ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование системы творческих заданий по литературному чтению показало высокие результаты, предоставила возможности учащимся для развития их творческих способностей. Обучение позволило проверить на практике методы, приемы и формы работы, активизирующие творческую деятельность учащихся. В своей работе я выделяю следующие показатели творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.
2. Высокая техника чтения.
3. Умение пользоваться средствами речевой выразительности (темп, громкость, логическое ударение и так далее).
4. Умение пересказывать.
5. Проявление самостоятельности в работе.
6. Проявление фантазии, воображения.
7. Способность сопереживать, испытывать эмоции.
8. Стремление к оригинальности.
На основании этих показателей выделяю три уровня сформированности творческой активности:
Низкий уровень – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется редко; если и проявляют интерес к какому – либо заданию, то самостоятельно выполнить его не могут; дети не стремятся к самостоятельности, пассивны, не могут и не желают преодолевать трудности, не умеют пересказать данный текст, низкая и средняя техника чтения, не понимают прочитанного или понимание только прочитанного художественного текста, умеют выполнять только подробный пересказ; преодолевают трудности только в группе или со взрослыми;
Удовлетворительный уровень– потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется часто; интерес к творческой деятельности на высоком уровне; достаточно активны на уроке, проявляют самостоятельность; техника чтения достигает нормы, понимают прочитанное, выполняют не только подробный, но и творческий пересказ, но при неудаче часть останавливаются на полпути;
Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений, навыков; всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера; дети проявляют высокую творческую активность; техника чтения у таких ребят выше нормы, умеют выполнять все виды пересказов; начатую работу всегда доводят до конца.
В заключение хочется сказать, что после постоянно применяемых мною на уроках всех вышеописанных приёмов и видов творческих заданий, стали видны следующие результаты:
-
У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно–поискового характера. Они постепенно начали проявлять всё более высокую степень самостоятельности (что не могло не отразиться на других уроках). Научились задавать вопросы, находить на них ответы, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; прислушиваться к чужому мнению и высказывать своё; представлять картины, нарисованные автором, дополнять их, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям: ребята стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности. Более ярко стали проявляться способности к фантазированию и воображению, умение облечь в слова мысли и фантазии.
Таким образом, результаты работы позволили сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способности к сопереживанию, повышению самооценки, открывает возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге ведёт к формированию гармоничной, духовной, всесторонне развитой личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алешаева Н. П., Тупалева Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2004, №11.
Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990. с.
33.
Васильева,М. И.,/Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения в начальных классах. – М: Педагогика, 1977.
Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990. с.
31.
Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992, с. 147-165.
Воюшина М. С. Анализ художественного произведения.// Начальная школа, 1989,№ 5
Выгодский Л. С. Психология искусства./– М: Просвещение, 1989 .
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк: Кн. для учителя./-М. Просвещение, 1991.
Гамезо М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М: Просвещение, 1982 г.
Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений.// Начальная школа, № 11, 2000 .
Грошенкова В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы. //Начальная школа, 2004, № 8.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии. №2 1980.
Козырева А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа, 1990, № 3.
Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2000, № 11.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании.//-М. Изд. МГУ,
1979.
Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. //Начальная школа,1981,№5.
Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. //Начальная школа, 1985, №12.
Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. //Начальная школа, № 9, 1981.
Куприна Г. Н./Новлянская З. Н., Мелик–Пашаев А.А./-Как развивать художественное восприятие у школьников. – М: Просвещение, 1988.
Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М: Лаида, 1994.
Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, 1990, №6 с.
34.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст./М. Педагогика,
1971.
Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников. Из опыта работы. – М: Просвещение, 1981.
Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа, 1981, № 5.
Молдовская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения./– М: Просвещение, 1976.
Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. //Начальная школа, 1997, № 5.
Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. /-М: Книга, 1972.
Петровский А. В./Общая психология. /- Просвещение, 1986.
Реан А. А.,/Бордовская Н. В., Розум С. И.-Психология и педагогика./С–Пб: Питер, 2000.
Рябова Н. И. Все радости начинаются с творчества.//Начальная школа, 2001, № 1.
Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Просвещение, 1971.
Шпунктов А. И.,/Иванина Е. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. //Начальная школа, 1995, № 10.
Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. /-М: Искусство, 1964.
Яковлева В. И. Обучение пересказыванию прочитанного. //Начальная школа, 1985,№2.
Яковлева В. И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа, 1990,№ 1.
Приложения
Результаты работы
по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
-
|
уровни
|
конец 1 класса
|
2 класс
|
1
|
|
58%
|
73%
|
2
|
|
38%
|
23 %
|
3
|
|
4 %
|
4 %
|
1 КЛАСС
2 КЛАСС
УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СРЕДСТВАМИ
РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ:
уровни
|
до использования
|
Конец2класса
|
|
2 (7%)
|
13 (45%)
|
|
6 (21%)
|
9 (31%)
|
|
21 (72%)
|
7 (24%)
|
Средства речевой выразительности
УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕСКАЗ:
виды пересказа
|
подробный
|
творческий
|
краткий
|
уровни
|
до
|
после
|
до
|
после
|
до
|
после
|
высокий
|
3 (10%)
|
15(51%)
|
3(10%)
|
9(32%)
|
-
|
-
|
удовлетворительный
|
10(34%)
|
5 (18%)
|
-
|
10 (34%)
|
-
|
15(51%)
|
низкий
|
16(56%)
|
8 (31%)
|
26 (90%)
|
10(34%)
|
29(100%)
|
14 (49%)
|
ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ
КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Уровни сформированности творческой активности
|
Количество детей до использования творческих заданий
|
Количество детей после использования творческих заданий
|
высокий
|
5(17%)
|
14(51%)
|
удовлетворительный
|
11(38%)
|
7(24%)
|
низкий
|
13(45%)
|
8(25%)
|
ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В своей работе мною был проведен ряд исследований.
Объектом эксперимента послужил мой класс. Целью исследований было выявить влияние использования системы творческих заданий, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.
Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение
творческого потенциала ребенка. Виды работы. Журнал «Небылицы в лицах».Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.
Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восемью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами:
«Продолжение следует в журнале «...» в номере ...» Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «...» в номере...» Прервать сказку может ведущий словами:
«Окончание в журнале «...» в номере ...» В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако, дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Вика Потехина. Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.
В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.
Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении. Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю.
Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе. В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно, такая работа оказалась полезна. Эксперимент определения влияния использования творческих заданий на развитие творческой активности на уроках литературного чтения. Результат исследования.
1. Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 98/28 =3,5
Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной и контрольной группах показал его значительный рост в экспериментальной группе и практическое отсутствие в контрольной.
Для обоснования значимости влияния использования системы творческих заданий на развитие творческих способностей воображения у младших школьников нами был использован Ученики были разделены на категории: «произошли изменения», «не произошли изменения». В результате мы построили таблицу:
Да Нет
Однако, наблюдается тенденция роста творческой активности школьников экспериментальной группы говорит о несомненном позитивном влиянии использования системы творческих заданий на развитие творческой активности.
Выводы: несмотря на статистическую незначимость различий сдвигов в творческой активности младших школьников, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности в экспериментальной группе. Что, в целом, позволяет нам говорить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что использование нами
системы творческих заданий на уроках литературного чтения даёт рост творческой
активности у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация для родителей.
(Детям запоминать определения не нужно!)
Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком – либо эпизоде их жизни героя. Действие рассказа разворачивается в течение небольшого промежутка времени, изображаемых событий, действующих лиц немного.
Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Басня – краткий рассказ поучительного характера, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки.
Загадка – краткое, часть стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает название известного предмета или явления, но при этом подчёркивает его основные признаки.
Поговорка – краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения («воду в ступе толочь»; «чужими руками жар загребать»).
Пословица – краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения («жизнь прожить – не поле перейти»: «без труда – не вытащишь и рыбку из пруда»).
Сказка – вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.
Русскую песню и сказку будем читать напевно!
Вспомним, кто рассказывал сказки. Были такие специальные люди, приходили они в деревню, садились на завалинку, собирали народ – и начинали сказывать. Как они были одеты, как разговаривали. (Вспомним бабку – сказительницу из русских народных сказок.)
Может, попробуем её нарисовать? А может, послушаем сказку или народную песню на грампластинке?
А басню также читаем?
Нет, конечно!
В баснях, как правило, есть диалог. Читай басню, всё время, делая акцент на то, что разговорный жанр. Не забудь мораль басни прочитать, как нотацию. («Делай так, как я сказал, потому что это проверено жизнью».)
В лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость. Ты должен передать слушателям чувства автора.
Прежде, чес начнёшь читать, необходимо настроиться, чтобы прочитать именно так, а не иначе.
Ну, попробуй!
Представь, будто ты сидишь на завалинке (а не дома – на маленькой скамейке у маминых ног), вокруг тебя собрались деревенские ребятишки, все хотят услышать, что ты им сегодня поведаешь. Затаили дыхание, ждут … Огляди всех внимательно, вздохни, сделай таинственное лицо и начинай … Рассказывай медленно, не торопись …
Басня – маленький спектакль. У каждого в басне своя роль. Ты выберешь ту, которая тебе понравиться. Подумай, какой костюм тебе нужен для того, чтобы точнее сыграть выбранную роль. Не волнуйся, у тебя всё получится.
ПАМЯТКА
Как подготовиться к выразительному чтению
Перечитай текст внимательно. Вспомни содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
Определи своё отношение к событиям, героям, описаниям картин природы.
Мысленно представь себе их.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
Продумай и выбери интонационные средства – тон, тема чтения, пометь логические паузы, расставь логические ударения.
Сначала прочитай текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
Как учить стихи наизусть?
Сначала прочитай стихотворение, насладись увиденным и услышанным, подумай, что хотел сказать поэт, найди рифмующиеся строчки, обрати внимание, где порядок нарушен.
Затем, выделив опорные (главные) слова, прочитай ещё раз выразительно.
Закрой книгу – может, ты уже сможешь рассказать наизусть! А если не сможешь, не расстраивайся: начинай читать по строфам. Первую строфу прочитал – повтори, прочитал вторую – присоедини её к первой и так далее.
С каждым разом ты будешь заучивать стихотворения всё быстрее и быстрее.
Задача родителей – привить ребёнку интерес к чтению, к книге. А как же проверить удалось ли это? Попробуйте между делом поспрашивать своего малыша.
Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Впрочем, вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит только понаблюдать:
Как слушает ваш ребёнок?
Задаёт ли ребёнок вопросы после чтения?
Пытается ли поговорить о прочитанном?
Хочет ли высказать своё мнение об услышанном?
-
Есть книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребёнок может рассказать о своей любимой книге?
Помнит ли сюжет, героев, идею?
Может ли прочесть отрывок наизусть?
Помнит ли название книги?
Сможет ли связать тему (жанр) с какой – либо другой книгой?
Назовёт ли фамилию писателя? Или нескольких писателей?
Если ваш ребёнок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку «отлично».
Успехов в вашем родительском творчестве!
Что ребёнок должен знать о навыках чтения.
Читай, соблюдая темп (читай не спеша, целыми словами, то есть соблюдай паузы между предложениями).
Не искажай слова! Следи за дикцией!
Учись выразительному чтению! В каждом предложении делай логическое ударение на слово, соблюдай паузы между словами!
Учись понимать прочитанное. Для этого больше читай тексты про себя, вдумывайся, будь внимателен при чтении!
Деление текста на части и озаглавливание.
Перечитай внимательно рассказ.
Выдели, где по смыслу заканчивается первая часть.
Перечитай эту часть ещё раз и озаглавь, то есть выдели главное в ней.
Проделай такую же работу во всём рассказе.
Сколько частей у тебя получилось?
|