|
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования нового поколения, «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение», 2011 (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений»: основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И. Львова// - М.: Мнемозина, 2008 г.
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 5 класс в 3 Ч. : учебн. для общеобразоват. учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2012 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
Цели изучения русского языка
Исходя из того, что образовательные функции предмета «Русский язык» имеют универсальный, обобщающий характер, так как «язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности <�…> средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества», и, значит, «русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения», «целями изучения русского языка в основной школе являются:
-
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
-
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
-
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни».
Общая характеристика учебного предмета
Так как содержание курса русског языка 5 класса основной общеобразовательной школы построено на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, в рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Распределение основного содержания на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») отражает практическую направленность курса и помогает формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка. Кроме того, развернутое тематическое планирование курса включает основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, в результате изучения курса русского языка у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.».
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами др.».
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.» .
Как можно заметить, универсальные учебные действия базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (раздел «Функциональные разновидности языка»);
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (разделы «Общие сведения о языке», «Синтаксис и пунктуация»);
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (раздел «Язык и культура»).
Необходимо отметить, что в учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, этимологии.
Программа рассчитана на использование модульной технологии. Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:
повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Концепция модернизации образовательной политики РФ.
«Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений»: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. С.И.Львова//- М.Мнемозина, 2008г.
Программа по русскому языку. Региональный компонент. МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону», МОУ Методический центр образования г. Ростов-на-Дону, 200г.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету «Русский язык» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. № 1236).
Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования (Приказ МО РФ от 15.03.2004г. № 108).
Проект стандарта регионального компонента основного общего образования по русскому языку. МО Ростовской области.
Цели изучения курса.
-
-
1.
|
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви и уважения к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
|
2.
|
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
|
3.
|
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами.
|
4.
|
Формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку.
|
5.
|
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.
|
Достижение данных целей осуществляется в процессе формирования компетентностей в сфере русского языка и речевого общения.
-
-
1.
|
Речевая (коммуникативная) компетентность
|
Всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся данного возраста.
|
2.
|
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетентность
|
Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии, функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
|
3.
|
Социокультурная компетентность
|
Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения
|
Компоненты
-
-
Региональный
(+1 час в неделю)
|
Фонетика. Лексика. Грамматика. Орфография. Синтаксис и пунктуация.
Текст: его структура, стилистические особенности, выразительные средства.
|
Лицейский
(углубление)
|
Текст: его структура, стилистические особенности, выразительные средства.
|
Структура курса
№п/п
|
Тема, раздел
|
Количество часов
|
Контроль-ные работы
|
Развитие речи
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
|
2.
|
Фонетика
|
4+2резерв
|
|
1
|
3.
|
Орфоэпия
|
5
|
1
|
|
4.
|
Графика
|
7
|
1
|
|
5.
|
Морфемика
|
7
|
1
|
|
6.
|
Лексикология
|
5+1(подготовка к сочинению)
|
|
|
7.
|
Орфография
|
15
|
1
|
|
8.
|
Морфология
|
4
|
|
|
9.
|
Культура речи
|
5
|
|
|
10.
|
Синтаксис и пунктуация
|
30+1(подготов-ка сочинению)
|
3
|
4
|
11.
|
Текстоведение
|
10+3
|
|
1
|
12.
|
Словообразование
|
12
|
1
|
2
|
13.
|
Лексикология
|
15
|
1
|
1
|
14.
|
Морфология
|
57+2
|
2
|
2
|
15.
|
Повторение по итогам года
|
12
|
1
|
|
16.
|
Резервные часы
|
8
|
|
|
Контроль за усвоением программы
6.1 Стартовая диагностика. Сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-лебедь» (учебник упр.24, 28)
6.2 Перечень проверочных работ
№п/п
|
№ урока
|
Тема
|
1.
|
12
|
Контрольная работа №1 (диктант с языковым анализом по разделу «Фонетика»)
|
2.
|
19
|
Контрольная работа №2 (контрольный диктант с языковым анализом текста по разделу «Графика»)
|
3.
|
26
|
Контрольная работа № 3 по разделу «Морфемика»
|
4.
|
48
|
Контрольная работа № 4 по разделу «Орфография»
|
5.
|
84
|
Диктант «Проверяю себя» по разделу «Пунктуация»
|
6.
|
86
|
Контрольная работа №5 (зачёт по разделу «Синтаксис»)
|
7.
|
92
|
Контрольная работа №6 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»)
|
8.
|
117
|
Контрольная работа №7 (диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»)
|
9.
|
134
|
Контрольная работа №8 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»)
|
10.
|
152
|
Контрольная работа №9 (диктант по теме «Имя существительное»)
|
9.
|
167
|
Контрольная работа 10 (зачет по теме «Имя прилагательное»)
|
10.
|
188
|
Контрольная работа № 11 (зачет по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола»)
|
11.
|
196
|
Контрольная работа №12 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»)
|
12.
|
209
|
Итоговая контрольная работа (тест)
|
|
|
|