|
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность
Развитие творческой одаренности
через научно-исследовательскую деятельность
школьного объединения «Юный краевед»
Аннотация: выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через организацию в школе научно-исследовательской работы. Рассмотрены особенности творческого процесса, этапы организации исследовательской деятельности на примере работы творческого объединения «Юный краевед» на базе МКОУ «Шайковская СОШ №2» Кировского района Калужской области. Анализ деятельности объединения за четыре года показывает эффективность его работы. В статье показаны формы работы с одаренными детьми, система их стимулирования. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня универсального образования.
Определенная группа детей школьного возраста, приобщаясь к научным знаниям через эксперименты, опыты на уроках, мечтают расширить свои знания, другие стать серьезными учеными в будущем. Для поддержания и развития познавательного интереса школьников можно и важно предложить детям заняться исследовательской работой.
Для этого в нашей школе организованны кружки по различным направлениям деятельности. На занятиях кружка «Юный краевед» на равнее с изучением теоретических вопросов о природе Калужской области проводим исследования. Научно-исследовательской работой с учащимися я стала заниматься четыре года назад. Программа кружка рассчитана на два года. Для участия приглашаются учащиеся 8-10 классов - дети с ярко выраженными творческими способностями, включая детей, чья одарённость на данный момент ещё не проявилась, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческих индивидуальных способностей. При этом перед собой я ставила следующие задачи:
· Выявление, привлечение к работе одаренных детей
· Самореализация детей и учителя.
· Вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
Более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одаренности. Причем, в это время они “созидатели ”, “творцы”, “открыватели”, “исследователи”.
А. М. Матюшкин отмечает следующие показатели одарённости:
1) доминирующая роль познавательной мотивации;
2) исследовательская творческая активность;
3) способность познавать.
Н. С. Лейтес описал потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».
Творческая одаренность учащихся порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, нетрадиционно использовать то, что уже создано. Приведу пример: исследуя химические свойства воды родников, мы обнаружили в воде одного из них повышенное содержание сульфатов. Учащиеся стали искать причину. Исследуя окрестную территорию, ученик 11 класса Аканихин Д. предположил, что содержание сульфатов связано с внесением удобрений на поля близ расположенного ООО «Дмитровское». Лабораторные исследования почвы, проведенные им, подтвердили догадку. Интуиция в творческой работе едва ли не самое главное. Это пример творчества, одаренности данной личности.
Проблема развития творческих способностей школьников в процессе исследовательской деятельности сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творчества (объективные и субъективные стороны).
Объективная сторона творчества определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта. Его результатом должно быть, например, какое-либо научное открытие, изобретение, доказательство. Приведу пример: поставив перед собой цель - исследовать качество воды родников близ п. Шайковка, учащиеся 11 класса доказали, что вода по своим органолептическим и химическим свойствам пригодна для питья и выпустили буклет с информацией для жителей.
-
Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества. Новизна полученного продукта, состояние вдохновения, внезапность догадки могут иметь субъективный характер. Приведу пример: исследования воды родников школьниками – это первое описание родников близ п. Шайковка, хотя 45 % жителей используют родниковую воду для бытовых нужд (согласно опросам детей). Эти факты подвигли учеников на исследование.
Совокупность этих особенностей позволяет развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить школьника в положение первооткрывателя того, что учителю известно, но ново для ученика. Другой особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности и исследовательской в частности.
Тематика предлагаемых исследовательских работ разнообразная: гидрология, топонимика, история местной игрушки, флора и фауна Калужского края и Кировского района.
Схема работы с одаренными учащимися при организации
исследовательской деятельности в рамках объединения «Юный краевед»
Организация исследовательс
кой деятельности
Объединения «Юный краевед»
1. Выявление, привлечение творческих детей.
2.Показатели одаренности:
- доминирующая познавательная мотивация;
- исследовательская творческая активность;
- способность познавать
Реализация деятельности через:
- обращение к эмоциональной сфере детей;
- гуманистические принципы;
- опора на деятельностную сферу;
- опора на метапредметные связи
Результаты деятельности:
- рефераты;
-презентации;
-защита проектов;
-выступления на конференциях и форумах различного уровня;
-заочные туры Всероссийских конкурсов.
При организации исследовательской деятельности должны быть реализованы два процесса: 1)надо обеспечить оптимальное соотношение между имеющейся информацией и информацией необходимой для решения проблемы. Учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы. 2)занятиям необходимо придать эмоциональную окраску.
Исследовательская деятельность на занятиях кружка проходит следующие этапы:
1. Возникновение идеи или проблемы.
2. Решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование).
3. Реализация идеи на практике.
4. Формулировка выводов, умозаключений.
Приведу пример: тема занятия кружка «Почвы своей местности. Типы почв. Свойства почв. Строение почвенного профиля». Перед детьми ставится проблема – найти причины различий типов почв на крутом берегу реки, траншеи на поле, в лесу. Ребята исследуют толщину горизонтов по цвету, составляют схему почвенных профилей. Делают выводы о сходстве и причинах различий почв, толщине почвенных горизонтов. Одна из групп даже предположила развитие почв в будущем, оценив их нынешнее состояние. При формулировки выводов подобных теоретических следствий главную роль играет логика. Другой пример: во время экскурсии в местный краеведческий музей члены кружка познакомились с техникой изготовления игрушки одного из сел Кировского района Калужской области. У учащихся 9 класса возник вопрос «А создавались ли подобные игрушки в селах близ лежащих к п.Шайковка?» Это послужило темой исследовательской работы.
Большой вклад в формирование творческой одаренности вносят экспериментальные задачи в процессе исследования. Приведу пример: две группы ребят работали над темой «Зеленые растения под снегом». Ими были исследованы пять биотопов. Требовалось установить зависимость между растительностью биотопа и количеством зеленых растений под снегом в них. Зная из уроков физики, что снег является накопителем тепла, большинство предложили сделать замеры толщины снега, температуры под снегом одного биотопа и далее вывести среднее значение для других биотопов, исходя из количества растительности в биотопе. Две ученицы 9 класса не согласились с этим и продолжили исследования, доказав, что на толщину снежного покрова влияет не только наличие растительности в биотопе, но и рельеф, и направление господствующих ветров. В данном случае можно говорить о творческой одаренности.
Учащиеся, имеющие повышенную мотивацию к исследовательской деятельности, активно участвуют в муниципальных, региональных, Всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях. Первыми слушателями и экспертами являются учащиеся и педагоги на ежегодной школьной конференции «Мы – будущее России». Основная цель её - создание творческой образовательной среды для педагогов и учеников. Подготовка и проведение конференции способствует развитию творческой одаренности учащихся школы. Ведь научно - практическую конференцию школьников можно рассматривать как средство расширения образовательной среды школы.
В подготовке конференции принимают участие все заинтересованные лица. Выступления проходят по секциям, в ходе которых и учителя, и учащиеся обмениваются взглядами на различные проблемы. Выступления учащихся и краткая аннотация к работе публикуется на сайте школы.
Лучшие исследовательские работы рекомендуются для участия в ежегодной начно -практической конференции школьников Кировского района. Наши результаты:
2008-2009 уч.год – XIII районная конференция Аканихин Д. лауреат I степени «Наши родники»
2009-2010 уч.год – XIV областная конференция исследовательских работ им. Юдина Аканихин Д. диплом III степени
2010-2011 уч.год - Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Отечество» Аканихин Д. награжден дипломом участника
2010-2011 уч.год - XIV районная конференция Честных А. лауреат I степени «Зеленые растения под снегом» и диплом участника областного конкурса «Человек. Природа. Космос»
2010-2011 уч.год – победители районного этапа конкурса «Познаем свой край» исследовательская работа «Путь к храму» Бронникова В., Пономарева М.
2011-2012 – XV районная конференция школьников Кировского района Аканихин Д. лауреат II степени «Физико-химические методы исследования родников, близ п.Шайковка Кировского района Калужской области» и диплом участника XVI областной конференции им.Юдина.
В нашей школе разработана система стимулирования творчески одаренных учащихся:
Приказы по учащимся (по итогам участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, форумах)
Проведение выставок достижений учащихся.
Чествование участников и победителей конкурсов, конференций, форумов на торжественной линейке.
Вручение грамот и сертификатов участникам конференций, форумов
Информационные стенды, где своевременно отражаются все результаты участия учащихся в конкурсах, олимпиадах, форумах.
Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Развитие интеллекта школьников, их творческого потенциала, формирование личности происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отведено научному эксперименту, учебно-исследовательской деятельности учащихся, что реально осуществимо в условиях дополнительного образования в школе.
Литература:
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
2. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.
3. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
4. Селевко Г. К. «Организация внеурочной деятельности учащихся» // «Образование в современной школе» № 3 2002.
5. Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.:Просвещение, Учебная литература, 1996.
|
|
|