Главная страница

Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения


Скачать 0.57 Mb.
Название Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения
страница 2/3
Дата 29.02.2016
Размер 0.57 Mb.
Тип Реферат
1   2   3
ГЛАВА II.

Использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения как условие развития творческой активности младших школьников
2.1. Требования, предъявляемые к творческим заданиям.

Использование творческих заданий на уроках литературного чтения заслуживает самого пристального внимания, так как обладает очевидными достоинствами. Применение на уроках выполнения творческих заданий призвано, в первую очередь, воспитывать хорошего человека, гуманиста и ценителя прекрасного, умеющего жить в мире с собой и людьми. Кроме того, помогают сформировать у учеников культуру чувств, мыслей, поведения, привить детям любовь к чтению, научить их грамотно говорить и фантазировать. Используемая на уроках литературного чтения система творческих заданий, должна отвечать следующим требованиям:

  • творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично–поисковым, а затем и к собственно–творческим;

  • система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. Чтобы найти правильные пути развития творческой активности младших школьников, необходимо придерживаться азбучных истин:

1) верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему;
2) быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство самостоятельности сотворенного;
3) не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать интерес ко все более трудному; задачам;
4) но помнить, что конечная цель – не сами задачи, а развитие с помощью их решения;
5) обучать в активном действии и в живом непринужденном общении, только сравнивая и согласуя свои дела и поступки с делами и поступками других, ребенок приобретает рычаги саморазвития: самоконтроль, самооценку, способы самосовершенствования;
6) быть искренним, не носить масок;
7) сопереживать: радоваться и огорчаться вместе с ним, делить удачу и неудачу пополам.

В основе любой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов. Поэтому и усвоение учащимися теоретического материала на творческом уровне непременно предполагает его прогнозирование. Примером такого прогнозирования может служить поиск и воссоздание слов в кроссворде. К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития”. Чтение педагогических трудов Сухомлинского, Ушинского, Занкова д.р. и знакомство с опытом разных педагогов, показали, какие огромные педагогические ресурсы еще не использованы. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта: попробовать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ, сказку; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу и т.д.

Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребёнка осознать своё собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления. По форме изложения представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется. А так же с тем, что его основная функция – приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.

Предлагая детям пересказать какой–либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребёнка, пересказывать текст «просто так» бессмысленно. Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сёстрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. Для того чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. М. Р. Львов справедливо считает, что такому виду читательской деятельности, как составление плана, нужно специально учить, показывая её поэтапно:

  • подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

  • определить, на сколько частей можно разделить текст;

  • сказать, о чём будет говориться в каждой части;

  • предложить озаглавить каждую часть;

  • обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

По мнению М. Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовка могут быть употреблены фразы из текста.

В методике принято различать несколько типов пересказа:

  • подробный;

  • близкий к тексту;

  • выборочный;

  • краткий;

  • творческий.


Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребёнка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Пересказ близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и так далее, и тому подобное.

Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.

Все выше описанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ следует выделить:

  • низкий уровень интереса детей, как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности;

  • невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работ;

  • отсутствие у них личного опыта;

  • незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.

Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовый материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идёт об обучении детей продуктивному и творческому пересказу.

Под продуктивным пересказом Л. Ф. Ни понимает воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и «наполнения» её содержанием.

Л. Ф. Ни определяет модель изложения как логическую структуру текста произведения, которое строится на основе аналитико–синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом. Содержание модели составляют лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а также «свои» языковые средства.

В современной методике термин «творческий пересказ» к «продуктивному пересказу» является наиболее употреблённым. Поэтому в дальнейшем, в работе будет использоваться термин «творческий пересказ».

Творческий пересказ в начальной школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами: усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, во имя, которых литература и создаётся.

Для творческого пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении. При подготовке к такому пересказу почти всегда требуется работа и по отбору материала из рассказа автора или добавлению к нему, так как новому рассказчику не могут быть известны какие–то факты или, наоборот, ему потребуется рассказывать о переживаниях, которые не описаны автором.

Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими–либо изменениями. М. Р. Львов выделил следующие варианты изменений:

  • добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

  • придумать, как могли развиваться события дальше;

  • изменить рассказчика (повествование ведётся от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается с точки зрения главного героя или другого персонажа);

  • изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создаёт эффект присутствия, приближения читателя к изображённому событию.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения. В. И. Яковлева считает, что вдумчивость чтения можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка. Для этой цели используются следующие вопросы и задания:

  1. Спроси о том, чего ты не понял.

  2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка?

  3. О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.

  4. Прочитайте вопросы учебника. Какого вопроса по–вашему не хватает? Поставьте его.

Постановка вопросов к тексту произведения самими учащимися – очень полезный вид деятельности, так как оживляет работу и способствует лучшему уяснению содержания читаемого. На уроках чтения работа над каждым художественным произведением проводится в соответствии с методикой, которая определяет три этапа работы над художественным произведением: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью учеников является анализ произведения под руководством учителя. Анализ художественного произведения предполагает оценку учащимися героев произведения, определение авторской позиции, освоение идеи произведения; говоря другими словами, анализ предполагает диалог учащихся с автором произведения. Но как ввести детей в диалог с автором? Для того, чтобы вступить в такой диалог, ребёнку необходимо побыть автором, погрузиться в стихию художественного образа. Попадая в позицию творца, он изнутри поймёт, какие задачи ставит перед собой автор, какие трудности перед ним возникают, как он их преодолевает.

С этой целью предлагаю учащимся передать содержание русской народной сказки «Царь–девица» с определенными изменениями. После того, как на уроках чтения данное произведение было прочитано и проанализировано, детям предлагалось в качестве домашнего задания изменить четвёртую часть сказки: рассказать о том, как могло бы всё закончиться. Можно предлагать ребятам задания не только придумать продолжение, но и добавлять в текст события, которые могли предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении. Задания подобного рода развивают у учащихся умение видеть в тексте произведения мотивы и последствия поступков героев.

К произведению Ю. Коваля «Капитан Клюквин» предлагаю другой вид творческого пересказа – с изменением грамматического времени глаголов. При этом обращаю внимание детей на то, как меняется изображение события. В данном произведении вместо глаголов прошедшего времени вставляем глаголы настоящего времени, что создаёт эффект присутствия, приближает читателя к изображённому событию.

Творческий пересказ от лица какого–либо героя произведения тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им. Такой вид пересказа часто используется, начиная со второго класса. Например, при передаче содержания киргизкой сказки «Дыйканбай и Дэв», ребята имели возможность передать содержание произведения от лица Дыйканбая и Дэва. По оценке самих учащихся пересказ от имени Дыйканбая был правдивым, так как он рассказывал именно то, что произошло с ним на охоте, а пересказ от имени Дэва был преувеличен, так как Дэв до смерти перепугался, а «у страха глаза велики».

Необычность такого рода заданий вызывает у учащихся живой интерес. При этом стараются ответить почти все учащиеся, а некоторые стремятся ответить дважды, от имени разных героев.

Творческий пересказ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» предполагал включение в содержание созданных учениками портретов героев. В самом произведении портреты героев отсутствуют, автор указывает лишь на качества героев:

Рукодельница – трудолюбивая, добрая, приветливая, послушная;

Ленивица – грубая, неуважительная, ленивая.

Совершенствование умения передавать черты характера героев через их внешний вид и поступки будет способствовать тому, что учащиеся в дальнейшем на основе описания портрета героя и его поступков смогут дать точную характеристику и неоднозначную оценку героя, проследить, меняется ли герой по ходу повествования. Точная и неоднозначная оценка героя, в свою очередь, способствует формированию собственного отношения к данному герою, которое является неотъемлемой составляющей полноценного восприятия художественного произведения.

Проверка пересказа показала, что большинство учащихся достаточно успешно справились с заданиями подобного рода. Они смогли подметить наиболее характерные черты, которые свидетельствуют о трудолюбии Рукодельницы. Среди них – описание одежды: «длинный фартук», «аккуратно заплатанные рукава». Кроме того, учащиеся выделили черты, касающиеся рук девочки: «они все в мозолях».

Аналогичным образом во время достаточно детального описания портрета Ленивицы подчёркивается её лень и грубость.

Таким образом, учащиеся сами, без посторонней помощи подходят к осознанию идеи произведения – «какова работа, такова и будет награда».

Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приёмов анализа художественного произведения.

Умелое и своевременной применение того или иного приёма творческого задания при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а также выявлению художественной ценности произведения. Каждый раз, попадая в более или менее сложные педагогические ситуации, наверное, все учителя ощущают какую-то внутреннюю преграду, затрудняющую “обратную связь”. Вроде и говоришь то, что нужно, вроде и отвечает ученик, как должно, а удовлетворения нет. Пытаясь разрушить этот барьер, пытаюсь по-другому организовывать учебный процесс, чтобы он был радостным и творческим, а уроки интересными, использую все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства. Урок строю так, чтобы в работу включались все ученики. Каждый пишет, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу. Через весь учебный процесс проходит глубокое взаимодоверие, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.

Работу по развитию творческой активности начинаю с первых уроков обучения грамоте, чтению. Применяю на занятиях много стихотворного материала (сказки, загадки, стихи о буквах и звуках и так далее), которые в дальнейшем придумывают сами дети.

Например:

Вот буква В видна в дали –

Молоток я раздобыл,

Красивая, витая.

Из дощечек букву сбил.

Как будто крендель испекли,

Сколько здесь дощечек?

Приезжих поджидая.

– Три!




А какая буква?




– И!




(С. Я. Маршак)


С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму».

Даю следующее задание:

Я начну чистоговорку, а вы закончите её.

1) Выберите нужное слово из предложенных:

Ло–ло–ло на улице …

(тепло, сало).

Оль–Оль–Оль мы купили …

(соль, моль).

Жа–жа–жа есть иголки у …

(ежа, моржа).


2) Закончите фразу самостоятельно, подберите рифмующиеся слова:

Жу–жу–жу молоко дадим __________________.

Да–да–да гудят ___________________________.

Ко–ко–ко нам налили _____________________.

Ба–ба–ба из окна торчит ___________________.

Же–же–же дождь прошёл __________________.


3) Придумайте свою чистоговорку. Приведу примеры чистоговорок, которые придумали сами дети.

Зы–сы–зы–сы

Де–те–де–те

У котёнка есть усы.

Хорошо живём в Чите.

(Данилина Анна)

(Королюк Ксения)


Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении считалок. Эти задания также могут быть разноуровневые.

  1. Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика:

а)

Как за нашим ___________________

с творогом




Стоит чашка ____________________

за двором




Прилетели две __________________

сели




Поклевали – ____________________

тетери




Поклевали – ____________________

улетели




На лугу зелёном _________________













б)

Тили – тили, тили – ______________

лбом




Сбил сосну зайчишка _____________

зайчишку




Жалко мне ______________________

бом




Носит зайка _____________________

в лес




Поскорее сбегай _________________

компресс




Сделай заиньке __________________

шишку




  1. Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка:

Дождик, дождик, поливай –

Бегал заяц по болоту,

_______________ каравай,

____________ работу,

________________ сушки,

____________ нашёл,

_____________ ватрушки.

____________ пошёл.


3) Сочинить считалку по данным началу и концу:

Возле школьного крыльца




Завтра с неба прилетит

Мы садили деревца:

























Ты ленился – выйди вон.




А не веришь – выходи.

4)Сочинить свою считалку.

Приведу примеры считалок, сочинённых детьми моего класса.
Считалки по данным рифмам:

Дождик, дождик, поливай –

Дождик, дождик поливай –

Испечём мы каравай!

Испечём мы каравай!

Пряники и сушки,

Торты, вафли, сушки,

Сладкие ватрушки!

Вкусные ватрушки!

(Потехина Виктория)

(Янков Егор)


Считалки по данным началу и концу:

Завтра с неба прилетит

Завтра с неба прилетит

Не то заяц, не то кит.

Прямо к нам метеорит.

Только точно приходи,

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!

А не веришь – выходи.

(Денисова Даша)

(Хайко Настя)







Возле школьного крыльца




Мы садили деревца:




Толя – тополь, Миша – ель,




Вера – дуб, а ты сидел.




Посадил бы лучше клён.




Ты ленился – выйди вон.




(Михайлова Элина)





Свою собственную считалку

Я в дремучий лес пойду

Будем мы с тобой опять

И козу свою найду.

На скакалочке скакать.

Не пущу её гулять,

Ты прыжки свои считай,

Будем вместе мы играть.

Зацепился – вылетай.

(Потехина Вика)

(Сидорова Ирина)

Ребята с радостью читают свои творения одноклассникам. Мы вместе их анализируем, отличаем оригинальные находки. В дальнейшем ребята продолжают работать над особенностями стихотворной речи. В процессе работы я предлагаю детям следующие задания:

  1. найти рифмующиеся слова;

  2. придумать рифму;

  3. закончить строчку стихотворения;

  4. придумать небольшое стихотворение и так далее.


Поэтому при проведении урока «Литературные загадки», для ребят, не вызвало затруднения задание «сочинить свою загадку». Некоторые сочинили загадки тут же, на уроке:

Стоит – звенит,

Он звенит, звенит, звенит,

Затронешь – голосит.

И на церкви он висит.

(Скрынник Ваня)

(Тихоньких Даниил)

(колокольчик)


Расчесал свой гребешок


Он реки и неба брат,

Разноцветный …

Носит синий он наряд.

(Янков Егор)

(Бабелло Алёша)

(петушок)


В каждый урок литературного чтения я включаю речевые разминки Минутки внимания”.

Речевые разминки решают следующие задачи:

  • учат детей слушать вопрос;

  • устраняют разного рода неточности в произношении;

  • вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;

  • учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.

В процессе такой работы регулируется дыхание, предупреждаются ошибки и т.д. (Сначала дети называют на одном дыхании все гласные, а потом все слово).

2.2. Использование творческих заданий при изучении художественных произведений и драматизации на уроках чтения
При изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» детям было предложено домашнее задание: «Если бы ты вдруг поймал золотую рыбку, о чём бы ты её попросил?»

На уроке я задала следующие вопросы:

  • Как выглядит золотая рыбка? Опишите её.

  • Чем она отличается от обыкновенных рыбок?

  • Чтобы ты хотел попросить у рыбки?

  • Какие желания золотая рыбка исполнила бы с радостью?

На следующий урок ребята принесли свои работы, многие из которых поражали своей красотой. Дети не только написали небольшие тексты, но и сделали золотых рыбок: рисунки, аппликации, стараясь показать необычность золотой рыбки. Обрадовало и то, что некоторые ребята попытались написать не прозу, а стихотворение:


Однажды мы с братом рыбачили на даче.

Секрет вам открою: желанье исполню,




Поймали на удочку рыбку одну.

Всё, что захотите – исполнится в миг!»




Вдруг рыбка взмолилась и нас попросила:

Подумав немножко, мы с братом решили:




«Пустите ребята меня в Ингоду!

«Пускай все пятёрки спешат к нам в дневник!»




(Титова Галина)





Было лето, было жарко,


Стало рыбку жалко мне,




Был на Чёрном море я.

Отпустил её я в море,




Отдыхали мы на море –

И желанье загадать




Папа, мама, брат и я.

Мне она позволила.




Очень было там красиво,

Загадал я, чтоб на свете




И вода солёная.

Был всегда лишь только мир.




Я купался, загорал,

И ещё хотел бы я,




На волнах подпрыгивал.

Чтоб пятёрки и четвёрки




Но однажды, будто в сказке,

Были верные мои друзья.




Рыбку вдруг поймал я.







А у рыбки, правда – правда,







Золотая чешуя.

(Бусоедов Алексей)





Поймав рыбку золотую,


Чтоб бабуля не болела,




Стала думать и гадать:

Маме меньше уставать,




Чтобы мне сейчас такого

Чтобы нам её с работы




Славной рыбке пожелать?

Приходилось меньше ждать!




Чтоб велосипед купили?

Чтоб она не знала горя!




Чтоб училась я на «пять»?

Глядь, а время то идёт…




Может быть чего–то надо

Отпустила рыбку в море,




И для всех мне пожелать?

Думаю, пускай плывёт!







Может её дома тоже

маленькая рыбка ждёт?







(Потехина Вика)





Моё желанье не простое,


Учиться хочется на «пять»,




Моё желанье – золотое:

Но не получается никак!







(Подопригора Наташа)





Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: творчество нуждается в помощи доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику. Целенаправленная систематическая работа по развитию поэтического творчества приносит свои плоды. Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества.

Развернутые драматические представления. Данный прием требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Этот прием драматизации в практике школы используется больше во внеклассной деятельности. Одним из направлений в литературном образовании является воспитание “маленького писателя”, развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Творческие задания традиционно используются на уроках чтения в начальной школе. Начиная с первого класса, использую такие тексты, которые позволяют ребёнку не просто читать, а помогают разговорить школьников, дать им опыт размышления, рассуждения, обоснования своей точки зрения и чужой.

Так при изучении буквы Х в азбуке предложен текст «Ох и Ах». Ребята, читая этот текст, определяют характеры героев. Они стараются не только правильно передать интонацию, с которой разговаривают Ох и Ах, но и изобразить их с помощью жестов и мимики.

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей к нему надо подготовить.

Выбираю эпизод, который может быть прочитан по ролям, затем прошу ребят назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде; определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить ученикам найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию реплик и подготовиться к чтению. При этом даю детям следующее задание:

  • Прочитайте слоги, показывая голосом, как должен говорить тот или иной герой:

ПТИ – ПТА – ПТУ

КНЫ – КНА – КНУ

БНЫ – БНА – БНУ и так далее.
В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.

Часто на уроках использую инсценировку. Особенно детям нравится инсценировать басни и сказки. Но чтобы урок прошёл на высоком уровне, с использованием драматизации и инсценировки произведение надо отрепетировать. Поэтому лучше всего это удаётся на обобщающих уроках. Так, при изучении басен И. А. Крылова, мы на каждом уроке читали произведения по ролям, работали над интонацией. А на обобщающем уроке по разделу ребята инсценировали басни в костюмах. Результат был ошеломляющим, когда дети не только рассказали произведения, передавая интонацию, но и показали движения героев. Все ученики – зрители хлопали ребятами, как настоящим артистам. А ведь слушали эти басни каждый день!

Хочу предложить следующую работу в этом направлении. Данное мероприятие проводится в форме игры. В игре могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» Могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно, такая работа оказалась полезна.

В классе действует кукольный театр «Радуга». Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того, используя народные литературные произведения, я тем самым приобщаю детей к национальной культуре, русскому фольклору. Цель такой работы — обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией. Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения учитель — взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков литературного чтения. Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и дедку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.
Для постановки я беру различные русские народные сказки.
Дети с удовольствием посещают занятия кукольного кружка «Радуга».

Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Особое место на уроках отвожу пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Поэтому на уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации. К пословицам могут быть даны следующие задания.

1. Что объединяет данная пословица?

  • от человека утаишь, а от совести не утаишь;

  • совесть без зубов, а грызет;

  • хотя на мне платье черно, а моя совесть бела;

  • без совести и при большом уме не проживешь.

2. Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.

3. Объясни смысл особенно понравившейся пословицы. Как поступил бы ты?

4. Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.

Например:

Даны пословицы и названия произведений

  • В споре и белая ворона черна, и черная бела.

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  • Вместе тесно, а врозь скучно.

  • Слово – не стрела, а сердце насквозь ранит.

Так при изучении сказки П. Ершова «Конёк–Горбунок» провожу следующую работу:

  • Сегодня на урок к нам прилетела Жар–птица, но у неё случилась беда. Она стала обыкновенной, а чтобы вновь превратиться в сказочную, вам надо назвать главных героев сказки. Если назовёте верно, то у птицы появятся волшебные перья.

(Дети называют главных героев сказки).

  • Молодцы! Всех героев назвали верно. Посмотрите, какая красивая птица получилась. Но она прилетела не одна, а с подружками, которых вы нарисовали дома. Сегодня на уроке мы попробуем создать сказочную поляну.

(Вывешиваю плакат на доску. На нём рисунок поляны.)

  • Найдите в тексте описание поляны.

(Ученики читают)

  • Чего не хватает на нашем рисунке?

(Горы, ручья, корыта.)

Прикрепляю на плакат недостающие элементы.

  • Сейчас Жар–птицы оживят нашу картину.

  • Как вы думаете, чью Жар–птицу поймает Иван? Почему?

При чтении лирических стихотворений основным является приём словесного рисования.
При изучении стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом» включаю следующие виды работ:

  • Неторопливо вчитайтесь;

  • Как вы понимаете: «И начинает уставать вода»?

  • А какая интонация должна возникнуть при чтении?

(Медленно, устало.)

  • Какие слова нам подсказали эту интонацию? Покажи при чтении.

  • Вообразите и изобразите усталую воду.

  • У кого получилось?

  • Проследите, сколько раз повторяется образ усталой воды?

  • Почему этот образ пронизывает всё стихотворение? И так далее.


Но приём словесного рисования полезно использовать и при изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающее жизненные позиции героев. Данный приём позволяет воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя. Приём словесного рисования несёт в себе большой развивающий и воспитывающий потенциал. Учителю ни в коем случае не стоит переоценивать значение приёма и при анализе художественного произведения предлагать детям задания по словесному рисованию.

В своей работе я часто использую интегрированные уроки: чтение и письмо, чтение и трудовое обучение, чтение и окружающий мир.

Так, при изучении стихотворения Г. Горбовского «Розовый слон», я провела интегрированный урок: чтение и трудовое обучение. На этом занятии ребята показали, что могут сопереживать, радоваться за других, стремиться оказать помощь, а главное раскрылось их творческое воображение.

Я предложила следующие вопросы:

  • Грустное или весёлое стихотворение? Почему?

  • Как вы относитесь к слону?

  • Хотели бы вы, чтобы слон стал опять розовым?

  • Что нужно для этого?

  • А давайте поможем ему? Представьте, что случилось чудо. Какое чудо могло произойти?

  • Как должен выглядеть слон, чтобы у него появилось настроение?

  • Только ли розовый цвет его обрадует?

  • А сейчас мы с вами сделаем такую поделку: «Слоник», чтобы сразу стало видно, что у слона хорошее настроение. (см. приложение)

На дом я предложила ребятам следующее задание:

  • Измените концовку стихотворения так, чтобы слон начал опять радоваться (можно письменно).

Давая это задание, я ожидала, что дети напишут небольшие сочинения в прозе, но у некоторых получились даже стихотворения. Вот некоторые из них:


Вот наступили дни перемен.

Слон улыбнулся, слоник простил,

Хитрый охотник вдруг подобрел:

Он уже больше и не грустил.

А отпускаю тебя, извини,

Ведь наступил новый рассвет,

Больше не буду зверей я ловить.

Кожу окрасил в розовый свет.




(Шахова Наташа)

Милый охотник, ты извини,

Пусть он на воле радость найдёт

Только слонёнка ты отпусти.

И, словно радуга, расцветёт.

Грустно ему в зоопарке сидеть,

Охотник был добрым, сразу понял он нас,

Хочется жить на свободе и петь.

Ведь за слонёнка просил весь наш класс.

Видишь, он тёмный стал, как смола?

С миром идите, – он нам сказал,

Нет в душе радости, жизнь не мила.

Клетку открыл и рукой помахал.




(Быкова Галина)

На один из таких уроков я пригласила родителей. Посетив занятие, родители убедились, что становление читателя, творческой личности – это большой совместный труд: труд ребёнка, родителей и учителя. Поэтому я провела родительское собрание, которое прошло в форме «Круглого стола», где родители делились своими впечатлениями, опытом. На собрании они вынесли решение: «Провести цикл классных часов, посвящённых литературе». Участниками этих классных часов должны были стать не только дети, но и родители. Они предложили следующую тематику:

  • Игра – путешествие «Устное народное творчество».

  • Как мне милы родные звуки!

  • Брей–ринг по сказкам.

  • Счастливый случай (игра по чтению).

В конце я предложила родителям памятки и анкеты.

На этих занятиях передо мной стоит одна очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательства, атмосферы творчества. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а хвалю даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Кроме перечисленных приемов на уроках литературного чтения широко используется рисование афиш к созданному диафильму по прочитанному произведению, иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление клипа и другие. Одно из условий формирования творческой личности ребенка индивидуальный подход с учетом уровней восприятия художественного произведения. В связи с индивидуальными особенностями детей уровни восприятия художественного произведения разные. Исходя из особенностей восприятия одни дети, читая текст, запоминают отдельные факты, другие - основные события, устанавливают между ними связи. Творческие задания способствуют повышению уровня восприятия младшими школьниками художественного произведения. В конце каждого учебного года осуществляется контроль - проверка уровней восприятия художественного произведения, которые выявлялись с помощью фронтальных письменных работ. Особенности программы позволяют учителю использовать широкий диапазон творческих заданий, способствующих развитию творческой активности младших школьников, формированию их творческих способностей и повышению уровня восприятия художественного произведения.
1   2   3