|
Направление деятельности: систематизация форм и методов работы с родителями, направленные на сотрудничество в исправлении речевых нарушений у детей. Цель
Проблема: устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Направление деятельности: систематизация форм и методов работы с родителями, направленные на сотрудничество в исправлении речевых нарушений у детей.
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Изучать особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
2. Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОУ.
3. Пополнять наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Участники проекта: учитель – логопед, родители, воспитатели
Вид, тип проекта: долгосрочный
Педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» рассчитан на 1 год.
Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.
1 этап. Диагностический
Месяц
|
Вид деятельности
|
Ответственный
|
Сентябрь-
октябрь
|
Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)
|
учитель-логопед
|
Сентябрь
|
Сбор анамнестических сведений о ребенке
(диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями)
|
Учитель-логопед
|
Сентябрь
|
Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы)
|
Учитель-логопед
|
2 этап. Основной этап
Месяц
|
Вид деятельности
|
Ответственный
|
Октябрь
|
Родительское собрание «Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста».
-программно-методическое обеспечение логопедической работы;
-взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно – развивающего обучения;
-особенность работы учителя-логопеда в старшей группе;
-особенности работы воспитателя в логопедической группе с детьми старшего возраста;
-рекомендации учителя-логопеда родителям
|
Учитель-логопед
|
Ноябрь
|
Круглый стол для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
-результаты работы ПМПК, комплектование группы;
-психологические особенности детей с недостатками речи;
-причины и характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
-единство требований детского сада и семьи.
|
Учитель-логопед
|
Декабрь
|
Семинар-практикум для родителей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста».
-формирование речи у детей старшего дошкольного возраста (объем словаря, словообразование, связная речь);
-взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции;
-обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:
-пальчиковый игротренинг;
-обсуждение, обмен мнениями.
|
Учитель-логопед
|
Январь
|
Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук»
-виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;
- рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет;
-советы родителям, имеющих леворуких детей;
|
Учитель-логопед
|
Февраль
|
Круглый стол для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
-влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников;
-развитие кисти руки с помощью массажных мячей;
-повышение двигательной активности во время занятий;
-организация детей во время выполнения домашних заданий;
-обсуждение, обмен мнениями.
|
Учитель-логопед
|
Март
|
Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека»
-игра – основной вид деятельности ребенка;
-использование речевых игр дома;
-рекомендации родителям по автоматизации звуков в игре.
|
Учитель-логопед
|
Апрель
|
Родительское собрание «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению чтением».
-определение готовности ребенка к овладению чтением;
-предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
-формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму;
|
Учитель-логопед
|
3 этап. Заключительный этап
Месяц
|
Вид деятельности
|
Ответственный
|
Апрель
|
Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей, проведение ПМПК
|
Учитель-логопед
|
Май
|
Круглый стол для родителей по результатам проделанной работы за учебный год.
-отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, результаты обследования детей на конец учебного года;
-тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»;
-рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.
|
Учитель-логопед
|
Ожидаемые результаты
При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: Родители станут активными участниками в коррекционно – развивающем процессе, перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Используемая литература
1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
3. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
4. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
7. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»
Проект:
«Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Автор проекта: учитель – логопед Цыбульская М. В.
Абакан - 2011
|
|
|