|
Рекомендации по работе с родителями
Рекомендации по работе с родителями
Процедура выборов родительского комитета.
Наиболее удобный и справедливый способ выбора родителей в
родительский комитет следующий.
Родители класса по собственному желанию делятся на группы по пять человек. И с 5-го по 11-й класс каждая группу в течении года работает в составе родительского комитета. Если к тому времени, как вы взяли класс, осталось до конца учёбы менее пяти или шести лет, то срок работы родительского комитета сократить до полугода. Важно то, что каждый родитель, сотрудничая с классным руководителем, какой-то период времени проработал организатором деятельности родителей.
Распределение обязанностей в родительском комитете.
Председатель, казначей, ответственный за помощь детям в учёбе, ответственный за хозяйственную работу.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
- организует работу родительского комитета;
- активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
- является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.
КАЗНАЧЕЙ:
- собирает родительские средства на нужды классного коллектива;
-составляет вместе с классным руководителем смету расходов;
- отчитывается перед родителями за использование средств.
Ответственный за учебную работу:
- проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителей оказывает помощь детям, отстающим в учебе, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.
Ответственный за хозяйственную работу:
- организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.
Ответственный за культмассовую работу:
-организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т.п.
-
Содержание работы:
- составление плана работы;
- проведение вместе с классными руководителями родительских собраний;
- сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств;
- организация работы по привлечению средств для нужд класса (спонсоры, проведение ярмарок, лотерей и т.д.);
- посещение уроков, знакомство с учебными программа;
- организация посильной помощи отстающим ученикам в учебе;
- организация экскурсий (посильная помощь учителям-предметникам);
- помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий;
- привлечение родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;
- привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе, на пришкольном участке;
- помощь в организации классных часов, утренников, вечеров, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, дней - - привлечение родителей к работе кружков;
- организация совместных вечеров, соревнований, спортивных соревнований.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной
Родительское собрание
Советы классному руководителю по проведению собрания
Перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение.
Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
Не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
Давать негативную оценку всему классу.
Переоценивать значение отдельных предметов.
Избирать для общения назидательный тон.
Осмысление итогов родительского собрания
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:
явка родителей, причины отсутствия;
персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Заповеди классного руководителя
- НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.
- Любить детей.
- Стараться как можно больше хорошего знать о детях.
- Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
- Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.
- В беде и в радости ваш дом их дом.
- Уметь прощать.
- Уметь смотреть, видеть и слушать и слышать.
- Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой.
- Уметь терпеть и ждать.
- Уметь вести детей по тоненькой тропиночке успеха.
- Искать и находить подход к каждому.
- Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.
- Уметь требовать любя и любить требуя.
- Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий.
- Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.
- Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.
- Уметь делать своим ученикам замечательные подарки.
- Уметь любую работу делать вместе с учениками.
- Быть доброй и помнить, что кусочек черного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча.
- Уметь быть ласковой со всеми детьми.
- Никогда не выпендриваться.
- Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.
- Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.
- Уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику домой.
- Никогда не жаловаться на детей.
- Придумывать все с ними, а не за них.
- Петь под их гитару.
- Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
- Не изображать из себя безгрешную мумию.
- Никогда не забывать хвалить детей за дело.
- Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.
- Никогда не сравнивать детей.
- У вас не должно быть любимчиков.
- Искать у каждого ребенка его главные достоинства и старайтесь развивать их.
Анализ воспитательной работы
Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
- приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки;
- соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;
- правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение;
- возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;
- результаты решения поставленных задач; расхождения целей и реальных результатов, их причины.
2. Анализ развития коллектива класса:
- социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
- степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;
- традиции класса;
- особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;
- особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся;
- преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
- доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
- негативные явления, замеченные в жизни коллектива;
- наличие конфликтов, их разрешение;
- степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
- развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
- участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клубов, творческих объединений;
- участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;
- степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;
- активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах.
4. Анализ работы органов самоуправления:
- участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности;
- эффективность самоуправления;
- периодичность и сменяемость органов самоуправления;
- влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.
5. Анализ развития учащихся класса:
- степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него деятельность;
- уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
- наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
- влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников) и занятий в кружках, секциях и других объединениях;
- изменения состава класса, происшедшие в течение года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
- индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
- использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;
- соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности;
- удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наибольшим удовольствием; прошедшие скучно, формально; к которым учащиеся остались равнодушными);
- от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;
- новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;
- методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшие на развитие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);
- мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
- с одаренными детьми;
- со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;
- с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
- взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;
- взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;
- проведение открытых мероприятий, их результативность.
9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
- влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
- вопросы воспитательной работы, интересующие родителей;
- организация совместных с родителями мероприятий;
- изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;
- тематика родительских собраний, их результативность; родители, не посетившие ни одного собрания.
10. Выводы:
- главное достижение классного коллектива за прошедший год; удачи в организации и воспитании учащихся класса; накопленный положительный опыт;
- негативные моменты в воспитательной работе;
- нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
- перспективные цели и ведущие задачи; приоритетные направления воспитательной работы в новом году;
- новые формы работы, планируемые к использованию в новом году.
11. Приложения:
- психолого-педагогические характеристики учащихся;
- материалы по изучению личности учащихся;
- результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
- информация о проведении и результатах отдельных мероприятий;
|
|
|