|
Урок русского языка в 7 классе «Знаки препинания в простом предложении»
Урок русского языка в 7 классе
«Знаки препинания в простом предложении»
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской
Аксайского района
Цапиева Е.Н.
Цели урока:
-
проверить знания, умения, навыки в постановке знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах, двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами;
-
воспитывать интерес обучающихся к предмету, расширять их кругозор;
стимулировать интерес к изучению русского языка, развивать творческие
способности.
Задачи:
научить на основе языковых примеров приводить аргументы,делать выводы;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, таблицы, компьютер.
Ход урока
Вступление к уроку.( на слайде стихотворение)
Учитель:
Посмотрите какое необычное стихотворение, Давайте его прочитаем!
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синица в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Учитель: В чем необычность этого стихотворения? В чем особенность этого текста? Почему он вызывает улыбку?
(Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница и бессмыслица.) –
-Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация при чтении стихотворения). Значит мы можем сказать о роли запятой в предложении.
Вывод делают дети: запятая выполняет смыслоразличительную функцию.
Давайте сформулируем тему нашего урока? («Роль знаков препинания в предложении.»)
Основная часть.
Учитель: давайте обратимся к истории возникновения знаков препинания и запятой, в частности.
Знаки препинания (скобки, кавычки, тире, многоточия и др.) появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. И правила их постановки были просты. “Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению к союзами” , - писал М.В. Ломоносов в 1755 году в “Российской грамматике”. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. И не напрасно. Ведь от расстановки знаков препинания, бывает, зависит человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза “Казнить нельзя помиловать” (записана на доске). Но не все знают, что в истории произошел подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь” Узник был спасен постановкой одной запятой.(сообщение подготовлено учеником)
Мы посмотрим, так ли необходимы запятые в современной жизни и где применима эта тема.
Итак. Мы- крупное издательство «Я и мир». Издаем альманах, журнал и книги « Я и мир».
Я главный редактор издательства, вы- корректоры. Ребята, а кто такие корректоры?( ученики работают со словарями, ищут информацию в интернете и дают определение слову «корректор»). Да, сегодня мы окунемся в мир данной профессии.
А сейчас , уважаемые коллеги, производственное совещание, так как перед началом работы нам необходимо восстановить в памяти основные правила постановки знаков препинания в простом предложении.
Задание ( на доске, на слайде)
Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
Котенок спрятавшись за кустом внимательно следил за стайкой воробьев.
Частые дожди к несчастью мешали успешному ходу путешествия.
Друзья когда вы расскажете о своей поездке в Петербург?
Со всех сторон послышались смех песни веселье.
Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и
прекрасному.
Под ним как океан синеет степь кругом.
Ракета приподнятая столбом тугого пламени тронулась с места.
В каких предложениях вы расставили знаки препинания? Почему?( идет работа повторения правила)
Вывод: когда в простом предложении могут появиться знаки препинания?
В каких случаях простые предложения считаются осложненными?(если в их составе имеются однородные члены предложения,обособленные члены, вводные слова обращения)
Планерка окончена, приступаем к непосредственной работе с текстами.
В наше издательство поступило три текста. Вы, как корректоры, должны устранить ошибки,определить стиль речи ,озаглавить текст.
(работа в группах, представители каждой группы получают текст)
Тексты без знаков препинания.
1 группа- корректоры альманаха «Я и мир»
Дюны не такая уж редкость на нашей планете. Их можно встретить в Сахаре и донских степях на берегах Арала и в дельте реки Лены в пустыне Атакама и в окрестностях Байкала. Правда в России дюнами принято считать только песчаные насыпи. Начинается дюна с небольшого песчаного бугорка образовавшегося возле камня или растения. Там ветер несущий миллионы песчинок замедляя бег расстаётся со своей ношей.
2 группа- корректоры журнала «Я и мир»
Родина это очень много. Это и тропинка через ручей и пространство всей необъятной нашей страны. Это и ракета нацеленная к луне и птицы летящие на север над нашим домом. Это и Москва и малые деревеньки. Это мой отец — машинист и твой отец-чабан. Это ты и я с нашим миром чувств с нашими радостями и заботами.
3 группа- корректоры художественных текстов.
Волшебная осень парков. Тихо. Листья нехотя отрываются повисая на невидимых паутинках. Долго – долго падают кленовые листья. Как они хороши!
Кажется листья падают не беззвучно. Кажется полет сопровождает какая – то музыка. Бом – бом. Один лист другой третий! Стройная музыка в парке. Музыка листопада. Один ли я ее слышу?
Нет. Вот девочка подняла голову блестящими глазами провожает листья. Рядом стоит женщина под зонтиком слушает золотой хоровод. Поймать хоть отрывок музыки листопада.
(тексты на слайде в первоначальном виде и с исправлениями)
Представитель от каждой группы корректоров показывают и объясняют работу своей группы.
Фронтальная работа: Ребята, еще один текст мы получили от английского писателя- любителя (текст на доске), прочитайте, пожалуйста и устраните ошибки. Конечно есть ошибки, ведь правила постановки знаков препинания в грамматике английского языка несколько иные.( можно попросит учеников вспомнить особенность постановки запятой в английских предложениях)
«Клены аделись в богряниц. Где та в вышине перекликаються журавли. Кричят они лишпращяльные речи, улитая наюг. А в низу, разкинув сваи ветьви в золатых обновках, бирезкинаапушкинешно машут сваимивитвями им вслет.
До весны…»
(текст дан с ошибками)
Ученики исправляют грамматические пунктуационные ошибки и объясняют почему.
Я думаю, вы хорошо справились с работой корректоров и смело можно вам выплачивать гонорар за работу в издательстве, но в виде оценок.
Рефлексия.
Что было интересного на уроке?
Что нового узнали?
Где сможете применить полученные знания?
Может кто-то задумался о будущей профессии?
Дополнительный материал
Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при
расстановке знаков препинания.
-Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
-Ольга сидела на скамейке, которая находилась в парке и ждала подругу.
(правильный вариант)
Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах- всего двадцать.
Ольга сидела на скамейке,которая находилась в парке, и ждала подругу.
Домашнее задание. Мы сегодня работали над очень важной темой, которая вам
необходима при выполнении теста ГИА в 9 классе. Напишите дома мини-сочинение
«Зачем нужны знаки препинания?», используя ту информацию , которую вы
получили на уроке
|
|
|