Главная страница

«В каждом человеке солнце, только дай уму светить»


Скачать 124.2 Kb.
Название«В каждом человеке солнце, только дай уму светить»
Дата29.02.2016
Размер124.2 Kb.
ТипДокументы

МОБУДОД «ЦДТ «Радуга»

«Солнечная» методика воспитания

«В каждом человеке солнце, только дай уму светить»

Педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

Гооге Татьяна Петровна

г. Бузулук 2011г.

От творчества к интеграции, к размышлению

«Солнечная» методика воспитания

«В каждом человеке солнце, только дай ему светить»

Мастерская о ценности индивидуальности человека.

Для педагогов и школьников.

Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, происходят новые открытия. Источником этого «солнечного» творчества является разнообразие ассоциаций, рисунков, проявлений, текстов и рефлексивных оценок, которые рождаются в мастерской. Опыт проживания этой мастерской доказывает, что людей неинтересных в мире нет, а также создает комфортные условия для творчества, встречи с другим человеком, его особенностями, собственным индивидуальным взглядом на жизнь.

Удивительно, что может сделать

один лучик солнца с душой человека!

Ф.М.Достоевский

Цель: Соединить ассоциации, рисунок, слово и жизненный опыт в особый результат. Создать комфортные условия для творчества индивидуальности.

Материал для проведения:

«Солнечная» методика с литературным приложением, доска, мел, бейджики, листы бумаги для рисования по количеству участников, краски, кисти, баночки с водой, листы бумаги для письма, жетоны в виде сердечек в подарок.

В этой мастерской есть особый «ключ общения», это слово-образ солнце. Оно помогает не только включить воображение участников мастерской, но и соединить ассоциации, рисунок, слово и жизненный опыт в особый результат – ценностное отношение к индивидуальности человека, к его способности оставаться неповторимым среди других.

Включение внимания, пробуждение интереса педагогов (или школьников) желательно начать в кругу с создания игровой ситуации на основе вопросов и ответов «А у нас сегодня в классе солнце! А у вас какие новости (события, настроение)?» Каждый говорит, что интересного произошло с ним, его друзьями за последнее время и передает эстафету соседу с помощью вопроса «А что у вас?»

Хозяйка мастерской - мастер:

- Тема сегодняшней нашей встречи взята из фразы великого мыслителя прошлого Сократа и звучит она так: «В каждом человеке солнце, только дай ему светить».

Мы сегодня постараемся подтвердить смысл данного изречения.

1. Игровая ситуация

- Мастер: - Пожалуйста, расскажите, что интересного произошло с вами, какие у вас новости, какие события, какое настроение? Передавая эстафету (любой предмет), соседу справа с помощью вопроса: «А что у вас?» Итак мы, начинаем:

- «А у нас сегодня в комнате солнце! А что у вас?..

(Каждый по очереди кратко говорит, что интересного с ним или его друзьями произошло за последнее время и передает эстафету соседу справа с помощью вопроса «А что у Вас?»)

2. Ассоциативный круг.

«Солнце это…».

Педагог произносит слово «солнце», записывает его на доске и предлагает собрать круг ассоциаций, которые с ним связаны у каждого.

Мастер: - А теперь взгляните, вот слово «солнце»! (на доске в центре пишется это слово).

Предлагаю вам собрать круг ассоциаций, которые связаны с этим словом у каждого из вас, это могут быть слова, словосочетания, поэтические и художественные образы. (Все ответы записываются на доске.), ассоциативный круг может самым широким и разнообразным.

Как много смысла в одном только этом слове.

Варианты ассоциаций…Пример:

Солнце можно сравнить с мартом и весной, капелью и ручьями, мать и мачеха, подснежник, возможность загорать, солнечный зайчик и солнечное затмение, солнечные очки, солнечный удар, солнечное сплетение, солнечные часы, солнце это - золотая осень, , Солнце это – песня и музыка.

«Мне жаль только музыки и солнца» (слова матери М.Цветаевой), песня «Солнечный круг», с припевом «Пусто всегда будет солнце», выбирать дорогу по солнцу, цветы золотые шары. Подсолнух, море, каникулы, пальма, отпуск.

М.Цветаева

..Солнцем жилки налиты – не кровью –

На руке коричневой уже.

В.В. Маяковский

«Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой и солнца!»
А.С.Пушкин – «..неподвижно лишь солнце любви».

В.Соловьев – «Будь как солнце».

Шедевры изобразительного искусства:

И.И.Шишкин – «Сосны, освещенные солнцем», «Дубовая роща».

И.И.Левитан «Золотая осень»,

В.А.Серов – «Девушка, освещенная солнцем»,

А.И.Куинджи – «Радуга», «Березовая роща»,

Н.П.Крымов – «Солнечный день»,

Кинофильмы В.Мотыля «Белое солнце пустыни», Н.Михалков «Утомленные солнцем» и т.д.

Чтобы дополнить наш ассоциативный

ряд послушайте стихотворение К.Бальмонта «Аромат солнца»

К. Бальмонта

«Аромат солнца»

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы,

Все слилось в согласный хор,

Все сплелось в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Нежно светлоткаными,

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:

Будет вам!

Не узреть вам райских врат,

Есть у солнца аромат,

Сладко внятный только вам,

Зримый птицам и цветам.

3.Творческая площадка

От разнообразия словесного ассоциативного ряда прейдем к созданию своего «солнца – настроения» на листе бумаги (каждому предлагается лист бумаги А-4, краски, кисточки, цветные карандаши по выбору участника).

Вслушайтесь в мысль К.Паустовского о роли солнца в русской природе:

«На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и всякая кажущаяся серость русской природы хороша лишь по тому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков».

Мастер: Воспользуйтесь разнообразием словесной ассоциации и создайте свой образ солнца, образ своего настроения, оживите образ солнца в рисунке. Каким вы представляете себе светило, постарайтесь наделить его своим характером (творческая работа).

Этап индивидуальной работы (время работы 10 мин) с материалом завершается «социализацией» - созданием выставки рисунков (см.цветное приложение), предлагается каждому написать название своего рисунка.

4. Выставка рисунков

«Пусть всегда будет солнце».

Социализация - создание выставки рисунков. Предлагается каждому участнику найти место своему рисунку, (работы раскладываются на заранее приготовленные столы или вывешиваются на доску).

Каждый находит место для своего рисунка. Выбирает роль, которая написана на карточках - бейджах, разложенных на столе, заранее приготовленных мастером

Устроим экскурсию по нашей картинной галерее. Но прежде решите, кто хочет быть экскурсоводом? Кто - гостем-зрителем?

Кто - художественным критиком? (2)

Кто – журналистом, фотографом?

Выберите себе роль

Мастер: Итак, мы в художественной галерее, сегодняшняя выставка носит теплое ласковое название «Пусть всегда будет солнце».

- Посмотрите, сегодня, мы рисовали солнце, но у каждого оно получилось свое. Мы по-разному видим мир и в нем отражаемся. Сейчас я предлагаю вам, выберите работы и подберите эпитеты или названия для каждого рисунка. Напишите их прямо на рисунках внизу справа. Ваши надписи выражают ваш выбор, и объясняют его.

(Все ходят по выставке, рассматривают рисунки, дают им названия).

Вот и экскурсовод нашей художественной галереи (имя отчество), предоставляем ему слово, расскажите, пожалуйста, о работах, представленных в нашем салоне.

Экскурсовод комментирует происходящее, читает названия «картин».

(Умное, ненаглядное, ушастое, конопатое, туманное, пляшущее, себе на уме, колючее, пузатенькое, озорное, кокетливое, щедрое, девчушка-веснушка, туманное, солнышко-цветочек ,взъерошенное, влюбленное солнце, конопатое… ).

Мастер: Сам колорит выставки, разнообразие, оригинальность и яркость рисунков восхищает и удивляет, поднимает настроение.

- Спасибо нашему экскурсоводу, на нашей выставке присутствуют художественные критики.

Итак, ваше впечатление от выставки, выберите картину, которая вам особенно понравилась (желательно, чтобы выступления критиков вносило что-то новое в восприятие).

1.Отмечаются находки и достоинства живописных работ, обращается внимание на идею выставки: «В каждом человеке солнце..»

2. Анализ колорита картин, разнообразие красок, понимание техники живописи, видение мира художником.

Наше творчество привлекло внимание и журналистов, которые хотели бы выяснить некоторые моменты нашего творчества.

Слово журналистам - вопросы: Что на выставке вас больше всего удивило?

Какое солнце соответствует вашему настроению? (Можно задать вопросы художникам, гостям, рекламируют работы).

А теперь слово нашим гостям, (отзывы, отмечают работы наиболее понравившиеся).

Гости оставляют свои отзывы в книге благодарностей и отмечают понравившиеся работы.

Мастер: - спасибо за творчество и сотрудничество.

5. Осмысление и интеграция

(Следующий этап мастерской готовит к осмыслению и интеграции всех полученных впечатлений)

Итак, я по-прежнему утверждаю, что

«В каждом человеке солнце..». каждому предлагается лист бумаги и карандаш или ручка.

Послушайте стихотворение Е.Евтушенко, посвященное профессору С.Преображенскому. Выберите ту строку, которая вам импонирует или ярче других запомнилось, и запишите её.

Е.Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет,

У каждой все особое, своё,

И нет планет похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё не ведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает его первый снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним грешных и земных,

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев и про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего,

Мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди.. Их не возвратить.

И тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой неизбежности кричать.1960г

6. Группы единомышленников

Итак, вы выбрали одну фразу. А теперь найдите себе партнеров - единомышленников, с которыми совпадают строки выбранной вами фразы, и объясните, что вы вложили в смысл этого выражения.

( Участники рассаживаются по группам, приступают к обсуждению вопросов)

- Почему вы выбрали такие строки из стихотворения? (ответы по группам).

-Каково ваше отношение к мысли Сократа «В каждом человеке солнце, только дай ему светить»?

- Как вы можете интерпретировать эту мысль с позиции своего жизненного и педагогического опыта? (ответы по группам).

Новый материал для обсуждения и размышлений в группах может быть предложен в форме небольших отрывков из педагогических сочинений различных авторов. Чтение «как труд и творчество» дает возможности спорить и соглашаться, искать новые аргументы и комментарии, к мысли Сократа, формировать свое отношение к его идее.

Взрослому читателю

«Вы говорите:

-Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

-Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

(Януш Корчак «Как любить ребенка. Книга о воспитании, - М.,1990.- с-306)

***

«Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский _ нежно, Корчак – грустно. Когда дети вырастали и уходили из Нашего Дома, Януш Корчак говорил им: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе.

Не даем вам Родины, ибо вы должны обрести трудом сердца и ума.

Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.

Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни правде и справедливости.

И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви»

***

«Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Я задумался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям». (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям._ Киев, 1974.с.25) (см.приложение).

7.Закончите фразу:

«В каждом человеке солнце, только»…

(Главным «разрывом» мастерской, кульминационным ее моментом является создание «солнечной методики воспитания». Каждый участник заканчивает предложение: «В каждом человеке солнце, только…» каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы. В итоге собирается своя «солнечная методики».)

Мастер: - Напишите, что каждый из вас согревает своим «светом», к чему или кому обращено тепло вашей души.

Все ответы вывешиваются на доску или зачитываются участниками.

«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека». Ф.М.Достоевский.

Процитировать фразы педагогов исследователей.

Напиши или скажи: «Что Вы согреваете своим «светом» к кому или чему обращено тепло Вашей души?».

В каждом человеке солнце, только…

-помоги каждому найти возможность проявить себя;

- надо постараться быть им;

- любите его как самого себя;

- тучи разведи руками;

- помоги ему раскрыться;

- не надо его затемнять облаками;

- и на солнце бывают пятна;

- только надо его разбудить…

После обсуждения мастер предлагает написать на листочке все, что каждый участник мастерской согревает своим «светом», к чему и кому обращено тепло его души. Эта работа обсуждается только в группе и не «открывается» всем. Все участники обладают разным жизненным опытом и могут говорить о самых разный «солнечных» возможностях своей личности, думать в разных направлениях.

Варианты ответов:

Я свечу своим добром и веселым характером.

Я умею прощать и не быть злопамятным.

Я умею и люблю петь, это радует других.

Я выращиваю цветы.

Я учусь рисовать и вышивать.

(Процитированы фразы педагогов г.Кирова, и Кировской области; педагогов дополнительного образования Дома творчества «Радуга»и г. Советск; педагогов дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга»и г Бузулук).

Заключение: Итак, сегодня мы создавали свою «солнечную» методику, наполненную нашими мыслями и фразами, нашими впечатлениями и переживаниями.

Сейчас каждый из вас имеет возможность прокомментировать свое участие в мастерской.

- Что в мастерской вам помогало, а что мешало открывать «свой свет»?

- Какой этап работы вам доставил удовольствие?

- Что в работе мастерской и в вашем участии в ней вас огорчило?

Как открылся вам творческий потенциал мастерской и мысли Сократа: «В каждом человеке солнце, только дай ему светить»?

- Предложите свой вопрос.

Каждый участник получает на память подарок в виде вырезанного солнца или сердечка с надписью «В каждом человеке солнце, только дай ему светить!»

В процессе работы можно использовать видеофильмы, фрагменты фильма «Чучело», «Ключ без права передачи», «Встречи на всю жизнь» - под каким кадром можно написать «В каждом человеке солнце, только дай ему светить!»

Приложение.Литература :

(по материалам Галицких Елены Олеговны «От сердца к сердцу»).

«СОЛНЕЧНАЯ» МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Удивительно, что может сделать

один луч солнца с душой человека!

Ф. М.Достоевский

В каждом человеке солнце, только»

  • только оно создает тень, отражающую сущность человека;

  • нужно сделать так, чтобы оно светило и всех обо­гревало;

  • давайте рассеем тучи недопонимания; - — и на солнце бывают пятна;

  • дай ему понять, что он — солнце;

  • иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать,— и оно засветит!

  • не забывай про солнечный удар;

  • надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;

  • надо суметь его открыть и поприветствовать пер­вый лучик, чтобы это Солнце засияло;

  • не закрывайте его руками;

  • только встречай его с доброй улыбкой;

  • не заслони его своими проблемами, помоги ему выглянуть;

  • нужно создать условия для самосовершенствова­ния того, что ему дано природой;

  • только надо его разбудить;

  • пусть оно светит ярко, тепло, долго, пусть никакие невзгоды, неудачи и неприятности не смогут его поту­шить;

  • не закрывайте его собой!

(Процитированы фразы педагогов дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга» г.Бузулука Оренбургской области.)

Рефлексивный этап мастерской проводится в кругу. Каждый имеет возможность ответить на вопросы, пред­ложенные мастером, прокомментировать свое участие в мастерской.

  • Что в мастерской вам помогало, а что мешало открывать «свой свет»?

  • В чем вы видите философский, ценностный смысл мастерской?

  • Какой этап работы вам доставил радость и удо­вольствие?

  • Что в работе мастерской и вашем участии и ней вас огорчило?

  • Как открылся вам творческий потенциал мастер­ской и мысли Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»?

  • Предложите свой вопрос.