Главная страница

«Реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку»


Скачать 97.84 Kb.
Название«Реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку»
Дата09.02.2016
Размер97.84 Kb.
ТипДокументы

Методическая тема : «Реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку».
Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я пойму. Позволь мне действовать самому, и я научусь. Это высказывание приписывают Конфуцию.
Реализация правительственной программы «Английский язык для Республики Татарстан», главной целью которой было повысить уровень языковой компетентности граждан республики навела на мысль каким образом я могу применить системно-деятельностный подход в своей педагогической деятельности. Отсюда возникла моя методическая тема: «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку».

Как сделать так чтобы, информация наполняющая ученика, имела смысл, четкую форму, структуру и практическое воплощение для социализации личности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями и ЗУН создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - умение учиться.

Наиболее полно это отражает системно - деятельностный подход. который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. В нем раскрываются основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структура учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Актуальность  данного подхода состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.

Целью при этом является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, которое предусматривает развитие умения ставить цели, способность решать задачи, отвечать за результаты. Для достижения этой цели я реализовала следующие задачи:

1. расширить возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

2.Обеспечить включение детей в учебно-познавательную деятельность, которая всегда является целеустремленной системой и нацелена на результат.
Будущее-это не то к чему мы идем, а то, что мы создаем. Поэтому дороги не ищут, а строят. Сам процесс строительства меняет как самого творца, так и его судьбу.
Системно-деятельностный подход включает в себя следующие элементы:

  • Мотивация к учебной деятельности;

  • Актуализация знаний;

  • Проблемное объяснение нового знания;

  • Первичное закрепление во внешней речи;

  • Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь);

  • Включение нового знания в систему знаний и повторение;

  • Рефлексия.


Для реализации вышесказанного можно выделить следующие методы:

  • проектный

  • ролевые \ деловые игры

  • проблемный метод

  • исследовательский метод

  • метод решения практических задач

  • коллективной творческой деятельности

  • поисковый метод

  • дискуссионный метод

  • коммуникативный


В своей работе я максимально использую системно-деятельностный подход.

В начальном общем образовании (далее НОО) вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Рассмотрим это в практическсом применении. В начальных классах приветствие начинается с театрализованного представления с использованием игрушки (героя, гостя) от имени которого обращаюсь к учащимся. Например, “Today we have a guest Teddy Bear ”. Далее наш “герой” знакомится и здоровается с каждым ребенком, задает вопросы которые наводят на тему урока, тема как правило не озвучивается, учащиеся сами должны догадаться. Герои меняются каждый урок это все приводит учащихся в восторг.

На своих уроках часто использую театрализованные диалоги, сценки, песни, игры- это позволяет ребятам в непринужденной обстановке пользоваться новой лексикой, обыгрывать различные ситуации, раскрепощает детей.

Так в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения в качестве основного мотивирующего приема я использую сказку. Чтобы вызвать интерес к изучаемому материалу, с самого первого занятия дети вовлекаются в сюжет сказки «The amazing world of English Grammar», о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов, Неумеек, Мечтателей, Командиров и т. д. Например, жители острова Командиров всегда ”приказывают”, любимым словом острова Хвастунов является слово Can – могу, а острова Неумеек - Cannot –не могу и т. д.

Ориентировочная основа деятельностного подхода в раннем обучении грамматике задается в виде «овеществленного» грамматического материала, т. к. ребенку не достаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки. Например, в начальной школе используются речевые образцы, которые учащиеся рисуют, вырезают из бумаги грамматические символы, конструируют их.(например конструкцию глагола to be – am,is, are-учащиеся записывают на разных листочках и показывают учителю соответствующую конструкцию на заданный вопрос.), Конструкции have got has got, Present Simple Tense. Для закрепления звуков и алфавита ребята рисуют букву и называют слова которые начинаются с этой буквы. Например. A-apple,ant. B-ball,butterfly.

Использование мини-творческих заданий на уроках английского языка как способ мотивации для его изучения. Творчество – это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового, преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению.

Примеры творческих заданий, которые я использую при изучении тем на данном слайде.

  • составьте предложения из данных слов

  • составьте предложение с данным словом

  • дополните предложение новыми деталями

  • составьте загадку, кроссворд, головоломку по изучаемой лексике

  • игра «Рассказ по опорным словам».

  • сделайте проект «Как я провел день», «Моя комната в 2020 году», «Школа будущего».

  • игра «Фотография».


Как результат ученики вовлечены в ход урока и творческий момент. Создается ситуация творчества для успешной реализации и «выплеска» полученных знаний в атмосфере предвкушения успеха».

Рассмотрим реализациию деятельностного подхода в основном общем образовании.

Мной используется метод проектов. Этот метод помогает ребёнку развивать личностные качества, самореализоваться в проекте, выбрать тему, форму и вид защиты своей проектной работы (к примеру,коллаж, афиша, объявление, реклама и т.д.). А систематизация и использование проанализированной информации отображает готовность учащихся к самообразованию. Проекты могут быть не только групповые, но и индивидуальные. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту. В конце четверти проводится смотр- конкурс проектов, где выбирается лучший проект, в конце года выбирается проект года.---- При этом в ходе совместного исследования использую «круглый стол», «мозговой штурм», просмотры, творческие отчеты.

Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

В моей практике учащиеся создавали проекты, пробуя себя в роли юных психологов по проблемам молодежи, семейных отношений, ученых, экологов, менеджеров по рекламе, туристических агентов.
Технология работы в малых группах. Учащиеся выбирают себе команду, либо идет жеребьевка: кто в какую команду попадет; либо по цвету волос, глаз, одежды. Для каждого учащегося находится роль в группе. Также при работе в малых группах использую образовательные структуры, такие как “Think-write-round-robin” для закрепления пройденного материала, «Джотс Тотс» для совершенствования лексических навыков. Данные структуры активно применялись в Сингапуре и были активно использованы в преобразовании обучения в Республике Татарстан. Максимально плодотворным урок становится тогда, когда вносится элемент соревнования. Результат зависит от всех членов команды, поэтому работать должны все.
В заключении урока я провожу рефлексию – итоги урока и даю ребятам возможность высказаться по 3 фразам такого шаблона:


The lesson is about…

I can do…

I can’t do…

что узнали и для чего



Урок также можно завершить показом карточек со стилизованными рисунками (или же по-другому «мордашек»). Если улыбок стало больше – урок удался!
Реализация системно-деятельностного подхода в среднем общем образовании. В старших классах темы уроков обусловлены жизненными ситуациями. Например: взаимоотношения подростков с родителями, далее данная тема активно обсуждается в течении урока при этом используются визуальные средства презентации, тематические видеоролики на английском языке. Для закрепления коммуникативных навыков разыгрываются ситуации, ролевые игры, в нашем примере один из учащихся подросток, а один родитель.

Для закрепления языковых навыков дается задание на самостоятельную работу в виде сочинения, в виде поиска информационного материала, подготовки сообщений и.т.д. Это позволяет ученику не только закрепить материал данного урока, но и без помощи учителя осуществлять изучение предмета. В итоге формируются качества саморазвития в учениках.

Для системы контроля знаний использую программно-аппаратный комплекс информационной системы предназначенной для проведения тестирования и опроса с использованием пультов дистанционного управления VOTUM, который позволяет получить мгновенные результаты проведенных опросов.

В качестве рефлексии использую рациональный прием обратной связи – «Резюме»,который заключается в том, что ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, к предмету, к учителю… Вот некоторые вопросы, ответы на которые и составят резюме:

  • Что нравится на уроках?

  • Что не нравится на уроках?

  • Можешь ли ты усваивать предмет лучше?

  • Что тебе мешает учиться лучше?

  • Какие действия учителя ты не считаешь правильными?

  • Поставь отметку учителю по 10-балльной шкале. Обоснуй ответ.

  • Поставь себе отметку по 10-балльной шкале. Обоснуй ответ.


Во внеурочной деятельности и в работе с одаренными детьми методика моего преподавания выражается в организации конференций с носителями языка на такие темы как «America and Tatarstan: Holidays and traditions», «Education in Russia and in the USA», «Hobbies and leisure activities in America» и прочее. Также идет раскрытие творческих способностей в конкурсе песен «Евровидение», который проводится каждый год, где каждый класс принимает участие, предметные недели по английскому языку, театральные постановки. В рамках методики была организована поездка группы учеников в Великобританию, в Оксфорд, с целью обучения по стандартам CEFR – шкалы, используемой в Европе для определения уровня владения языком. Программа данной поездки включала в себя и культурно-ознакомительную часть, практическое ”живое” применение языка и обмен педагогического опыта

Рассматривая результативность опыта можно сказать следующее.

Мониторинг успеха моих учеников в изучении английского языка показывает повышение качества знаний у учащихся. Применение вышеуказанных мной технологий обеспечивает позитивную динамику роста среднего балла и качества знаний моих учащихся.

К примеру, вот показатели годового значения среднего балла и качества знаний по английскому языку.

год

Качество знаний

Средний балл

2012–2013

67%

3,8

2013–2014

72%

3,9

2014–2015

73%

4,1











Результаты ОГЭ и ЕГЭ.
ОГЭ

2013-2014

Средний балл-80

ЕГЭ

2014-2015

Средний балл-83

Вырос интерес учащихся к урокам английского языка, сформировано устойчивое, позитивное отношение. Это видно на следующем слайде Слайд

Уровень мотивации (%) к изучению английского языка. Анкета(Известный деятель педагогики и психологии Лусканова Н.Г.)

2012–2013

2013–2014

2014–2015

54%

63%

85%


По таблице мы видим как усилилось стремление учащихся к активному, самостоятельному поиску знаний, к сотрудничеству, диалогу. Изменился стиль и содержание взаимодействия учителя и ученика в сторону диалогового, деятельного взаимодействия. Таким образом пути взаимодействия используются через кластерную структуру дет.сад(работа с дошколятами)-НОО,ООО,С(П)ОО (три ступени)-Вуз(КФУ, зарубежные институты)- предприятия(аэропорты, гостиницы, рестораны, туристические фирмы)

Подход основанный мной на связке «cистема-деятельность» позволяет создавать условия для личностного роста моих учащихся. Доказательством этого являются дипломы победителей на различных конференциях, грамоты, сертификаты.
Эффективность реализации методов я увидела после нашей с учениками поездки на учебу в Оксфорд, где они практиковали свою разговорную и письменную речь. В конце третьей недели были сданы сертификационные экзамены CEFR. Всеми учениками получены сертификаты уровней Intermediate (B1) и Upper-Intermediate (B2).

Использование системно-деятельностного подхода, является хорошим приемом содействующим моему профессиональному росту. Доказательством этому являются многочисленные сертификаты, грамоты, дипломы.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что современный ребенок должен сегодня не только что-то делать и знать. Он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит актуальным остается системно-деятельностный подход не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, так как этот подход предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.
В заключении я хочу высказаться вот ещё по какому аспекту. Все мы знаем, что в конце 2014 года утверждены стандарты педагога, которые вступают повсеместно в силу с 1 января 2017 года. На одном из заседаний правительства министром образования была высказана мысль о том, что только в условиях, когда развивается педагог, рядом будет развиваться ученик.

В связи с этим я наметила для себя следующую идею МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: “Реализация компетентностных возможностей учителя и ученика в единстве в условиях нового стандарта образования.”

Три пути ведут к знанию: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий – и путь опыта – самый сложный.
Конфуций.