|
Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни
Развитие произносительной стороны речи
детей четвертого года жизни.
Вашему ребенку пошел четвертый год, и вы начинаете замечать, как меняются его отношения с окружающими. Все чаще и чаще в его речи появляются фразы: "Я думаю", "Я хочу". Ваш малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Возрастает понимание ребенком речи. Он понимает, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, должно произойти. В речи ребенка четвертого года жизни есть почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребенка. Происходит это потому, что ещё недостаточная подвижность его артикуляционного аппарата (движения мышц языка, губ, нижней части челюсти) и эти затруднения тормозят усвоение многих звуков. Ребенок заменяет "трудные" звуки более "легкими" для произношения: Р на Л (рыба - лыба) шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими звуками (шуба - сюба, жук - зюк) нередко встречается общая смягченность речи.
Помимо названных ошибок, дети испытывают затруднения в произношении так называемых многосложных слов, то есть слов состоящих из трех четырех слогов. Дети не всегда могут воспроизводить правильно слоговую структуру слова, они начинают укорачивать слова, заменяют или опускают отдельные звуки (атобус - вместо слова автобус, сафоль - фасоль, мненожко - немножко, и др.).
Голосовой аппарат ребенка четвертого года жизни еще недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо,
либо же, наоборот не умеют говорить шепотом. Тем не менее большинство детей неплохо вслед за взрослыми воспроизводят различные интонации и пользуются ими в своей речи.
Склонность ребенка к подражанию является благоприятным фактором для развития его активной речи.
Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата у детей четвертого года жизни должны носить чисто подражательный характер.
Логопеды рекомендуют : Предложите малышу немного "пообезьянничать»: вы будете ему показывать
движения, а он будет за вами повторять.
1. ВОЛК
Попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести "у-у-у").
Если ребенок не может вытянуть губы, его следует научить дуть в трубочку (начиная с трубочки большого диаметра, а затем постепенно уменьшая её диаметр).
2. КОТЕНОК
Попросите ребенка "полакать", как котенок, быстро выбрасывая
и втягивая язык.
3. ПУЗЫРЕК
Научите малыша надувать щеки и резко "разрывать" смычку губ.
4. ЛОШАДКА
Прищелкивая языком, "цокать", как лошадки.
Это упражнение подготовит аппарат для артикуляции звука Р.
5. ЗАКРОЕМ - ОТКРОЕМ ДОМИК
Научите малыша смыкать и размыкать обнаженные зубы, под счет (подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ).
|
|
|