|
«Речевое развитие ребёнка четвёртого года жизни»
(Слайд № 1) Родительское собрание в первой младшей группе
Тема: «Речевое развитие ребёнка четвёртого года жизни»
Особенности общения ребёнка
К 3 годам ребёнок должен знать более 1000 слов. Как этого добиться? Необходимо знакомить ребёнка с предметами окружающего мира.
(Слайд № 2) Предмет, его назначение и его название – вот что становится ребёнку важным и интересным. Сначала ребёнку следует объяснить название предмета и назначение и, ну а после рассмотреть из каких деталей состоит предмет. (Это машина, она нужна для того, чтобы ездить или перевозить что-нибудь тяжёлое. У машины есть кабина, кузов, окна, фары и т. д.). (Вспомнить имеющийся опыт)
(Родители пробуют назвать предметы, объяснить их назначение и выделить детали предмета)
(Слайд 3) Действия с предметами помогут ребёнку овладеть глаголами; (налить, снять, открыть, закрыть) и научат понимать грамматические категогии (книга упала ПОД стол, Я поставлю чайник НА стол…); Таким образом, ребёнок должен постепенно усвоить все названия предметов, которые его окружают.
(Родители пробуют поиграть)
(Слайд № 4) Когда ребёнок будет иметь навык бытовых действий, он начнёт их использовать в самостоятельной игре;
Хорошо, если ребёнок во время игры озвучивает свои действия
(я укладываю куклу, я умываю куклу, я причёсываю куклу ), а если речевое развитие ребёнка недостаточно, то взрослый должен задавать вопросы: Ваня, что ты делаешь? Если ребёнок не отвечает, то спросите так: Ваня укладывает куклу спать? Чаще повторяйте одни и те же фразы! Если Ваня скажет: Я укладываю куклу спать - это замечательно, Если скажет лишь: пать!- это тоже хорошо. А вы добавьте: Укладываем куклу Спать!
(Слайд № 5) Чтоб речь ребёнка формировалась правильно, необходимо создать следующие условия: Следите за высказыванием ребёнка, поправляйте его ошибки. (фиг, задолбали, бесит.) Сами говорите чётко, неспешно, чтоб ребёнок мог видеть движения ваших губ. Ваша речь должна быть простой, предложения короткими. НЕ сюсюкайте в общении с ребёнком (мой малыс; лапусечка посмотли какие машинки на доложке стоят, мамочка сходит в магазинчик и купит Ванечке хлебушек и сосисочки). Привлекайте детей к выполнению домашней работы (уборке, приготовлению пищи, поливке цветов, стирке, столярные работы). Дети лучше запоминают новые слова в процессе деятельности с реальными предметами.
(Слайд № 6) Какие речевые ошибки простительны детям 3-х лет
Артикуляционный аппарат (язык, губы, глотка, нёба, челюсти) ещё в стадии формирования, поэтому дети часто не произносят звуки [ш] [ж] [ч] [щ] и часто заменяют их на звуки [с] и [з] (шапка-сапка, живот-зивот, щётка-сётка); Звуки [р] [л]заменяются на [j] [в](рука-йука, лапа-вапа, карандаш-каяндас, устал-устай и. т. д.)
В некоторых словах особенно трудно произносимых, ребёнок опускает или переставляет, не только звуки, но и целые слоги.
Пингвин-пигин; магазин-гамазин; медведь-ведмедь; автобус-атобус;
Однако все эти несовершенства речи возрастные и процессе общего и речевого развития постепенно исчезают.
(Слайд № 7)Как стимулировать развитие речи?
1. Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется, соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
2. Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад. Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую любознательность следует развивать и поощрять.
3. Заниматься развитием мелкой моторики — рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с крупой.
4. Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые «рассказываются руками» ребенка. Чаще пойте ребёнку колыбельные песни – это развивает его слух, успокаивает.
5. Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
(Слайд № 8) 6 Выполняйте с ребёнком простую логопедическую гимнастику: «Улыбка», «Трубка», «Лопата», «Иголка», «Качели», «Часики»
7. Когда забираете ребёнка из сада, то спросите у него ни только чем его покормили, но и чем он сегодня помог своим друзьям, воспитателю, чему научился, какие добрые дела он сделал в течение дня.
(Слайд № 9) 8. Счастливы те дети, на которых родители тратят мало денег, но уделяют много внимания. Что тормозит речь ребёнка: соска; ладошки под щёчкой; планшеты; и телевизор!
9. Постоянно включать ребёнку телевизор или подарить ему планшет это легко. И ребёнок занят и у родителей куча свободного времени. Но вреда от этого больше чем пользы. А вот научить ребёнка любить книги, рисование, занятие лепкой, аппликацией, регулярные игры на свежем воздухе – это настоящий труд! Но я думаю ради будущего своих детей, стоит постараться.
Скажите, на какие мысли навела вас наша беседа? Какие приёмы или упражнения вы будете использовать со своим ребёнком?
Поводы обратиться к логопеду:
1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
3. До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил. Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
7. Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
8. Ребенок к пяти годам много звуков нарушено, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное произношение.
9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
10. Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
12. Ребенок пропускает слоги.
13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
14. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят, меняя местами начало слова и его окончание.
|
|
|