|
Родителям об одаренных детях
Родителям об одаренных детях.
Одаренные дети требуют особого подхода. Они нуждаются в особом воспитании, им необходима помощь взрослых: учителей, психологов, социальных педагогов, а особенно родителей. Именно в семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка. В дальнейшем от этого будет зависеть оценка ребенком своих возможностей, его отношение к своему таланту. Поэтому родителям с раннего детства нужно уважать ребенка, подчеркивая в нем индивидуальность, разрешать детям воплощать творческие идеи, быть слушателем или зрителем, быть для него примером во всем.
Что же такое одаренность? Под этим термином понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности: художественной, технической, коммуникативной, спортивной.
Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов говорят, что для одаренных детей характерно опережающее развитие. Это проявляется в большой любознательности, отличной памяти, изобретательности, богатой фантазии, чувстве юмора. Но у одаренных детей имеются и проблемы, например, стремление к совершенству, стремление всегда быть первым в споре, командовать сверстниками, потребность во внимании взрослых, неприязнь к школе.
Родителям следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления критики. Одаренного ребенка не следует выставлять напоказ, делая его предметом гордости. Но обязательно надо поощрять в ребенке его желание познавать окружающий мир, его стремление к саморазвитию и самоопределению. Для родителей одаренных детей в сети Интернет есть много советов. Мы сделали небольшую выборку, думаем, она вам поможет.
Советы родителям одаренных детей.
1. Осознайте уникальность вашего ребенка.
2. Не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом, а вот о физической активности не забывайте.
3. Учите его трудолюбию, терпению, поощряйте все старания. Как можно чаще говорите «Да!».
4. Придерживайтесь демократического стиля общения. Именно этот стиль создает условия, которые необходимы для развития творческих способностей.
5. Создайте дома нужную пространственную атмосферу для развития творческих способностей.
6. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность.
7. Развивайте его коммуникативные способности и социальные навыки. Нахождение ребенка в обществе поможет повысить его самооценку.
8. Развивайте у детей уверенность в себе, любознательность, понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих, привычку опираться на собственные силы.
9. Спокойно относитесь к его эмоциональным выпадам и странным идеям.
10. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Старайтесь избегать критики, будьте тактичны.
11. Уважайте его индивидуальность, не стремитесь проецировать на него собственные увлечения.
12. Бывайте вместе с ребенком там, где можно узнать что-то новое: в музеях, библиотеке, выставочных залах, на соревнованиях.
13. Считайте себя самым счастливым родителем.
Повышенный интерес к проблемам обучения и развития одаренных детей появился на западе уже давно. Был создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей. Сейчас проводятся различные международные конференции, посвященные проблемам выявления и изучения одаренных детей. В нашей стране этому тоже уделяют внимание, так как это важно не только как раскрытие способностей ребенка, но и важно для общества в целом. Мы строим новое общество, а в нем должны быть инициативные, творческие люди, умеющие нестандартно мыслить. Школа в этом процессе является важным звеном. В ней развивается система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
В нашей школе тоже накопился опыт по выявлению одаренных детей и работе с ними. В частности, по физической культуре создана программа «Ступеньки успеха», целью которой является создание устойчивой системы работы с одаренными детьми, а также создание благоприятных условий для развития физических качеств, интеллекта, исследовательских навыков, творческих возможностей. Нашим ученикам предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной форме через различные сайты. В области физкультурной деятельности стало больше проводиться мероприятий раскрывающих творческие способности учащихся: спортивно-фольклорные праздники, конкурс спортивных сказок, конкурсы рисунков «Мое спортивное лето», «Талисманы Олимпийских игр», конкурсы спортивных эмблем, газет, презентаций и другое. Ежегодно проводятся спортивные конкурсы на лучшего физкультурника, «Баскет-шоу», «Шахматный турнир», соревнования по настольному теннису, кроссы. По итогам физической подготовленности выбирается спортсмен осени и весны, а итоги отражаются в настенной газете «Скала достижений». Лучшие учащиеся поощряются грамотами, подарками и сувенирами.
Работа с одаренными детьми имеет несколько основных направлений: создание системы выявления одаренных детей (диагностика), организация учебного процесса, организация внеклассной работы, взаимодействие с другими структурами социума. С программой «Ступеньки успеха можно ознакомиться в материалах мини-сайта. В рамках программы для одаренных детей создана модульная подпрограмма «Лестница успеха», которая скорректирует работу с талантливыми детьми, желающими участвовать во Всероссийской олимпиаде по физкультуре. Учеба будет проходить по 5 модулям.
Дорогие родители! Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении. Старайтесь развивать способности ребенка во всех его сферах. Помните слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
|
|
|