Главная страница

Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, форм и методов обучения химии


Скачать 94.05 Kb.
Название Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, форм и методов обучения химии
Дата 12.02.2016
Размер 94.05 Kb.
Тип Решение

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

«Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»

«То, что сегодня ребенок умеет делать

в сотрудничестве и под руководством,

завтра он становится способен

выполнять самостоятельно…»

Л.С. Выготский:

В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, форм и методов обучения химии.

Одной из важнейших мер является повышение эффективности урока, т.к. на нём в первую очередь решаются главные задачи обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования.

Моя педагогическая идея формирование ключевых компетенций посредством информационных технологий как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.

Актуальность выбранных технологий обусловлена следующим фактором: переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения химически компетентных людей. Поэтому перед учителем стоит задача воспитания социально зрелой, инициативной, творчески креативной личности с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

При использовании информационных технологий перед учителем встают задачи:

    1. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.

    3. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    4. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

    5. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

    6. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании химической компетенции у учащихся. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению химии. На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Также я учу ребят создавать свои мини- презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению предмета. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, а интерактивная доска значительно расширяет возможности урока. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать учебные задания по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, также интернет ресурсы помогают учащимся решать конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные химические понятия, расширить базовый компонент, ознакомиться с ролью химии в понимании законов окружающего мира, с разнообразием расчётных задач, пользоваться электронными учебниками, работать в режиме он-лайн с учителем и одноклассниками. При этом современные ученики демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует от них исследовательской деятельности.

Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение

Очень важную роль информационные технологии играют и в подготовке к ЕГЭ т.к. существуют on-lin тестирования, где ученик может в реальном времени пройти тест.

Информационные технологии значительно повышают эффективность преподавания.

Я применяю практику ведения занятий дистанционно, что на мой взгляд, перспективно. Бесспорным преимуществом дистанционного обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем в режиме on-lin и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.

Как видим соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

  • Информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся в усвоении химии (предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею).

  • Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)

  • Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

Основной задачей, способы решения которой предлагает моя концепция, является более широкое использование информационного пространства Мордовии и единого информационного пространства России.

Я считаю, что роль информатизации важна ещё и потому, что учащиеся получают навык добывать информацию в интернете, знают как добыть и главное где, что поможет им при обучении в ВУЗах.

Достаточно долго работая с детьми над этой проблемой, я создала теоретическую базу, куда внесла интересующие меня сайты. Эти сайты можно использовать для подготовки к урокам, олимпиадам, внеурочным мероприятиям, на них представлен богатый материал для работы, как учителя, так и ученика:

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"

http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий

http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта Вы найдете поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов

http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по химии

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видео опыты, химические задачи, интернет - учебники по химии и многое другое

http://schools.perm.ru/ - Пермский городской школьный портал. Педагоги на портале смогут найти разработки уроков и различных мероприятий, а так же последние новости в сфере образования Пермского края

http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации

http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.

http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения

http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Органическая химия - учебник для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных

http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химииПредоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы

http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов)

http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ

Результаты деятельности:

Все приёмы, формы и методы, используемые в работе, дают достаточно устойчивый и высокий результат. Мои ученики, участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Ежегодно являются победителями и призёрами муниципальных предметных олимпиад. Мы имеем большую возможность не только пользоваться широчайшей базой инфармационного пространства, но и участвовать в дистанционных олимпиадах. В 2011-2012 учебном году мы с учениками 9 класса прошли уже три тура Всероссийской Пермской олимпиады: тренировочный и зачётный тур (в котором они заняли 2,3и5 позиции) (http://olymp.psu.ru/disciplines/chem/home.html), 21.01.2012-прошли очный тур олимпиады в г. Саранске при МГУ.

Выпускники получают высокие баллы за ЕГЭ и при дальнейшем обучении в ВУЗах не плохо себя характеризуют, за что я неоднократно получала благодарности от дирекции Института физики и химии.

    Знаю, что моих коллег, сегодня интересует опыт применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег. Принимаю участие в районных и республиканских конференциях профессионального мастерства: новое в образование, калейдоскоп методических идей, лучший урок, Всероссийской научно-практических конференциях.

    В 2010 г представляла на Республиканский конкурс работу «Формирование здорового образа жизни», имеется на сайте районного образования по адресу [email protected], на собственном сайте http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna(в разделе - моё портфолио, внеклассная работа), в 2011 г. победила в районном конкурсе «Лучший урок», имеется на сайте районного образования по адресу [email protected], на собственном сайте http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna(в разделе - моё портфолио, химия), в 2010 году представляла свою работу на Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», http://www.proshkolu.ru/user/olygrom/blog/116641/(раздел «Аттестация»)

    Имею печатные и интернет - публикации. Печатные: в журнале «Народное образование», тема- методика решения задач на растворы,сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», тема- Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах,сборник материалов международной конференции «Интеграция региональных систем образования», тема- интеграция естественного и гуманитарного знания в системе образования детей, методичка «Решение задач по химии».

Интернет - публикации на сайтах:

http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna, http://www.proshkolu.ru/user/olygrom/blog/116641/,

[email protected],

Инновационный опыт работы по теме название «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий», размещён на собственном сайте по адресу http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna (в разделе - моё портфолио, химия) и на собственной странице сайта http://www.proshkolu.ru/user/olygrom/blog/116641/