Главная страница

Выделяют


Скачать 40.61 Kb.
Название Выделяют
Дата 02.03.2016
Размер 40.61 Kb.
Тип Документы

Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.


Выделяют три фазы адаптации:

  1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

  2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

  3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Адаптация может быть тяжёлой и лёгкой, а также кратковременной и долговременной. Кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель, долговременная – 6-9 месяцев.

Существует 3 категории детей: у одних проблемы, связанные с адаптацией, проявляются сразу, у других – через 2-3 недели, у третьих видимых проблем нет.

Как правило, ослабленные дети сложнее адаптируются к детскому саду. В начальный период адаптации у них возникают либо ОРЗ, либо ОРВИ.

В период адаптации у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Облегчить процесс адаптации можно, уменьшив время или интенсивность нагрузки, т.е. сократив время пребывания в детском саду или создав щадящие условия.

Рекомендации родителям

  1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.

  2. Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

  3. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.

  4. Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитателем.

  5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь и т.п.).

  6. Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

  7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников.

  8. Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

  9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

  10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового.

  11. Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.


Часто дети тяжело привыкают к детскому саду. И тут очень важно, как поведут себя родители. От их знаний во многом зависит готовность ребенка к встрече с новым коллективом, с новыми условиями. Ребенок должен знать, как поздороваться с воспитателем и другими детьми, как обратиться с просьбой. Ему будет легче войти в коллектив, если он будет знать не только имена и отчества воспитателей, но и будет знаком с несколькими детьми из группы.

Характер адаптации ребенка во многом зависит от того, что рассказывают ребенку родители о детском саде.