|
Пояснительная записка «Центр детского творчества»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Центр детского творчества» - это государственное образовательное учреждение, открытое для всех детей в возрасте от 5 до 18 лет, желающих посещать его творческие объединения.
Основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, которая базируется на основе научно обоснованной концепции современного личностно-ориентированного образования.
Мы понимаем под образованием единство трех составляющих - обучения, воспитания и педагогической поддержки, активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной коньюктуры.
Гуманистический подход к образованию в ЦДТ основан на следующих принципах:
В личности изначально заложено стремление к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию, самоопределению, самопознанию.
Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь обучающемуся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, привести в действие механизмы, стимулирующие это саморазвитие.
Таким образом, главной целью педагогов и родителей становится обучение ребенка самопознанию, методами и приемами саморазвития, создание условий реально побуждающих его к самосовершенствованию в основных видах жизнедеятельности, творчества.
Субъектом личностно - ориентированного образования в ЦДТ является ребенок, его родители и педагоги. Образовательный процесс в ДО реализуется на основе свободного выбора обучающимися направления деятельности. Такой подход заставляет педагогов дополнительного образования искать такие технологии обучения и воспитания когда ребенку психологически комфортно, когда нет ограничения ни в выборе изучаемых тем, ни в сроках их изучения, учебный материал не навязывается, а усваивается в процессе сотрудничества и сотворчества педагога и обучающегося.
Целевыми установками образовательного процесса являются:
развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления;
адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;
сознательный выбор и освоение допрофессиональных образовательных программ, направленных на выбор профессии.
Задачи:
Расширение и углубление знаний обучающихся.
Развитие творческого потенциала обучающихся, умения пользоваться специальной литературой, чертежами, справочниками; развитие и совершенствование технологических, конструкторских, исследовательских навыков; при обретение умений составлять планы, техническую документацию, творческие отчеты, проекты; обосновывать принятые решения.
Формирование ценностных ориентации, воспитание любви и уважения к Родине, труду, людям труда, воспитание таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность.
Субъекты образовательной среды.
☺
ребенок
☺
☺
родители
педагоги
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - РЕБЕНОК
Самопознание ребенка.
Самопознание ребенка начинается в ЦДТ, а это значит, что ответы на вопросы: «Кто я?», «Какой я?» он будет искать в условиях детского коллектива и в процессе совместной творческой деятельности.
Мы предлагаем ребенку целый комплекс ознакомительных программ, направленных на наиболее полное его информирование и вовлечение в разные формы творческой деятельности. Уровень самопознания ребенка зависит от его возрастных особенностей и непосредственно влияет на выбор форм и методов педагогического сопровождения.
В младшем возрасте - это собеседования, консультации с родителями; праздники: «День открытых дверей», «Посвящение в кружковцы», «Презентации ДО». В более старшем - проведение психологических тренингов, тестов по выявлению направленности личности и ее интересов, работа педагогов в ОУ.
Получая информацию о ДО ЦДТ ребенок пытается осмыслить себя и найти свое место в ЦДТ.
Самоопределение ребенка.
МОУ ДОД «ЦДТ» работает 5 дней в неделю с 9.00 до 19.00. Самоопределение ребенка начинается со « Дня открытых дверей», а продолжается в течение всего учебного года и даже в течение всех лет образования. Дети знакомятся с педагогами, с их образовательными программами, с достижениями других воспитанников.
Самоорганизация ребенка.
Работа в ЦДТ построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый обучающийся имеет свободу выбора ДО, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия.
Самореализация ребенка.
Самореализация обучающихся в ЦДТ идет по 5 направлениям
Н
ЦДТ
аправления деятельности ДО:
Научно-техническое
Туристско-краеведческое
Художественное творчество
Социально-педагогическое
Эколого-биологическое
Данная деятельность осуществляется по образовательным программам дополнительного образования.
Саморегуляция ребенка.
Результатом образования в ЦДТ должно стать овладение обучающимися определенным объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей, комплекса личных качеств (нравственно-волевых, адаптационных и поведенческих), получения социальных знаний, навыков саморазвития.
Формы творческих показов:
выставки;
фестивали;
концерты;
конкурсы;
конференции;
открытые занятия;
интеллектуальные игры и пр.
Самовоспитание ребенка.
Пройдя все этапы в своем развитии, обучающийся выходит на самую высокую стадию - самовоспитание и самообразование, когда, участвуя в коллективной творческой деятельности, он начинает сам выступать в роли автора, создателя своих собственных работ и целых творческих проектов.
Свою задачу мы видим в том, чтобы широко показать достижения наших воспитанников и поддержать их в дальнейших творческих начинаниях, выходя на другие уровни взаимодействия, в том числе за рамки ЦДТ (т.е. район., обл.)
ПЕДАГОГ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
Чтобы эффективность развития и саморазвития обучающихся в - ЦДТ была максимальной, целенаправленной, взаимодействие педагогов с детьми осуществляется системно. Важное условие, действующее в ЦДТ - саморазвитие самого педагога.
Самопознание — педагог.
В ЦДТ работает психолого-педагогическая служба, которая проводит психолого-педагогические семинары, диагностику, в форме опросов, анкетирования, тестирования, тренингов.
В перспективе решения вопроса - внутренняя самоаттестация педагогов и методистов, которая позволит решить вопросы педагогическому коллективу и каждому педагогу в отдельности «Что у нас получилось? Какими методами и формами работы можно добиться лучших результатов? Какие проблемы есть у нас? Как их решить? Какие перспективные направления развивать?»
Самоопределение.
Весь процесс самоопределения подкреплен в ЦДТ программно-методическим обеспечением. В ЦДТ успешно реализуются разнопрофильные образовательные программы дополнительного образования, работающие по вышеуказанным направлениям.
Познавательные программы направлены на углубление знаний по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы деятельности детей, расширяют кругозор в рамках дополнительного образования.
Цель познавательных программ-знакомство, расширение и углубление знаний обучающихся.
Приоритет отдается поиску наиболее адекватных индивидуальности ребенка форм освоения учебного материала, сочетающих в себе эстетические, психологические, ценностные, эвристические и другие аспекты.
Общеразвивающие программы социализации ориентированы на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, расширение информативности обучающихся, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности, выбору ценностных ориентации и способности рефлексии, становление личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения коллективных вопросов.
Программы, развивающие художественную одаренность, Главная цель - становление индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умение видеть и слышать, описать, изобразить, озвучить многообразный мир, формирование ответственного отношения к природному дару, таланту. Критерии подготовки - профессионализм, коммуникабельность, социальная активность, эмоционально - психологическая развитость и пр. (Прог.д.о. художественного направления: «Музыкальный калейдоскоп», «Золотое колесо», «Мастерица», «Акварелька» и др.).
В зависимости от набора детей педагоги корректируют свои образовательные программы, методы и формы обучения для обучающихся различных уровней развития и с разными интересами.
Наши образовательные программы отличаются вариативностью, как по видам деятельности, так и по уровню сложности и срокам реализации.
Перспективное направление-разработка новых комплексных образовательных программ для подростков. (Предпрофильная подготовка.)
Самоорганизация - педагог.
Самоорганизацию деятельности обучающихся невозможно выстроить без самоорганизации педагога. Задавая себе вопросы: «Что я буду делать?», «Как сделать это лучше?», педагоги ЦДТ выстраивают свою педагогическую деятельность.
Каждый педагог работает над темой самообразования, осваивает новые педагогические технологии.
Развивается ребенок - совершенствуется педагог. Среди форм обретения педагогического мастерства - курсы повышения квалификации, МО, педагогические советы, педагогические чтения, семинары, конференции. Молодые специалисты принимают участие в работе школы молодого педагога.
В ЦДТ созданы условия для того, чтобы педагог смог реализовать свой творческий педагогический потенциал. Наряду с традиционной формой педагогической деятельности в качестве руководителя коллектива некоторые педагоги ведут не одну, а несколько образовательных программ. Кроме того, методистом по массовой работе создана программа культурно-досуговой деятельности ЦДТ в целом.
Саморегуляция - педагог.
При составлении образовательной программы педагог планирует предполагаемый результат своей деятельности, определяет результативность каждого ребенка и коллектива в целом, продумывает и организует самые разные формы творческих отчетов-показов своих достижений.
Рефлексию и анализ своего педагогического труда педагог проводит на итоговом собеседовании в конце учебного года, МО, педагогического совете.
Достижения коллективов освещаются в итоговом отчете, педагогический опыт обобщается и пропагандируется в научно-педагогических публикациях.
Нашей перспективой является поиск и использование новых эффективных форм анализа педагогической деятельности и корректировки методов управления образовательной системой ЦДТ.
РОДИТЕЛИ И «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА».
В ЦДТ родители являются полноправными участниками образовательного процесса, сегодня родители оказывают помощь ребенку в самоопределении и самореализации, что особенно важно для детей младшего возраста. Неоценима и моральная поддержка родителями и педагога.
Нас очень радует то, что многие родители активно участвуют в деятельности ДО и всего ЦДТ в целом - совместное участие с детьми в различных культурно-досуговых, праздничных программах.
В перспективе планируется работа психолого-педагогической службы ЦДТ. Это консультации, лектории для родителей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Выстраивать содержание деятельности нам помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОУ ДОД «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Психолого-педагогический мониторинг рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.
Мониторинговая карта ЦДТ отражает работу по 5 направлениям:
- обучающиеся;
- социум;
- родители;
- педагоги;
- методическое обеспечение образовательным процессом.
Обучающиеся как объект мониторинга.
Мы рассматриваем следующие показатели:
Количественные - анализ 3 раза в течение учебного года. Контрольными точками являются 15 сентября, 1 января, 25 мая. Анализируемся количество обучающихся, возрастной состав, сохранность контингента, т.е. анализ по годам обучения и данного учебного года, количество мальчиков и девочек, распределения по школам, количество учебных групп.
Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов аттестации обучающихся.
Нулевой этап проводится в течение 2-х недель, в конце сентября (когда закончился набор обучающихся в учебные группы и ДО).
Цель - определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование.
В ходе проведения нулевого этапа аттестации педагог осуществляет:
прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе;
выбор программы обучения;
оценку дидактической и методической подготовленности.
Формы проведения нулевого этапа аттестации - это тестирование, анкетирование, срез, смотр кабинетов.
Организация проведения осуществляется администрацией, педагогами, психологом.
Промежуточная аттестация проводится (ноябрь-декабрь).
Цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. -
Задачи:
- оценка успешности выбора технологии и методики; корректировка учебного процесса; организация выставок, творческих отчетов.
Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают - администрация, методисты, педагоги.
Анализ осуществляется методической службой, выв оды обсуждаются на МО, пед. советах.
Итоговая аттестация проводится в мае.
Цель - подведение итогов завершающего года обучения.
Задачи:
- анализ результатов обучения;
- оценка успешности усвоения обучающимися образовательных учебных программ;
- анализ действий педагога.
Формами проведения итоговой аттестации являются: контрольные занятия; отчетные концерты; самостоятельные практикумы; защита творческих проектов; тестирование; конкурсные и игровые программы; занятия-концерты; творческие конкурсы; спектакли; фестивали; выставки; итоговые интеллектуальные игры.
Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Результаты исследования развития обучающихся. Происходит отслеживание следующих показателей:
- уровень развития познавательных способностей;
- эмоциональных качеств личности;
- креативность;
Объект мониторинга — профессиональное мастерство педагогов.
Цель - повышение профессионального мастерства педагогов, мотивация педагогов к саморазвитию и творчеству.
Мониторинг проводится по следующим показателям:
освоение программы;
сохранность контингента обучающихся;
промежуточная и итоговая аттестация обучающихся;
проведение открытых занятий и досуговых мероприятий;
нестандартные формы занятий;
участие в семинарах, пед. советах, МО, пед. чтениях, пед. конференциях;
шк. молодого педагога;
повышение квалификации;
участие в опытно - экспериментальной работе;
взаимоггосещение занятий;
участие в отчетных выставках, фестивалях, конкурсах;
работа с родителями;
взаимодействие со средой;
система повышения квалификации и переподготовки кадров.
Вся полученная информация по данным показателям обрабатывается администрацией, методистами ЦДТ и обсуждается на МО, пед. советах, производственных совещаниях, в индивидуальных беседах с педагогами.
Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым.
Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить креативно - поисковый режим деятельности ЦДТ: свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.
Родители как объект педагогического мониторинга.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
консультативное (консультации для педагогов и родителей, детей по вопросам взаимоотношений, деятельности ЦДТ);
организация семейного досуга;
подготовка детей к социальной зрелости.
Анализ проводится по двум показателям:
исследование «Моя семья» (диагностика взаимоотношений, уровня коммуникативных умений, тревожности, притязаний и пр.)
исследования потребности семьи.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Включает в себя следующие показатели:
методическое обеспечение образовательных учебных программ;
программное обеспечение образовательного процесса.
Объект мониторинга социум.
Включает в себя социокультурные связи ЦДТ. Здесь диагностике и анализу подвергаются связи ДО, педагогов, методистов за пределами ЦДТ.
Социальная адаптированность системы образования в ЦДТ.
Уровень управления дифференциальный, разноуровневое обучение;
• обеспечение сопряженности в звеньях непрерывного образования соответствие образовательной системы в ЦДТ образовательными потребностям обучающихся, их способностям и возможностям, запросом социума;
• оценка факторов психологического микроклимата ЦДТ.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Наличие специализированных кабинетов;
обеспечение наглядными пособиями, приборами, дидактическими средствами обучения, ТСО;
Критерии эффективности дополнительного образования
|
Показатели
дополнительного образования (нач. шк.)
|
Показатели дополнительного образования (подрост, возраст)
|
Показатели дополнительного образования (стар. кл.)
|
ТВОРЧЕСКОЕ
ОТНОШЕНИЕ
|
Желание научиться чему-либо;
интерес к разносторонней деятельности;
любовь к педагогу;
проявление инициативы в действиях.
|
Познавательный интерес; направленность, содержание, устойчивость, умение учиться; реализация инициативы в творческих проектах.
|
Познавательная активность, творчество.
|
ОБУЧАЕМОСТЬ
|
Усвоение знаний в определенном темпе:
-высокий;
-средний;
-замедленный.
|
Способность к усвоению теоретических, фактических данных. Применение теории на практике.
|
Познавательная самостоятельность, способность к самообразованию.
|
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
|
Вербальные способности, восприимчивость информации, развитие речи, координации, моторики.
|
Опережающий темп развития, мышления в сфере способностей, осознанный выбор профиля (направления обучения.)
|
Сознательный профессиональный выбор, самовоспитание, развитие способностей.
|
|
|
|