|
Решение проблемы адаптации 5-классников в среднем звене
Решение проблемы адаптации 5-классников в среднем звене ( отчёт классного руководителя на психолого- педагогическом семинаре).
Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни.
Внутренние изменения.
обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка
постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
Внешние изменения.
новые учителя
новый режим
новые требования
новые правила
необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.
Трудности 5-классников.
( литературу) и работать с ней.
Признаки дезаптации.
Усталый утомлённый вид ребёнка.
Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление переключить внимание взрослых от школьных событий.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Беспокойный сон.
-
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Жалобы на плохое самочувствие.
Сроки адаптационного периода.
2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.
Слабые навыки решения математических задач.
2. Плохое владение пересказом текста.
3 Невнимательность и неусидчивость.
4 Частая смена приятелей.
5. Одиночество.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:
Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям»
-
Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий
-
Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения».
-
Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка
Еженедельные консультации школьного психолога
Сотрудничество с учителями – предметниками.
Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение, качество выполнения и степень участия в делах класса и школы отражается в рейтинговой таблице. В конце I четверти подвели итоги по номинациям «Лучший ученик», «Образцовый дневник», «Лучшая предметная тетрадь».
На своих уроках обращала внимание на следующее:
-
По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
Ставить оценку не за отдельный ответ а за несколько (на разных этапах урока)
Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.
По итогам I четверти в классе 4 отличника, 9 учеников учатся на «4 и5». Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 57%.
Классный руководитель – Плотникова Г.В.
|
|
|