|
Конкурс разработок учебных занятий «Мастерская гения» по предмету «Искусство»
Муниципальный педагогический конкурс
разработок учебных занятий «Мастерская гения»
по предмету «Искусство».
|
Методическая разработка урока изобразительно искусства
Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»
5 класс
Учебник: Изобразительное искусство 5 класс Б.М. Неменский, М. 2011 г.
|
Автор:
Сазонова Юлия Андреевна
учитель искусства
Муниципального казенного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с. Сластуха
Екатериновского района Саратовской области
e-mail: [email protected]
|
Тема урока: Народные промыслы. Искусство Гжели.
Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и
промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении, об образном языке декоративного
искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и
воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Ход урока:
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1.Организационно-мативационный этап
|
Приветствие учащихся
Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих
|
Приветствие учителя
Проверка организации рабочего места
|
1 мин
|
2. Актуализация и мотивация
|
Актуализация знаний, введение в тему урока.
1.Вводная беседа
Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете?
В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей?
Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать?
Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения.
Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета?
Где мы сталкиваемся с синей птицей?
Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться.
Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы.
Что же тогда главное в декоративном искусстве?
Сегодня мы будем изображать волшебную Жар-птицу по мотивам Гжели.
2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
-Чему мы должны сегодня научиться?
- Вам понятна тема и цели?
-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)
|
Отвечают на вопросы:
Желтая, золотая, яркая…
Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица…
В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния
-Да, нет…
-В сказке Метерлинка «Синяя птица»
-Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта.
-Познакомиться с искусством Гжели.
-Да
-Узнать о Гжели,
Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи….
|
5 мин
|
3. Изучение и закрепление первичных знаний
|
1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации:
Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад.
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
-Правда, очень красиво!?
Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение)
Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.
-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?
Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц
-А какие цвета используют художники?
Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет – кобальт).
-Какие бывают изделия?
- А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает?
Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой:
«Играет нежная свирель,
И замирает в восхищенье
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец...»
Итак – в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству.
Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?
|
-Да…
-На керамике, фарфоре, фаянсе
-Синий кобальт
-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…
-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную.
Подготовка к упражнению
|
7 мин
|
4. Отработка навыков
|
1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы хохломской росписи»
Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.
2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;
-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки
-Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями».
3.Какие элементы используют народные мастера?
|
Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся
Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.
Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом.
-Линии, сеточки, усики, мазок с тенями…
|
7 мин
|
5. Применение новых знаний
|
1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света:
Душу, гжельскою белой глиною,
Вдруг поманит судьба-кудесница…
И взмахнёт кистью с краской синею,
И распишет всё тонкой линией…
И всё сбудется… и всё слепится…
…В нужном времени… в нужном месте ли –
Пусть Душа вдруг не закачается…
Пусть на белом, небес известием,
Синей птицы счастливой песнею –
Роспись гжельская проявляется!
Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества.
Верьте в себя! И у Вас все получится.
2.Практическая работа.
Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества.
Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети…
Во время практической работы - целевые обходы:
1)контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
|
Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа).
-Работают самостоятельно.
Вся наглядность убирается.
|
20 мин
|
6. Рефлексия
|
Итог урока.
1. Общая оценка работы класса
Чему Вы научились?
Кто почувствовали вдохновение?
Понравился урок? (смайлики)
Что понравилось?
В чем затруднялись?
Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)
2. Выставка работ учащихся.
Какая работа понравилась и почему?
3. Уборка рабочих мест.
Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.
Спасибо за урок.
|
-Основным мотивам и приемам гжельской росписи.
-Поднимают руку..
Получилось красиво, мало времени.
Хочется доделать композицию….
Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе…
Понравилась эта работа, т.к…..
Наводят порядок.
|
5 мин
|
Список использованных источников.
Б.М. Неменский Учебник Изобразительное искусство 5 класс М. – 2012 г.
О.В. Свиридова Поурочное планирование по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство 5 класс, Волгоград – 2012 г.
clubnps.ru/stih/1983-gzhel.html
|
|
|