|
Решение уравнений. Закрепление. Цели и задачи
Тема: Решение уравнений. Закрепление.
Цели и задачи:
образовательные: продолжить формирование умения решать уравнения с опорой на отношение «частей и целого»; формировать умение делить величины на части с опорой на схему, умение устанавливать соотношение между картинкой, схемой и формулой;
воспитательные: воспитывать товарищество, взаимопомощь при работе в группах, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность; содействовать воспитанию интереса к решению задач, как модели окружающего мира
развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; развивать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации; развивать логическое мышление, математическую речь.
Здоровьесберегающие: способствовать сохранению правильной осанки, обеспечить возможность сохранения здоровья, обеспечить максимальную двигательную активность учащихся за счёт смены различных видов деятельности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, презентация, рыбки с разноуровневыми заданиями, рыбки большие на стене для релаксации, геометрические фигуры на стенах для физпаузы, полоска бумаги, квадраты из бумаги, банки с водой, крупа в капсулах, конверты с заданиями для групповой работы.
Тип урока: урок-закрепление
Форма проведения: урок-игра.
План урока:
Организация начала урока. Постановка учебной задачи. 1 мин
Проверка знаний. Фронтальное тестирование. 5 мин
Дифференцированная самостоятельная работа. 13 мин
Физпауза. 1 мин
Групповой проект «Деление величин на части» 10 мин
Коллективная работа «Подбор уравнений к схемам» 3 мин
Групповая работа «Соотнесение схем и уравнений» 10 мин
Итог урока 2 мин
Основные принципы:
Каждый ребёнок должен быть успешен.
Каждый ребёнок должен реализовать своё «я».
Каждый ребёнок должен иметь возможность содержательного общения со сверстниками и взрослым, иметь собственную точку зрения, аргументировать её.
Используемые современные образовательные технологии:
Обучение в сотрудничестве.
Игровые технологии.
Дифференцированный подход к обучению
Технология взаимного обучения
Интерактивные технологии
Коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Проектная технология.
Информационно - коммуникативные технологии
Моделирующее обучение
Проблемное обучение
Опережающее обучение
Ход урока.
№
слайда
|
Содержание урока
|
Технология
|
|
Организация начала урока. Постановка учебной задачи.
Учитель: Кокое у вас настроение? Я думаю, что оно будет ещё лучше, если вы узнаете, что мы идём на рыбалку. Ловить мы будем рыбку не обыкновенную, а математическую. Как вы думаете, что мы должны уметь, чтобы ловить такую рыбку? Попробуем? Тогда внимание! Проверим, насколько прочны ваши знания.
|
Игровые технологии
Создание эмоционального фона
Проблемное обучение
|
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
|
Проверка знаний. (на слайдах).
Учитель: Какие сосуды вы видите?
Дети: чашка, кружка, стакан.
Учитель: Известно, что в кружке воды больше, чем в чашке, а в чашке больше, чем в стакане. В каком сосуде воды больше: в кружке или в стакане? Какая формула подходит?
Дети: В кружке воды больше, чем в стакане. Подходит формула С < Ч Ч < К.
Учитель: На весах собака и кошка. Известно, что кошка весит 3 кг, а собака – 8 кг, но весы находятся в равновесии. Почему?
Дети: На чашке весов с кошкой стоят гири.
Учитель: Какой вес имеют гири. Докажите.
Дети: Гиря весит 5 кг. Так как 3 < 8 на 5.
Учитель: Какой сосуд по объёму больше V или V?
Дети: Больше сосуд V, так как вмещает большее количество мерок.
Учитель: Соотнесите схемы и формулы.
Учитель: Какой шар тяжелее? Как вы узнали?
Дети: тяжелее тот шар, который опустил вниз чашечку весов.
Учитель: Какая схема подходит?
Дети:1-ая схема. Отрезок М < М
3. Дифференцированная работа.
Учитель: У вас на столах разноцветные рыбки. Поднимите руку те, у кого зелёные рыбки. Вам предстоит решить задачу. Попробуйте по тексту задачи составить уравнение.
Текст задачи: Из ведра упало 3 яблока, в ведре осталось 5 яблок. А сколько было?
Жёлтые рыбки.
Учитель: Решите уравнения. Х + 5 = 9
11 – у = 6
Красные рыбки.
Учитель: Запишите равенства по данной схеме (слайд 5)
Учитель помогает выполнить задание тем учащимся, которые испытывают трудности.
Проверка для группы учащихся, выполнявших задание на красных рыбках.
Учитель: Посмотрите на экран. Кто записал такие же равенства?
(появляются равенства на экране)
Как вы узнавали, когда нужно складывать, а когда вычитать?
Дети: С – это целое, из целого можно только вычитать. А и Х – это части. Части можно складывать. Часть всегда меньше целого.
Учитель: помогите мне проверить, правильно ли другие дети решили уравнение.
Для жёлтых.
Учитель: Как вы находили неизвестное число?
Дети: Чтобы найти часть, надо из целого вычесть часть. Х = = 4. У = 5.
Учитель (обращаясь к классу): Помогите мне проверить работу детей, решавших задачи.
Для зелёных.
Учитель: Научите других решать задачи.
Дети: Упало 3 яблока – это часть. Осталось 5 яблок – это тоже часть. Неизвестно целое. Сложим части. В ведре было 8 яблок.
Учитель: Удалось ли вам составить уравнение?
Дети: Х – 3 = 5
Учитель: Как вы рассуждали?
Дети: Неизвестно целое Х, упало 3 яблока, уберём часть 3, получится 5.
Учитель: Я выдам вам секрет: уравнения по задачам мы будем составлять на следующих уроках. Вы научите своих одноклассников
|
Информационно-коммуникативные технологии
Моделирующее обучение
Интерактивные технологии
Моделирующее обучение
Цветное изображение – приём, позволяющий улучшать зрительное восприятие
Дифференцированный подход к обучению
Двигательная активность за счёт смены места работы
Проблемное обучение.
Цветное изображение – приём, позволяющий улучшать зрительное восприятие
Опережающее обучение
Контроль за осанкой
Обучение в сотрудничестве: учитель – ученик
Переключение зрения в режиме поиска
Ролевая игра
Интерактивные технологии
Ролевая игра
Технология взаимного обучения
Проблемно-исследовательское обучение
Опережающее обучение
|
8 слайд
|
4.Деление величин на части (групповой проект)
Учитель: Рассмотрите отрезок. На сколько частей он разделён?
Дети: Отрезок разбит на две части.
Учитель: Назовите части, целое.
Дети: Части А и Х. Целое С.
Учитель: Разбейте величины на части по данной схеме.
1 группа. Делит полоску.
2 группа. Множество кружков.
3 группа. Воду в банке.
4 группа. Крупу в капсулах.
Учитель: Подумайте, какую величину вы разбивали. Покажите части А и Х. Как вы узнаёте, где какая часть?
Защита проекта.
1 группа: Мы разделили полоску на две части. Вот это часть А, а это Х, так как Х меньше А. Мы делили величину: «Длина».
2 группа: Мы разложили кружки в 2 коробки. Это части А и Х. Мы делили величину: «Количество».
3 группа: Налили воду в две банки. Это часть А, здесь объём воды больше, это часть Х, здесь объём воды меньше. Мы делили величину: «Объём».
4 группа: Мы положили капсулы на весы. Эта капсула опустила чашечку весов вниз, значит, она тяжелее – это часть А. Мы делили величину: «Масса».
(Примечание: при затруднении задать вопросы типа: «Покажите часть А, покажите Х. Как вы узнаёте, что нужно показывать? Как называется величина, с которой вы работали?»)
|
Двигательная активность за счёт смены места работы
Обучение в сотрудничестве
Коммуникационные технологии
Опора на различные виды чувств при ощупывании, пересыпании, переливании
Развитие сенсомоторной координации
Проектная технология
Двигательная активность (выход к доске, показ проекта)
Интерактивные технологии
Технология взаимного обучения
Обучение в сотрудничестве учитель-ученик, ученик-ученик
|
|
Физпауза
Учитель: Найдите на стене рыбку красную. С какой фигурой она дружит? Покажите пальчиком периметр прямоугольника. Как вы узнаёте, что нужно показывать?
Дети: Периметр – это граница фигуры. Покажите глазками периметр фигуры.
(Аналогично для зелёной, жёлтой).
|
Релаксация для глаз
Оздоровительный момент: повороты головы, туловища, переключение зрения в режиме поиска, движение кисти руки
|
Слайд 9
|
Самостоятельная работа
Откройте учебники на стр. 68 № 99.
Учитель: Посмотрите на схему. Назовите целое, части. Найдите уравнения, которые подходят к схеме. Как вы их будете искать? (Уравнения появляются на экране после того, как дети называют их).
|
Коллективное обучение
Чередование работы в режиме близорукого узкоформатного зрения и работы «в дальних горизонтах»
|
Слайд 10
|
Групповая работа
Учитель: Кто-то летает над нами.
Дети:Это почтовый голубь.
Учитель: Он принёс нам письмо. Возьмите его в почтовом ящике. (конверты приклеены скотчем к столам внизу)
Учитель:Что случилось?
Дети: Схемы и уравнения рассыпались.
Учитель: Найдите, по какой схеме составили уравнение. Как вы это узнавали? Научите меня.
Примечание. Схемы из упражнения №100 начерчены на листе, а уравнения - на отдельных карточках.
После окончания работы каждая группа выставляет свои листы на магнитную доску.
Учитель: Проверьте работу каждой группы.
|
Двигательная активность за счёт смены места работы
|
|
Коммуникационные технологии
Технология взаимного обучения
Обучение в сотрудничестве
Переключение зрения в режиме поиска
|
Слайд 11.
|
8. Итог
Учитель: Приплыла к нам рыбка и говорит…. (зачитать надпись на экране).
Учитель: За что рыбка нам сказала спасибо? Что вы умеете делать? А чему мы научимся на следующем уроке?
Если у вас по-прежнему хорошее настроение, пустите своих рыбок в красное ведро, если всё-таки что-то вас огорчило, то в синее.
|
Рефлексия
Интерактивные технологии
|
Самоанализ урока
математики во 2 классе по теме «Уравнения».
Я работаю по экспериментальному УМК по математике под редакцией Э.И.Александровой, который обладает достоинствами системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, но при этом создан в привычном для учителя объёме. Конспект урока был составлен в соответствии с программой «Математика 1-4 классы» (автор Э.И.Александрова), основными положениями системы развивающего обучения. Новая программа является классической в том смысле, что, во-первых, непреходящей ценностью в ней является ребёнок, во-вторых, программа опирается на труды классиков – психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др., а в-третьих, она ориентируется на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.
При построении урока мной учтена степень умственной, физической, эмоциональной нагрузки учащихся. У детей данного возраста слабо развито произвольное внимание, поэтому урок построен в виде игры «Рыбалка». Частая смена различных видов деятельности позволила активизировать познавательный интерес детей на уроке. Самым мощным средством поддержки интереса у детей явилась ролевая игра, в которой участвовали и дети, и учитель. Причём учитель играл роль «непонимающего человека», а дети пытались его «научить».
Цели, структура урока, средства и методы обучения были чётко мною продуманы. Этапы урока взаимосвязаны и логичны. Данный урок, как и весь курс математики автора, был построен с опорой на деятельностный подход в обучении. Необходимым условием такой деятельности является развёртывание учебного диалога, который неизбежно приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволило сопоставить и критически оценить особенности их подходов, что, в свою очередь, породило у детей взаимный интерес к работе. На уроке дети выполняли практическую работу с разными материалами при делении величин на части, что позволило развивать сенсомоторную координацию.
Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, мною использованы различные методы и приёмы обучения. Так, при актуализации опорных знаний применялся метод практической деятельности, то есть учащиеся использовали полученные знания для решения задач изученных видов. Также использовался частично-поисковый метод, перед учениками ставился проблемный вопрос: «Как разделить величину на части с опорой на схему?», «Какую величину делили?» Детям необходимо было доказать свой ответ. А также учащиеся высказывали свою точку зрения по поводу ответов одноклассников, аргументировали её. Метод анализа, сравнения и обобщения использовался в течение всего урока. Детям необходимо было проанализировать схемы, сопоставить с формулами и сделать вывод о совместимости формул, схем, рисунков, конкретных предметов. В ходе всего урока присутствовал наглядный метод: слайды, иллюстрации, раздаточный материал.
Урок носил личностно-ориентированный характер. Обеспечен личностно значимый эмоциональный контакт учителя и учеников на основе сотрудничества. В течение урока дети неоднократно обращались к учителю за помощью в разрешении спорных вопросов. Ребёнку на уроке необходима уверенность в своих силах, поэтому он должен знать, что учитель всегда рад с ним обсудить любую его проблему. Привлечение учителя к своей работе словами: «Посмотрите, у меня хорошо?» - это желание получить заслуженную похвалу. Чувства удовлетворённости своей деятельностью переполняют ребёнка, он хочет поделиться ими с учителем. Вот поэтому я старалась уделить на уроке внимание каждой работе, выполненной самостоятельно. Не забывала похвалить ребёнка, показать ему, насколько он продвинулся в своих знаниях. Мотивация успеха создавалась через анализ не только результата, но и процесса его достижения, создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока, обогащение образовательного процесса позитивными эмоциями.
Личностно - ориентированное обучение достигалось благодаря использованию новых педагогических технологий, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
Обучение в сотрудничестве осуществлялось путем общения в группах, когда каждый учит каждого. При работе в группах повышается ответственность за результат коллективной работы, совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала. Чтобы проверить степень участия каждого ученика в группе, я предлагала разным учащимся отвечать на поставленный вопрос: «Пусть Никита покажет часть А, а Артём часть Х. Как, Игорь, они узнают, что надо показывать?»
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели образования. На уроке были предложены для самостоятельной работы разноуровневые задания таким образом, чтобы каждый ребёнок смог справиться с ними. Причём перед «сильными» учащимися стояла задача применить имеющиеся знания в новой ситуации (пробовали составлять уравнение по тексту задачи). Таким образом, работали с использованием метода опережающего обучения. Дети, быстро справившиеся с заданием, имели возможность выбрать по силам дополнительное задание (поймать рыбку). Ученики всех уровней испытали успех и гордость за то, что смогли самостоятельно решить работу. Многие из них стали более активными, у них появилось желание работать и работать хорошо.
Важную роль в обучении учащихся начальной школы занимают игровые технологии. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. Поэтому урок я провела в форме игры «Рыбалка». Игровой сюжет развивался параллельно основному содержанию обучения, помог активизировать учебный процесс, усвоить ряд учебных элементов. Особое значение занимают ролевые игры, которые базирую на игровом приеме - использование детьми ролей учителя и ученика. При этом технология взаимного обучения позволяет широко использовать занимательный материал, дидактические игры, игровые ситуации. Один из приёмов обучения, выдвинутый автором, – «научи другого» (одноклассника, родителей, учителя, учеников другого класса). Учащиеся с удовольствием выступали в роли учителя, старшего наставника, разъясняя то или иное задание.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы на уроке – это рациональная организация труда, дозирование учебной нагрузки. Кроме того, я фиксировала психологический климат на уроке, проводила эмоциональную разрядку, строго следила за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Двигательная активность на уроке достигалась благодаря частой смене мест работы (пересаживание для работы в группах, выход к доске для отчёта групп). Много было упражнений для глаз: находили рыбок, прикреплённых на разных стенах класса, следили за траекторией движения рыбки на экране, переключали зрение с близкого расстояния при работе с учебником на дальнее при проверке на экране, переключали зрение в режиме поиска при проверке групповых работ. Задания были написаны разными цветами. Это позволило снять нагрузку с глазных мышц. Для расслабления кисти руки дети «прошлись» по периметру фигур пальчиком. При поиске фигур в классе детям необходимо было делать повороты головы, туловища.
Проектные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, служат развитию креативности и одновременно способствуют формированию определённых личностных качеств. На данном уроке разрабатывался и защищался групповой мини-проект «Деление величин на части», что способствовало развитию умения работать в коллективе, умения защищать и отстаивать свою точку зрения. Учащиеся ощущали себя членом команды; учились брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности.
Общение – один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности. Моя задача – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом. В этом проявляется истинное уважение к детям, попытка их понять, принять их такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении. А следовательно, я построила свой урок на основе моделирующего обучения (ролевые ситуации, соревновательные элементы, графические модели), и на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Эти приемы позволили обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учили их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы.
У большинства учащихся преобладает визуальное восприятие над слуховым. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения ИКТ. Применение мультимедийной презентации облегчило процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволило сделать урок более интересным и динамичным, помогло «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовало становлению объемных и ярких представлений. Одним из главных и масштабных источников информации для меня - сеть ИНТЕРНЕТ. При подготовке к уроку использовала Цифровые Образовательные Ресурсы и сайт «В помощь учителю начальных классов».
Уникальность данного урока заключается в том, что он решает конкретные учебные задачи через поисково-исследовательскую деятельность, через использование комплексного подхода в применении современных педагогических технологий. Урок имел практическую направленность, содержание усваиваемых знаний и умений тесно было связано с психическим развитием каждого ребёнка, содержание заданий создавало благоприятные условия для развёртывания учебного диалога. Часть заданий была направлена на переливание, пересыпание, ощупывание, перекладывания, т.е. их решение опиралось на все органы чувств.
Урок носил личностно-ориентированный характер, а значит, способствовал развитию, обучению и воспитанию каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития. На уроке бала создана «ситуация успеха», которая вселила уверенность каждому ребёнку в свои силы. Ценность данного урока заключена и в том, что за короткий промежуток времени дети смогли создать и защитить проект.
Список литературы:
Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе: 2 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Изд. 3-е – М.: Дрофа, 2000.
Александрова Э.И. Программа по математике 1-4. – М.: Дрофа.2004
Александрова Э.И. Книга для учителя. – М.: Дрофа.2004.
Александрова Э.И. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Александрова Э.И. К вопросу о построении учебника математики в системе развивающего обучения (из опыта работы). – М.:Дрофа.2007.
|
|
|