|
Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс! Что надо знать родителям будущих первоклассников
Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс!
Что надо знать родителям будущих первоклассников.
Как готовить ребенка к обучению в школе? Современная школа требует от ребенка, поступающего в первый класс, наличия определенного уровня развития мышления и речи, ориентировки в окружающем мире, произвольности поведения, развития мелких движений кистей рук, а также желания идти в школу, мотивации к обучению. Эти качества позволят ребенку овладеть учебными программами, учиться с интересом. Перечислим основные моменты, которые необходимо учитывать родителям будущих первоклассников при подготовке к школе.
1.Для формирования позиции школьника очень полезна игра «в школу».
Ребенок должен выступать в роли учителя, иногда – в роли ученика. Необходимо поддерживать хорошее отношение ребенка к школе и учению.
2. Не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую.
Не травмируйте ребенка!
3. Подготовка ведущей руки.
Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков. Сейчас почти вся одежда детей состоит из липучек, кнопок и молний, и нет возможности рукам тренироваться естественным образом. Поэтому желательно найти одежду с пуговицами.
Полезно перекладывание мелких предметов (пуговиц, счетных палочек, бусинок, гречки) двумя пальцами - указательным и большим, а также мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; игры с прищепками позволяют развить силу указательного и большого пальцев (сделай солнышко, ромашку, ёжика). Просите ребенка отвинчивать и завинчивать маленькие гаечки, пробочки в пузырьках. Лепка из пластилина или глины оказывает превосходное воздействие и на пальчики ребенка и на его психологическое состояние.
Ребенок должен научиться рисовать простые предметы: деревья, солнце, траву, цветы, дома, человека и распределять их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами картинки и различные орнаменты, в этом вам помогут альбомы для раскрашивания. Ребенку надо показать, что начинать лучше не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
4. Четкое произношение звуков.
Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения. Если у ребенка наблюдается плохое произношение звуков, обратитесь к логопеду, так как неправильное произношение может сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже. Поэтому проявите активность и начните занятия с логопедом до поступления в школу. Успех работы логопеда зависит от помощи со стороны родителей, выполняющих все домашние задания специалиста. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.
5. Развивайте зрительное и слуховое внимание и умение следовать инструкциям.
В школе трудности с вниманием приводят к тому, что дети на уроке не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания учителя, у ребенка пропадает желание учиться. Приучайте ребенка прислушиваться к тихим звукам, например, гуляя в лесу или парке (давай послушаем, как падают листья, как поют птицы, как летит самолет, дует ветер, весной прорастает травка…). Поиграйте в игру, кто услышит больше звуков. Дома спрячьте громко тикающие часы, чтобы ребенок их нашел. Пусть ребенок отгадает, кто или что издает определенный звук.
Ребенок должен уметь прослеживать глазами за ярким предметом, особенно важно умение следить глазами в направлениях слева направо и сверху вниз – это предпосылки формирования навыка чтения. Зрительное внимание развивается у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему.
Научите малыша выполнять многоступенчатые инструкции: «подойди к столу, положи альбом и принеси красную книгу и зеленый карандаш» (два-четыре пункта в одном предложении). Это подготовит ребенка к выполнению требований учителя на уроке.
6. Развивайте восприятие речевых звуков.
Начинайте с гласных звуков: А, О, У, И. Затем гласные Ы, Э. Произносите или напевайте гласные (А-О-Э), а ребенок пускай хлопает, когда услышит, например, А. После отработки гласных переходите к согласным, которые уже не поются, а произносятся коротко, отрывисто («Б», а не БЭ; «Р», а не РЭ). Ребенок должен на слух выделять определенный звук из ряда звуков или слогов.
7. Делите слова на слоги.
Это можно сделать с помощью хлопков в ладоши. Проговаривайте слово и вместе с ребенком отхлопывайте его слоговую структуру. Начинайте с простых слов с открытыми слогами: ма-ма, во-да, лу-жа, лу-на, не-бо, ма-ши-на. Позже подключайте слова с закрытыми слогами и стечениями согласных звуков: пе-тух, ве-ник, бан-ка, вед-ро, ста-кан, фар-тук, те-ле-фон, ба-боч-ка, све-то-фор, пер-чат-ки, мост, хлеб, свеч-ка.
8. Учите выделять звуки из слова.
Какой звук слышишь в начале? Какой звук стоит в конце? Какой звук на третьем месте? Назови все звуки в слове по порядку. Сколько их получилось? Купите ребенку пластиковые или магнитные буквы, и пускай он складывает из них слова.
9. Учите пересказывать сказки или рассказы.
Ребенок должен научиться пересказывать содержание мультфильма с обязательным умением называть имена героев, не размахивая при этом руками. Если ребенку трудно начать, помогите ему с помощью вопросов. К 6 годам дети должны правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа. Обсуждайте с ребенком прочитанное произведение:
выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
спросите, понравилось ли произведение. Чем?
что нового, интересного он узнал?Попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения. Как описана природа? Какие слова и выражения ему запомнились? Чему научила его книга? предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Уважаемые родители! Желаем Вам удачи в трудном, но интересном процессе подготовки ребенка к школе.
Вот примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:
1. Назвать свое имя, фамилию, домашний адрес..
2. знать имена и отчества своих родителей.
3. Знать названия и признаки времен года.
4. Знать названия месяцев года, назвать текущий.
5. Знать названия дней недели (в утренней беседе по дороге в детский сад).
6. Объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
7. Назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
8. Назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
9. Посчитать до 8 детенышей вышеперечисленных животных и птиц.
10. Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
11. Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях.
12. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках.
13. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета.
14. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
15. Как назвать одним словом жуков, бабочек, пауков.
16. Кто живет в море.
17. Назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
18. Какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
19. Определить лишний предмет:
помидор, огурец, яблоко, морковь;
зайчонок, котенок, бельчонок, волчонок;
лодка, грузовик, корабль, катер
шуба, шапка, сапоги, шарф;
затылок, подбородок, переносица, пятка.
20. Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
21. Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
22. Как называется город, в котором живем.
23. Какие профессии знает.
24. Кем работает мама и папа.
25. Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
26. Какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
27. Чем отличаются гласные звуки от согласных.
Список не исчерпывающий, но дающий возможность ориентироваться в возможностях своего ребенка, и определять направления, которые требуют дополнительной проработки.
Удачи Вам и Вашему первокласснику.
|
|
|