Главная страница

Классный час Из цикла классных часов по теме «Нравственное воспитание учащихся»


Скачать 50.03 Kb.
Название Классный час Из цикла классных часов по теме «Нравственное воспитание учащихся»
Дата 24.02.2016
Размер 50.03 Kb.
Тип Классный час


Классный час

(Из цикла классных часов по теме «Нравственное воспитание учащихся»)
«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети»
(На классный час приглашены родители, как участники мероприятия)
Цель:

Обсудить с учащимися понятие доброты, как одной из нравственных ценностей.
Задачи:

Воспитание уважительного отношения к старшим;

Формирование внимания к окружающим тебя людям; стремления помогать слабым и нуждающимся; навыков быть честными со взрослыми и друзьями.
Форма: Классный час-размышление.
Подготовительный этап:


  1. Цикл классных часов, посвященных теме нравственности («Этикет и этикетка»).

  2. Диагностика учащихся. Тест «Добрый ли Ты человек?»

  3. Конкурс рисунков «Я рисую доброту», «Символ доброты в моей семье».

  4. Конкурс сочинений «Доброта – это…», «Добрый человек – это...».

  5. Материалы уроков русского языка и литературы содержали задания на определение этимологии и толковании слов «нравственность», «нравственный поступок», «доброта», «зло» и т.д.


Ход классного часа.

Вступительное слово учителя:


На протяжении всей своей жизни Вы, ребята, сталкиваетесь с такими словами как «добро», «зло». На уроках литературы мы говорим о добрых и злых героях произведений, на уроках русского языка мы заглядываем в толковые и этимологические словари, для того, чтобы посмотреть значения и происхождение этих слов; из разговоров на переменах из ваших уст можно услышать оценки, данные учителям, друзьям и опять: «Это такой добрый учитель…»,

«А этот Петя такой злой…». Зачитываются сочинения некоторых учащихся.
- А теперь давайте поразмышляем вместе над понятиями: «добро» и «зло».
Выходят ученики и исполняют частушки:
Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.
Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.
Тетя Сима попросила

Витю слазить на чердак.

-Извините, тетя Сима,

я вам вовсе не батрак.
Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.
В поезд входят три юннаты,

Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.
Говорит лентяйке мать:

-Убери свою кровать.

-Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.
Ты играй повеселее,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!
-Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы услышали в частушках?

-Какой вывод можно сделать о том, что значит быть добрым человеком?
Вывод:

  1. Нужно помогать старшим.

  2. Нельзя до драки ссорится с друзьями, потому что любой вопрос или спор можно решить по доброму.

  3. На добро нужно отвечать добром.

  4. Нужно помогать своим родителям, а не накапливать зло за замечания, сделанные тебе близкими.


-А доброй ли будет следующая ситуация?
Инсценируется стихотворение А.Барто «Как на мамины именины». (игра-драматизация, проигрывание которой обеспечивает двойное воздействие на личность: с одной стороны, побуждает к самоанализу, с другой, создается единое эмоциональное состояние объединяющее детей и родителей).
Готова к празднику семья, Хоть мама, скажем прямо,

Подарки клеят сыновья Растерянно слегка

Для мамы, не жалея Взглянула на сынка,

Ни сил своих, ни клея. Дала полтинник мама

Ему из кошелька.

-Я по-другому поступлю!

Придумал старший самый. -Теперь, - сказал сыночек,-

-Подарок маме я куплю. Ты для такого дня

-А деньги где? –У мамы. Купи себе что хочешь

В подарок от меня.

У мамы просит денег

Сынок лет десяти: Но этих денег мало,

-Подарок в день рожденья Прибавь себе сама.

тебе преподнести. Тут мама простонала:

-Нет, я сойду с ума!
-Теперь обратимся к родителям. Вы любите своих детей, делаете все, чтобы им жилось счастливо. Вы устаете на работе, но дети требуют от Вас постоянной заботы: дома надо постирать, погладить, приготовить что-нибудь вкусненькое… Да мало ли дел дома! И так изо дня в день. Но завтра ваш праздник – только раз в году! Вы надеетесь, что сыновья позаботятся о вас так же, как и вы о них. И вот старший…»позаботился».
-Как вам это понравилось?

-Можно ли назвать этот поступок добрым? А почему?

-Если нет, то почему?
Вывод:

  • Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви

  • Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других людей и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.


-Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?

-Можно ли человека принудить быть добрым?

-Согласны ли вы с мнением древнего китайского мыслителя Конфуция, что на «добро отвечают добром» и правильно ли на зло отвечать добром?
В связи с этим послушайте еще одну небольшую притчу:
«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я же тебя от смерти спас?» «На то я и змея», - отвечает она.

Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».
-Значит не надо делать добра?
Да, иногда в жизни случаются и такие ситуации, когда вас за добрые дела наказывали. И что за это нужно наказать человека, как это сделала змея. Да, нет. Человек на то он и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!
За добро платят добром!!!
Вывод: выводом может служить стихотворение Туполовой «Доброта», которое ученики рассказывают «по цепочке».
Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста, не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И в замен не требует награды.
Это четверостишье рассказывает один из родителей.
Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети
Подведение итогов конкурса сочинений и рисунков.
Награждение учащихся.
P.S. все выводы написаны на ватмане, но детям они показываются и вывешиваются на доске только после того, как они сами их сформулируют.