|
«Реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку»
Методическая тема : «Реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку».
Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я пойму. Позволь мне действовать самому, и я научусь. Это высказывание приписывают Конфуцию.
Реализация правительственной программы «Английский язык для Республики Татарстан», главной целью которой было повысить уровень языковой компетентности граждан республики навела на мысль каким образом я могу применить системно-деятельностный подход в своей педагогической деятельности. Отсюда возникла моя методическая тема: «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку».
Как сделать так чтобы, информация наполняющая ученика, имела смысл, четкую форму, структуру и практическое воплощение для социализации личности.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями и ЗУН создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - умение учиться.
Наиболее полно это отражает системно - деятельностный подход. который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. В нем раскрываются основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структура учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Актуальность данного подхода состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.
Целью при этом является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, которое предусматривает развитие умения ставить цели, способность решать задачи, отвечать за результаты. Для достижения этой цели я реализовала следующие задачи:
1. расширить возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
2.Обеспечить включение детей в учебно-познавательную деятельность, которая всегда является целеустремленной системой и нацелена на результат.
Будущее-это не то к чему мы идем, а то, что мы создаем. Поэтому дороги не ищут, а строят. Сам процесс строительства меняет как самого творца, так и его судьбу.
Системно-деятельностный подход включает в себя следующие элементы:
Мотивация к учебной деятельности;
Актуализация знаний;
-
Проблемное объяснение нового знания;
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь);
Включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексия.
Для реализации вышесказанного можно выделить следующие методы:
проектный
ролевые \ деловые игры
проблемный метод
исследовательский метод
метод решения практических задач
коллективной творческой деятельности
поисковый метод
дискуссионный метод
коммуникативный
В своей работе я максимально использую системно-деятельностный подход.
В начальном общем образовании (далее НОО) вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Рассмотрим это в практическсом применении. В начальных классах приветствие начинается с театрализованного представления с использованием игрушки (героя, гостя) от имени которого обращаюсь к учащимся. Например, “Today we have a guest Teddy Bear ”. Далее наш “герой” знакомится и здоровается с каждым ребенком, задает вопросы которые наводят на тему урока, тема как правило не озвучивается, учащиеся сами должны догадаться. Герои меняются каждый урок это все приводит учащихся в восторг.
На своих уроках часто использую театрализованные диалоги, сценки, песни, игры- это позволяет ребятам в непринужденной обстановке пользоваться новой лексикой, обыгрывать различные ситуации, раскрепощает детей.
Так в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения в качестве основного мотивирующего приема я использую сказку. Чтобы вызвать интерес к изучаемому материалу, с самого первого занятия дети вовлекаются в сюжет сказки «The amazing world of English Grammar», о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов, Неумеек, Мечтателей, Командиров и т. д. Например, жители острова Командиров всегда ”приказывают”, любимым словом острова Хвастунов является слово Can – могу, а острова Неумеек - Cannot –не могу и т. д.
Ориентировочная основа деятельностного подхода в раннем обучении грамматике задается в виде «овеществленного» грамматического материала, т. к. ребенку не достаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки. Например, в начальной школе используются речевые образцы, которые учащиеся рисуют, вырезают из бумаги грамматические символы, конструируют их.(например конструкцию глагола to be – am,is, are-учащиеся записывают на разных листочках и показывают учителю соответствующую конструкцию на заданный вопрос.), Конструкции have got has got, Present Simple Tense. Для закрепления звуков и алфавита ребята рисуют букву и называют слова которые начинаются с этой буквы. Например. A-apple,ant. B-ball,butterfly.
Использование мини-творческих заданий на уроках английского языка как способ мотивации для его изучения. Творчество – это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового, преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению.
Примеры творческих заданий, которые я использую при изучении тем на данном слайде.
составьте предложения из данных слов
составьте предложение с данным словом
дополните предложение новыми деталями
составьте загадку, кроссворд, головоломку по изучаемой лексике
игра «Рассказ по опорным словам».
сделайте проект «Как я провел день», «Моя комната в 2020 году», «Школа будущего».
игра «Фотография».
Как результат ученики вовлечены в ход урока и творческий момент. Создается ситуация творчества для успешной реализации и «выплеска» полученных знаний в атмосфере предвкушения успеха».
Рассмотрим реализациию деятельностного подхода в основном общем образовании.
Мной используется метод проектов. Этот метод помогает ребёнку развивать личностные качества, самореализоваться в проекте, выбрать тему, форму и вид защиты своей проектной работы (к примеру,коллаж, афиша, объявление, реклама и т.д.). А систематизация и использование проанализированной информации отображает готовность учащихся к самообразованию. Проекты могут быть не только групповые, но и индивидуальные. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту. В конце четверти проводится смотр- конкурс проектов, где выбирается лучший проект, в конце года выбирается проект года.---- При этом в ходе совместного исследования использую «круглый стол», «мозговой штурм», просмотры, творческие отчеты.
Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
В моей практике учащиеся создавали проекты, пробуя себя в роли юных психологов по проблемам молодежи, семейных отношений, ученых, экологов, менеджеров по рекламе, туристических агентов.
Технология работы в малых группах. Учащиеся выбирают себе команду, либо идет жеребьевка: кто в какую команду попадет; либо по цвету волос, глаз, одежды. Для каждого учащегося находится роль в группе. Также при работе в малых группах использую образовательные структуры, такие как “Think-write-round-robin” для закрепления пройденного материала, «Джотс Тотс» для совершенствования лексических навыков. Данные структуры активно применялись в Сингапуре и были активно использованы в преобразовании обучения в Республике Татарстан. Максимально плодотворным урок становится тогда, когда вносится элемент соревнования. Результат зависит от всех членов команды, поэтому работать должны все.
В заключении урока я провожу рефлексию – итоги урока и даю ребятам возможность высказаться по 3 фразам такого шаблона:
The lesson is about…
I can do…
I can’t do…
|
что узнали и для чего
|
Урок также можно завершить показом карточек со стилизованными рисунками (или же по-другому «мордашек»). Если улыбок стало больше – урок удался!
Реализация системно-деятельностного подхода в среднем общем образовании. В старших классах темы уроков обусловлены жизненными ситуациями. Например: взаимоотношения подростков с родителями, далее данная тема активно обсуждается в течении урока при этом используются визуальные средства презентации, тематические видеоролики на английском языке. Для закрепления коммуникативных навыков разыгрываются ситуации, ролевые игры, в нашем примере один из учащихся подросток, а один родитель.
Для закрепления языковых навыков дается задание на самостоятельную работу в виде сочинения, в виде поиска информационного материала, подготовки сообщений и.т.д. Это позволяет ученику не только закрепить материал данного урока, но и без помощи учителя осуществлять изучение предмета. В итоге формируются качества саморазвития в учениках.
Для системы контроля знаний использую программно-аппаратный комплекс информационной системы предназначенной для проведения тестирования и опроса с использованием пультов дистанционного управления VOTUM, который позволяет получить мгновенные результаты проведенных опросов.
В качестве рефлексии использую рациональный прием обратной связи – «Резюме»,который заключается в том, что ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, к предмету, к учителю… Вот некоторые вопросы, ответы на которые и составят резюме:
Что нравится на уроках?
Что не нравится на уроках?
Можешь ли ты усваивать предмет лучше?
Что тебе мешает учиться лучше?
Какие действия учителя ты не считаешь правильными?
Поставь отметку учителю по 10-балльной шкале. Обоснуй ответ.
Поставь себе отметку по 10-балльной шкале. Обоснуй ответ.
Во внеурочной деятельности и в работе с одаренными детьми методика моего преподавания выражается в организации конференций с носителями языка на такие темы как «America and Tatarstan: Holidays and traditions», «Education in Russia and in the USA», «Hobbies and leisure activities in America» и прочее. Также идет раскрытие творческих способностей в конкурсе песен «Евровидение», который проводится каждый год, где каждый класс принимает участие, предметные недели по английскому языку, театральные постановки. В рамках методики была организована поездка группы учеников в Великобританию, в Оксфорд, с целью обучения по стандартам CEFR – шкалы, используемой в Европе для определения уровня владения языком. Программа данной поездки включала в себя и культурно-ознакомительную часть, практическое ”живое” применение языка и обмен педагогического опыта
Рассматривая результативность опыта можно сказать следующее.
Мониторинг успеха моих учеников в изучении английского языка показывает повышение качества знаний у учащихся. Применение вышеуказанных мной технологий обеспечивает позитивную динамику роста среднего балла и качества знаний моих учащихся.
К примеру, вот показатели годового значения среднего балла и качества знаний по английскому языку.
год
|
Качество знаний
|
Средний балл
|
2012–2013
|
67%
|
3,8
|
2013–2014
|
72%
|
3,9
|
2014–2015
|
73%
|
4,1
|
|
|
|
Результаты ОГЭ и ЕГЭ.
ОГЭ
2013-2014
Средний балл-80
ЕГЭ
2014-2015
Средний балл-83
Вырос интерес учащихся к урокам английского языка, сформировано устойчивое, позитивное отношение. Это видно на следующем слайде Слайд
Уровень мотивации (%) к изучению английского языка. Анкета(Известный деятель педагогики и психологии Лусканова Н.Г.)
2012–2013
|
2013–2014
|
2014–2015
|
54%
|
63%
|
85%
|
По таблице мы видим как усилилось стремление учащихся к активному, самостоятельному поиску знаний, к сотрудничеству, диалогу. Изменился стиль и содержание взаимодействия учителя и ученика в сторону диалогового, деятельного взаимодействия. Таким образом пути взаимодействия используются через кластерную структуру дет.сад(работа с дошколятами)-НОО,ООО,С(П)ОО (три ступени)-Вуз(КФУ, зарубежные институты)- предприятия(аэропорты, гостиницы, рестораны, туристические фирмы)
Подход основанный мной на связке «cистема-деятельность» позволяет создавать условия для личностного роста моих учащихся. Доказательством этого являются дипломы победителей на различных конференциях, грамоты, сертификаты.
Эффективность реализации методов я увидела после нашей с учениками поездки на учебу в Оксфорд, где они практиковали свою разговорную и письменную речь. В конце третьей недели были сданы сертификационные экзамены CEFR. Всеми учениками получены сертификаты уровней Intermediate (B1) и Upper-Intermediate (B2).
Использование системно-деятельностного подхода, является хорошим приемом содействующим моему профессиональному росту. Доказательством этому являются многочисленные сертификаты, грамоты, дипломы.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что современный ребенок должен сегодня не только что-то делать и знать. Он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит актуальным остается системно-деятельностный подход не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, так как этот подход предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.
В заключении я хочу высказаться вот ещё по какому аспекту. Все мы знаем, что в конце 2014 года утверждены стандарты педагога, которые вступают повсеместно в силу с 1 января 2017 года. На одном из заседаний правительства министром образования была высказана мысль о том, что только в условиях, когда развивается педагог, рядом будет развиваться ученик.
В связи с этим я наметила для себя следующую идею МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: “Реализация компетентностных возможностей учителя и ученика в единстве в условиях нового стандарта образования.”
Три пути ведут к знанию: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий – и путь опыта – самый сложный.
Конфуций.
|
|
|