемых – ваше личное отношение к происходившему




Существительное, наречие или междометие – слово - резюме




Приложение

Тренинг мозгового штурма.

Тамберг Ю.Г.
 Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.
Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения задач. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага: 

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело "тонкое".

Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

• генерирование идей без всякой критики; 

• осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия: 

Противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо.

Противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать "сырые" идеи к исполнению без критики неразумно. Как быть? Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. 

Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Отметим, если современная аудитория эрудированная, поощряется пользование всеми приемами активизации мышления: ассоциациями, аналогией, инверсией, эмпатией, тризовскими приемами решения задач, эвристическими приемами... лишь бы больше выдвигалось идей. Хорошо, если сеанс генерирования проходит в темпе остроигровой хоккейной встречи, тогда за короткое время "выплескивается" много нестандартных идей. 

Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 мин, а количество идей может составлять много десятков.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения.

Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, о хорошем награждении за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он сам должен предложить фантастическую идею или предложить 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не должен допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Вы поняли, что мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок. Теперь бы мы сказали, что Осборн использовал системный эффект от объединения усилий двух групп людей.

Области применения метода мозгового штурма.

Методом мозгового штурма хорошо решать: 

- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации; 

- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга.

Обратный мозговой штурм.

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.