|
«Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»
ГБОУ «Детский сад № 994»
«Утверждаю»
_________________________
_________________________
«___»________________2013г.
«Развитие связной речи дошкольников через
дидактическую игру и игровые приемы»
Подготовил учитель –логопед
Султанова Наталия Витальевна
г. Москва
2013 год
«Развитие связной речи дошкольников через
дидактическую игру и игровые приемы»
Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.
Дидактическая игра позволяет осуществлять речевое, познавательное развитие, способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Главное назначение игр – развитие ребёнка.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Общаясь с человеком, мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне, именно по содержанию речи, по ее грамотности. Чем лучше говорит ребенок, тем ему легче находит друзей, тем в более интересные игры он может с ними поиграть.
Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Умение подбирать слова для выражения мысли, адекватно замыслу, достаточно сложная задача, которую детям нужно освоить в дошкольном возрасте.
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать максимальный развивающий эффект. Существует система занятий по развитию речи , направленная на решение в рамках одного занятия задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной речи. В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания.
Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и обучения; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Для развития связной речи детей дошкольного возраста возможно использование таких дидактических игр и игровых приемов, как «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Например, «Жил-был кот. Однажды он……. И вдруг…. »). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Игра «Найди ошибку».
1. Фонарь освещает улицу.
2. Улица освещает фонарь.
3. Конфета нужна девочке.
4. Конфете нужна девочка. (И т.п.)
Хорошо использовать для развития связной речи загадки-описания. Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице.)
Рассматривание сюжетных картин, обучение составлению рассказа по картине. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.
В продолжение работы по развитию связной речи нужно включать составление рассказа по серии сюжетных картин (не более трех). Сначала рассматриваем и описываем каждую картину из серии, а затем объединяем в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. В процессе рассматривания выделяем: начало, середину, конец рассказа.
Благодаря такой дети овладевают умением подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Ребята учатся слушать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.
Следующий вид этап по развитию связной речи – работа с текстом. Работа с деформированным текстом ( без окончания, без середины, или без начала), позволяет детям фантазировать, учит самостоятельно строить связанные между собой смысловой линией предложения. Игра «Продолжи рассказ» - серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце составления предложений, дети придумывают название своему рассказу. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета.
Игра «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой. Такие виды речевых игр решают ряд задач: формируют представления о композиции; развивают умение описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились составлять рассказы по картинкам, можно переходить к следующему этапу работы - творческому. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой личный опыт, и облекать его в форму связного повествования. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц. В рассказах по отдельной игрушке (это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки, игрушка только определяет главного героя, а образы действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. В помощь детям можно предложить план в виде общих вопросов, например, в рассказе «Приключения козленка»: Куда мог отправиться козленок? ; «Кто были его друзья? »; «Что с ним случилось? »; «Чем закончились его приключения? ».
Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Нужно выставить правильную последовательность и составить рассказ по картинкам.
Игра «Сказка наоборот».
Детям предлагается придумать сказку по аналогии со знакомой , но персонажи сказки заменяются на противоположные, например, «жил- был не колобок, а квадратик», описание хода событий в сказке должно остаться без изменений.
Благодаря систематическому использованию в работе дидактических игр, направленных на развитие связной речи, у ребят расширяется словарный запас, в речи становится значительно меньше аграмматизмов. Высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.
Список литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2004.
2. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
|
|
|