|
Синицыной ольги владимировны
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 »
СИНИЦЫНОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ
Применение метода проектов на уроках технологии
как средство развития творческого потенциала учащихся
Условия возникновения опыта.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение проектный метод обучения.
Специфика предмета технологии заключается в том, что само содержание направлено на формирование у обучающихся практических навыков, а основным эффективным средством для этого является проектная деятельность. Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий для получения изделия и предполагает творческий подход. Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.
Я считаю, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.
Основанием для дальнейшего совершенствования работы стали диагностические исследования, которые я провела среди школьников 5-6 классов.
Диагностика состояния развития практических навыков и умений школьников на уроках технологии при выполнении проектов в 2010-2011 учебном году показала, что 34% детей имеет невысокий, 17% низкий уровень сформированности таких качеств как усидчивость, самостоятельность, трудолюбие.
Анализ сформированности отношения обучающихся к проектной деятельности показал, что:
35% опрошенных школьников проявили интерес к проекту, потому что выполняется он самостоятельно, или с небольшой помощью руководителя;
28% школьников отметили, что самый интересный этап – исследовательский;
39% школьников заинтересовались этапом обработки собранного материала;
52% школьников с удовольствием работали в группе;
46% школьников увлеченно выполняли творческие задачи;
58% школьников проявили интерес к подготовке презентации проекта.
Вывод: менее половины опрошенных учащихся (в среднем 43%) проявляют интерес к проектированию и успешно реализуют практические умения и навыки.
Таким образом, возникла необходимость целенаправленной индивидуальной работы с обучающимися по формированию общеучебных умений и практических навыков у школьников на основе проектной творческой деятельности
Актуальность опыта
«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В.Д.Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
В образовательной области «Технология» использование метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретённый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.
Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудится, с уважением относится к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде. Ведь сочетание физического и умственного труда обогащает человека, делает его более развитым, творческим, деятельным. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?
Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому труд отличительное качество человека. Материальные результаты труда чрезвычайно важны для человека, но не менее важное значение имеет внутренняя, духовная, животворная сила, труда, которая служит источником человеческого достоинства и счастья. Животворную силу труда нельзя купить. Она принадлежит тем, кто трудится. Свободный, общественно значимый, творческий труд способствует развитию всей личности человека. Человек не трудящийся деградирует, теряет человеческий облик. Разными видами рукоделия, своим личным примером создаю условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию трудовой деятельности учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях современного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.
Использую разнообразные виды работы. Если - это технология швейного дела, то по желанию могут использоваться ткани бывшие в употреблении. Выбор фасона тоже зависит от вкуса и желания учащихся, дети также с удовольствием занимаются различными видами рукоделия (аппликация, вязание крючком и на спицах, пошив мягкой игрушки, вышивка крестик и гладь, плетение браслетов, плетение из бисера, поделки из различных материалов).
На своих уроках применяю нетрадиционные формы работы: викторины, уроки-путешествия, уроки-мастерские, уроки-кроссворды, когда проходят родительские собрания, делаем выставку работ учащихся, в конце учебного года проводим показ мод (учащиеся с удовольствием показывают свои модели, пошитые как на уроках трудового обучения, факультативах так и на кружках) что позволяет разнообразить учебную деятельность учащихся.
Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников трудовых навыков, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса к труду, творчеству, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
-
повысить познавательную активность учащихся;
поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно – от идеи до её воплощения в реальность), учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (обсуждение школьников по самой передовой технологии);
усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы или реализации);
активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).
Концептуальность.
Метод проектов – это система обучения, при которой «Технология» - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Метод, который способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». А сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка - это важнейшая задача образования подрастающего поколения.
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Теперь авторитет учителя зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. "Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:
- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам;
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.);
- эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе проводится по принципу "учащиеся + учитель". Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен, играть лишь одну роль - исполнителя.
Работая над методической проблемой «Проектное обучение как условие для творческой самореализации учащихся» в своей работе я использую информационно-коммуникационные, проектные, исследовательские технологии. Сочетаю проблемно-поисковые, индивидуальные и групповые формы обучения.
На уроках во время работы над проектами пользуюсь различными электронными программами, демонстрирую материал Интернет-ресурсов, создаю презентации, электронный дидактический материал. Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы. Стараюсь создать благоприятный психологический климат - дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. Вношу в процесс обучения творческое начало, учу детей объёмному видению подходов к решению технических задач, конструкторско-технологическому поиску.
Проектное обучение – это организация образовательного процесса, направленная на решение учащихся учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. При этом обучение приобретает для них значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков - основы развития творческих способностей учащихся.
Гармоничное развитие личности предполагает совместную деятельность учителя и учащихся. Формирование личности учащихся проходит с учетом трех основных сфер деятельности: 1) при усвоении учебного предмета; 2) воспитательной внеурочной работе; 3) в ходе включения учащихся в разные формы социальной деятельности. При этом важное место занимает также взаимодействие субъектов познавательного процесса, обеспечивающее формирование социальных мотивов. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик
|
Учитель
|
Определяет цель деятельности
|
Помогает определить цель деятельности
|
Открывает новые знания или способы деятельности
|
Рекомендует источники получения информации
|
Экспериментирует
|
Предлагает возможные формы работы
|
Выбирает пути решения
|
Содействует прогнозированию результатов
|
Активен
|
Создает условия для активности школьника
|
Субъект деятельности
|
Партнёр ученика
|
Несёт ответственность за свою деятельность
|
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
|
Главная цель в работе с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно.
Свою методическую работу я строю на изучении передовых развивающих технологий, использую принципы развивающего обучения, выделенные З.И.Калмыковой:
принцип проблемного обучения;
принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
Наличие теоретической базы опыта
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формирование банка учебно-познавательных задач - создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.
На уроках во время работы над проектом использую учебники по технологии 5-8 класс, под редакцией Симоненко В. Д., и дополнительную литературу:
1. Гуревич М.И., Павлова М.Б., Петрова И.Л., Питт Дж., Сасова И.А.
Технология. 5 класс: Сборник проектов. Пособие для учителя.
М.: «Вентана-Граф», 2003.
2. Павлова М.Б., Гуревич М.П., Сасова И.А.
Метод проектов в технологическом образовании школьников 5 – 9 классы.
Пособие для учителя. М.: «Вентана-Граф», 2003.
3. Симоненко В.Д., Жураковская В.М., Чиркова С.Е., Сидорова Л.В.
Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани.
Учебно-методическое пособие для учителя. Издательство БГПУ, 1998.
Работа над проектом начинается с составления схемы
Основная цель проекта - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Работы философов, психологов, педагогов, посвященные проблемам творчества, показывают, что в любой творческой деятельности человека можно выделить определенные закономерности и этапы.
Организационный этап – это мотивация и уяснение ориентировочной основы действий, когда происходит выбор учащимися тем для проектирования, их осознание и обоснование; определение объема знаний и умений, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.
Конструкционный этап, в процессе которого на основе уже освоенных методов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия.
Технологический этап – это реализация проекта в материальной форме, основной целью которого является создание реального объекта. При этом учащиеся обосновывают конструкционные и технологические решения.
Заключительный этап - презентационный. На этом этапе происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка и как финал-проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.
Новизна опыта.
Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися по любому предмету. Новая форма организации обучения способствует развитию личности обучающихся, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
В связи с этим новизна моего опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения технологии, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Проделана следующая работа:
1) внесены изменения в календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой, Образовательным минимумом, Государственным стандартом, Концепцией модернизации образования;
2) проанализированы методические рекомендации ученых- технологов
Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко;
3) в организацию учебного трудового процесса введены элементы личностно-ориентированного, углублённого изучения предмета, исследовательской работы;
4)большое внимание уделяется работе по рукоделию.
Технология опыта.
Основной целью опыта является формирование практических навыков и умений обучающихся II – III ступени в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельности, трудолюбия, дальнейшее самосоверщенствование личности, ориентацию на выбор профессии.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
-подбор проблем и проблемных задач по темам образовательной области «Технология» для создания творческих проектов;
-разработка и реализация творческих, исследовательских учебных, а также социально-значимых проектов;
-создание педагогических условий для творческой самореализации школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности;
-использование разнообразия форм и методов проведения занятий с целью поддержания интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся;
-сочетание коллективных, групповых и индивидуальных приемов обучения на уроке и во внеклассной работе;
-создание атмосферы сотрудничества, атмосферы созидания в ходе проектно-исследовательской деятельности;
-вовлечение учащихся к участию в выставках, ярмарках, олимпиадах и конкурсах различного уровня (городской, региональный, всероссийский);
-реализация деятельностного, личностно-ориентированного подходов в организации учебной деятельности школьников;
-мониторинг эффективности проектной деятельности школьников.
Организуя практическую деятельность школьников, я строю свою работу с учетом основных требований к методу проектов:
- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Проектная деятельность в моем опыте предполагает гибкую структуру учебного процесса по всей проектно – технологической цепочке - от идеи до ее реализации (изготовления объекта труда - модели, изделия) ( Таблица 1.) (по В.В. Гузееву).
Таблица 1. Алгоритм выполнения проекта
Этапы решения познавательной задачи
|
Этапы выполнения проекта
|
Стадии выполнения проекта
|
1)Рассмотрение проблемы и
ее формулировка
|
Предпроектное исследование
|
1) Определение целей и задач,
исходя из поставленной проблемы.
|
2) Анализ задачной ситуации
|
|
2) Предпроектный анализ, исходя из заданных условий:
* анализ функционирования
* изучение конструкций,
их технологической и материало-
ведческой реализации,
* эргономическое исследование,
* анализ формально-эстетических
решений,
* анализ безопасности,
* анализ экономического фактора.
|
3)Построение
"субъективной" задачи
|
|
3) Формулирование проектного задания.
|
4) Выдвижение гипотез
|
Этап эскизного проектирования
|
1) Выдвижение первоначальной идеи.
2) Эскизное представление.
3) Оценка и экспертиза идей и выделение лучшей.
|
5) Выбор плана решения
|
Этап рабочего проектирования
|
1) Разработка лучшей идеи.
2) Графическое или макетное
представление идеи.
3) Планирование предстоящей
деятельности и технологическая
разработка.
|
6) Реализация плана решения
|
Этап практической реализации
|
1) Организация технологического
процесса.
2) Выполнение технологических
операций.
3) Самоконтроль и корректирование хода технологического процесса.
4) Испытание в реальной действительности
|
7) Оценка
правильности действий и
результатов
|
Рефлексивно- аналитический
этап
|
1) Самоанализ результата деятельности.
2) Экспертная оценка проекта.
3) Представление проекта.
4) Потребительская оценка.
5) Самооценка автора проекта.
|
В соответствии с возрастными особенностями я усложняю структурное содержание проекта. Если для учащихся 5 класса основным структурным содержанием проекта является «Технологическая карта», то на следующих ступенях обучения вводится «Творческий проект», а далее – «Социальный проект».
Технологическая карта
|
Творческий проект
|
Социальный проект
|
«Выполнение простейших швов», 5 класс
|
«Подсолнухи», 8 класс
|
Создание волонтерского проекта «Здоровье»
|
«Бутерброд со сливочным маслом и сыром», 5 класс
|
«Интерьер кухни», 8 класс
|
«Наш дворик» (акция по благоустройству территории школьного двора)
|
При этом я стараюсь учитывать комплексный характер процесса проектирования, при котором учащиеся одновременно решают несколько задач: конструкторские, формально-эстетические, эргономические, технологические, экономические, организационно-практические и другие задач. Данный подход позволяет добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов (по В.В. Гузееву).
Информационно- исследовательские задачи
1. Определение предмета информационного поиска, исходящее из общей задачи проектирования.
2. Выделение его основных качеств и признаков.
3. Определение критериев для сравнительного анализа.
4. Сбор и осмысление полученной информации.
5. Сравнительный анализ полученной информации.
6. Обобщение.
Конструкторские задачи
1. Формулирование конструкторской задачи (проблемы) (на основе проведенного на предыдущем этапе предпроектного анализа).
2. Формирование идеи (создание идеальной (мысленной) модели).
3. Поиск и анализ возможных вариантов решения конструкторской задачи (создание образно- знаковых моделей проектируемого объекта: схем, набросков, эскизов).
4. Конкретизация и проработка лучшего решения (создание образно- знаковой модели проектируемого объекта: технической документации).
5. Создание опытного образца и его апробация (создание материальной модели проектируемого объекта и его дальнейшие испытания).
6. Корректировка и оценка предыдущей деятельности.
Технико- технологические задачи
1. Ознакомление с технической документацией.
2. Планирование предстоящей деятельности.
3. Подготовка материалов, оборудования и инструментов.
4. Выполнение технологических операций по изготовлению отдельных деталей.
5. Сборка отдельных узлов и всего изделия.
6. Отделка изделия.
7. Испытание в реальной действительности.
8. Контроль качества осуществляется во время и после каждого этапа выполнения технико- технологической задачи.
Проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования - субъективна.
Самостоятельная творческая завершенная работа обучающихся выполняется под руководством учителя (Таблица 2) (по В.В. Гузееву).
Таблица 2. Примерный контрольный лист проекта
Поисково - исследовательский этап
|
Поиск проблемы
|
Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк тем проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.
|
Осознание проблемной
области
|
Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами).
Учитель выступает в роли консультанта.
|
Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности.
|
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.
Учитель наблюдает, консультирует, советует.
|
Определение конкретной задачи и ее формулировка
|
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.
Учитель помогает уточнить формулировки.
|
Установление основных параметров и ограничений
|
Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.
Учитель делает уточнения.
|
Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории.
|
Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.
Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.
|
Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания»
|
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.
Учитель проверяет, уточняет, советует.
|
Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив
|
Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.
Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.
|
Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта
|
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.
Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь.
|
Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»
|
Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.
Учитель консультирует, обобщает.
|
Выбор инструмента, оборудования
|
Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель консультирует, обобщает.
|
Разработка технологического проекта
|
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.
|
Организация рабочего места
|
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.
Учитель оказывает помощь.
|
Экономическое и экологическое обоснование
|
Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.
Учитель оказывает помощь, контролирует процесс.
|
Контроль качества
|
Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.
Учитель проверяет, уточняет результаты.
|
Технологический этап
|
Выполнение технологических операций
|
Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.
Учитель наблюдает, контролируют, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности.
|
Заключительный этап
|
Коррекция
|
Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты.
Учитель анализирует, советует.
|
Контроль, испытание
|
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание.
Учитель наблюдает, консультирует.
|
Реклама
|
Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий.
Учитель консультирует, советует.
|
Оформление
|
Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.
Учитель консультирует, помогает.
|
Самооценка
|
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.
Учитель наблюдает, консультирует.
|
Защита проекта
|
Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы.
Учитель слушает, участвует в оценке проекта.
|
В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.
Метод проектов позволяет преодолеть типичную пассивность учащихся, включает всех в совместную деятельность, в корне меняет отношения «учитель - ученик»:
-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
-ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;
-ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
-ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
-ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
-ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценивать полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения.
Трудоемкость внедрения опыта заключается в строгой продуманности при подборе проблемных вопросов и задач при выполнении творческих проектов, их посильности для определенного возраста учащихся, а также большой подготовительной работе при выполнении теоретической части проекта (сбор информации построение чертежей).
Результативность опыта
Три года целенаправленной работы, использование проектного метода обучения, проведение внеклассных мероприятий, руководство кружком «Умелые руки» позволяют сделать определенные выводы.
Качество обученности учащихся по технологии подтверждается результатами итоговой аттестации в конце учебного года:
-
-
Учебный год
|
Качество знаний, %
|
2009 - 2010
|
92,0
|
2010 - 2011
|
93,4
|
2011 - 2012
|
99.0
|
Результаты мониторинга, проводимого в течение 3 лет, показали следующее:
|
2009 – 2010
учебный год
|
2010 - 2011
учебный год
|
2011 - 2012
учебный год
|
1. Вы поняли, что такое проект?
|
35%
|
70%
|
95%
|
2.Вы научились определять достижимые цели?
|
20%
|
56%
|
90%
|
3.Вы можете разбить общую цель на более мелкие задачи, позволяющие получить результат?
|
15%
|
59%
|
90%
|
4.Вы умеете составлять план действий по реализации проекта?
|
20%
|
56%
|
89%
|
5.Вы активно участвовали в его реализации?
|
50%
|
70%
|
97%
|
6.Вы получили навыки выполнения творческого проекта?
|
70%
|
80%
|
100%
|
7.Вы можете сделать презентацию проекта?
|
20%
|
60%
|
100%
|
8.Вы получили удовлетворение от его выполнения?
|
80%
|
80%
|
90%
|
Результаты диагностики, проводимой на всех этапах показали, что проектное обучение активизирует работу обучающихся, потому что оно:
личностно-ориентированно;
реализует деятельностный подход в обучении;
построено на принципах проблемного обучения;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
направлено на формирование основных компетенций;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;
Опыт работы, накопленный материал, направленный на развитие практических навыков и умений, помогли добиться положительных результатов в обучении детей.
Девочки с желанием посещают уроки технологии, кружок «Умелые руки», демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях.
Школьники принимают активное участие в проведении мероприятий в рамках недели технологии; в конкурсах, проводимых Центрами детского творчества; в школьных и городских олимпиадах. О результативности работы говорят следующие достижения учащихся:
на муниципальном уровне:
|
Название конкурса
|
Ф.И. участника
|
место
|
2009
|
Муниципальный конкурс «Новогодняя игрушка»
|
Сонина Юлия
|
II
|
2009
|
Муниципальный конкурс детского творчества по противопожарной тематике
|
Большаков Иван
|
I
|
2009
|
Муниципальный конкурс «Новогодняя газета»
|
Гагарина Татьяна,
Яшкина Ирина
|
I
|
на республиканском уровне:
2010
|
Республиканский конкурс детского творчества «Пожарный - доброволец: вчера, сегодня, завтра!»
|
Лукьянов Кирилл
|
III
|
Достоинства метода проектов
- Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они могут одеть, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
- Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
- Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
- При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек.
- Принимая ученика таким, каким он есть, нужно делать всевозможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.
Целенаправленная системная работа, сотворчество учителя и учащихся приводит к хорошим результатам обученности учащихся. Деятельность школьников и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем учителя.
Библиографический список:
Володина, Е.Д., Суслина, В.Ю. Технология // Предметные недели в школе. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина. - «Учитель», 2008 – 155 с.
Марченко, А.В. Технология 5-11 класс // Программно- методические материалы. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2007 – 203 с.
Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности // С.И. Мелехина. - Школа и производство, 2006 – №1, 80 с.
Морозова, Л.Н., Кравченко, Н.Г.,Технология // Проектная деятельность учащихся. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко. - «Учитель», 2008 – 203 с.
Павлова, М., Пит, Дж. Проектный подход в обучении технологии (из опыта английской школы) // М. Павлова, Дж. Пит. - Школа и производство, 2003 – №2, 80с.
Папилова, М.П. Декоративная скатерть в технике художественной росписи по ткани // М.П. Папилова. - Школа и производство, 2006 – №2, 80 с.
Перова, Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5 – 9 класс// Е.Н. Перова. - М.: «5 за знания», 2006 – 203с.
Петрукевич, О.А. Проектированию надо учить // О.А. Петрукевич. -Школа и производство, 2003 – 80с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.- 29 с.
Симоненко, В.Д., Хотунцев, Ю.Л. Программы. Технология 5-11 классы // В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. - М.: «Просвещение», 2010 -206 с.
Хуторской, А. В.Педагогическая инноватика: Учебное пособие // А.В. Хуторской. – 2008 – 256 с.
Червякова, И.В. Поурочные планы по учебнику В.Д.Симоненко «Технология», (вариант для девочек), 7 класс// И.В. Червякова. - «Учитель», 2008 – 192с.
Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника // Н.Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010 – 80 с.
|
|
|