Главная страница

Урок русского языка в 7 классе «Знаки препинания в простом предложении»


Скачать 60.61 Kb.
Название Урок русского языка в 7 классе «Знаки препинания в простом предложении»
Дата 03.04.2016
Размер 60.61 Kb.
Тип Урок



Урок русского языка в 7 классе

«Знаки препинания в простом предложении»

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской

Аксайского района

Цапиева Е.Н.
Цели урока:

  • проверить знания, умения, навыки в постановке знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах, двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами;

  • воспитывать интерес обучающихся к предмету, расширять их кругозор;

  • стимулировать интерес к изучению русского языка, развивать творческие

способности.

Задачи:

  • научить на основе языковых примеров приводить аргументы,делать выводы;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, таблицы, компьютер.
Ход урока

  1. Вступление к уроку.( на слайде стихотворение)

Учитель:

Посмотрите какое необычное стихотворение, Давайте его прочитаем!

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синица в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Учитель: В чем необычность этого стихотворения? В чем особенность этого текста? Почему он вызывает улыбку?

(Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница и бессмыслица.) –

-Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация при чтении стихотворения). Значит мы можем сказать о роли запятой в предложении.

Вывод делают дети: запятая выполняет смыслоразличительную функцию.
Давайте сформулируем тему нашего урока? («Роль знаков препинания в предложении.»)
Основная часть.

Учитель: давайте обратимся к истории возникновения знаков препинания и запятой, в частности.

Знаки препинания (скобки, кавычки, тире, многоточия и др.) появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. И правила их постановки были просты. “Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению к союзами” , - писал М.В. Ломоносов в 1755 году в “Российской грамматике”. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. И не напрасно. Ведь от расстановки знаков препинания, бывает, зависит человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза “Казнить нельзя помиловать” (записана на доске). Но не все знают, что в истории произошел подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь” Узник был спасен постановкой одной запятой.(сообщение подготовлено учеником)

Мы посмотрим, так ли необходимы запятые в современной жизни и где применима эта тема.

Итак. Мы- крупное издательство «Я и мир». Издаем альманах, журнал и книги « Я и мир».

Я главный редактор издательства, вы- корректоры. Ребята, а кто такие корректоры?( ученики работают со словарями, ищут информацию в интернете и дают определение слову «корректор»). Да, сегодня мы окунемся в мир данной профессии.

А сейчас , уважаемые коллеги, производственное совещание, так как перед началом работы нам необходимо восстановить в памяти основные правила постановки знаков препинания в простом предложении.

Задание ( на доске, на слайде)

Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.

Котенок спрятавшись за кустом внимательно следил за стайкой воробьев.

Частые дожди к несчастью мешали успешному ходу путешествия.

Друзья когда вы расскажете о своей поездке в Петербург?

Со всех сторон послышались смех песни веселье.

Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и

прекрасному.

Под ним как океан синеет степь кругом.

Ракета приподнятая столбом тугого пламени тронулась с места.

В каких предложениях вы расставили знаки препинания? Почему?( идет работа повторения правила)

Вывод: когда в простом предложении могут появиться знаки препинания?

В каких случаях простые предложения считаются осложненными?(если в их составе имеются однородные члены предложения,обособленные члены, вводные слова обращения)

Планерка окончена, приступаем к непосредственной работе с текстами.

В наше издательство поступило три текста. Вы, как корректоры, должны устранить ошибки,определить стиль речи ,озаглавить текст.

(работа в группах, представители каждой группы получают текст)

Тексты без знаков препинания.

1 группа- корректоры альманаха «Я и мир»

Дюны не такая уж редкость на нашей планете. Их можно встретить в Сахаре и донских степях на берегах Арала и в дельте реки Лены в пустыне Атакама и в окрестностях Байкала. Правда в России дюнами принято считать только песчаные насыпи. Начинается дюна с небольшого песчаного бугорка образовавшегося возле камня или растения. Там ветер несущий миллионы песчинок замедляя бег расстаётся со своей ношей.

2 группа- корректоры журнала «Я и мир»

Родина это очень много. Это и тропинка через ручей и пространство всей необъятной нашей страны. Это и ракета нацеленная к луне и птицы летящие на север над нашим домом. Это и Москва и малые деревеньки. Это мой отец — машинист и твой отец-чабан. Это ты и я с нашим миром чувств с нашими радостями и заботами.

3 группа- корректоры художественных текстов.

Волшебная осень парков. Тихо. Листья нехотя отрываются повисая на невидимых паутинках. Долго – долго падают кленовые листья. Как они хороши!

Кажется листья падают не беззвучно. Кажется полет сопровождает какая – то музыка. Бом – бом. Один лист другой третий! Стройная музыка в парке. Музыка листопада. Один ли я ее слышу?

Нет. Вот девочка подняла голову блестящими глазами провожает листья. Рядом стоит женщина под зонтиком слушает золотой хоровод. Поймать хоть отрывок музыки листопада.

(тексты на слайде в первоначальном виде и с исправлениями)

Представитель от каждой группы корректоров показывают и объясняют работу своей группы.

Фронтальная работа: Ребята, еще один текст мы получили от английского писателя- любителя (текст на доске), прочитайте, пожалуйста и устраните ошибки. Конечно есть ошибки, ведь правила постановки знаков препинания в грамматике английского языка несколько иные.( можно попросит учеников вспомнить особенность постановки запятой в английских предложениях)

«Клены аделись в богряниц. Где та в вышине перекликаються журавли. Кричят они лишпращяльные речи, улитая наюг. А в низу, разкинув сваи ветьви в золатых обновках, бирезкинаапушкинешно машут сваимивитвями им вслет.

До весны…»

(текст дан с ошибками)

Ученики исправляют грамматические пунктуационные ошибки и объясняют почему.

Я думаю, вы хорошо справились с работой корректоров и смело можно вам выплачивать гонорар за работу в издательстве, но в виде оценок.
Рефлексия.

Что было интересного на уроке?

Что нового узнали?

Где сможете применить полученные знания?

Может кто-то задумался о будущей профессии?
Дополнительный материал

Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при

расстановке знаков препинания.

-Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

-Ольга сидела на скамейке, которая находилась в парке и ждала подругу.
(правильный вариант)

Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах- всего двадцать.

Ольга сидела на скамейке,которая находилась в парке, и ждала подругу.
Домашнее задание. Мы сегодня работали над очень важной темой, которая вам

необходима при выполнении теста ГИА в 9 классе. Напишите дома мини-сочинение

«Зачем нужны знаки препинания?», используя ту информацию , которую вы

получили на уроке