|
Развитие творческих способностей у воспитанников коррекционной школы VIII вида
Развитие творческих способностей у воспитанников
коррекционной школы VIII вида
Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии
сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё
многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество
помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для
ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.
Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой
деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В
связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная
задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его
самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и
способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую
доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время
воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки,
необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие
личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость,
чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение
находить выход в нестандартных ситуациях. Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам
ученые - педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д.
Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев,
A.M. Матюшкин, Я. А.
Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев
Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни
обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских
интересов». Творческая деятельность воспитанников - это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Для раскрытия творческих способностей детей применяются
активные формы и методы: беседы, игры, конкурсы, творческий труд, экскурсии, индивидуальные занятия.
Считаю, что внеурочная работа должна строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей
степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся.
Учебная и внеурочная работа дает мне возможность проводить
разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей,
воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
Способы стимулирования творческого потенциала: благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность со стороны педагога, поощрение высказывания оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание
каких – то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты
к иллюстрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию,
составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям
запомнить, как поступить в той или иной ситуации. Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся, мотивируют на положительные поступки и обучение.
Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.
|
|
|