Главная страница

Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению


Скачать 44.56 Kb.
Название Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению
Дата 23.03.2016
Размер 44.56 Kb.
Тип Документы


Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений

на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению

лексических тем с помощью массажных мячиков.




Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В настоящее время стоит задача не только обучения, но и всестороннего развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в совместной работе логопеда и воспитателя различных методов и приемов – как традиционных, так и нетрадиционных.

Наблюдая и анализируя результаты работы по развитию мелкой моторики с использованием массажных мячиков, можно сказать, что такая работа благотворно влияет на речевую

активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Проявляя интерес к занятиям с массажными мячиками, ребенок развивает не только пальцевую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия.

В настоящее время радом исследователей (М.И. Кольцовой, Е.И.Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН РФ установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Именно поэтому в коррекционной работе логопеды и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами и т.п.

Как одним из видов работы по развитию мелкой моторики и коррекции речи по средствам воздействия на речевые зоны коры головного мозга можно использовать речевые игры с массажными мячиками.

Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), как пальчиковая игра во время логопедических пятиминуток, в самостоятельной деятельности детей , например самомассаж, пальчиковые дорожки (см. фото).

Главные преимущества использование массажных мячиков для самомассажа рук следующие:

  • Безопасность использования;

  • Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;

  • Можно использовать многократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

  • Самомассаж может быть включен в любое занятие;

  • Дети выполняют самомассаж самостоятельно под контролем взрослого;

  • Проводится самомассаж как правило в игровой форме;

  • Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.


Описание

сказки и нескольких стихотворных форм по разным лексическим темам для самомассажа кистей рук с помощью массажных мячиков


  1. СКАЗКА про ЁЖИКА

В сказочном лесу в маленькой уютном домке жил-был маленький Ежик.

(показать мячик в открытой ладошке)

Ежик был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

(несколько раз сжать и разжать ладонь с мячиком)

Однажды ранним летним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

(катаем мячик по ладони вперед-назад)

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

(круговые движения мячика по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против)

Ежику стало страшно - он испугался, но желание узнать, что находится на другом берегу, все же было сильнее. И он решился!

( зажать мячик в ладошке)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег!

(прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого)

А там поляна – большая, круглая, красивая!

(круговые движения мячиком по ладони)

На поляне видимо-невидимо цветов: и маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! Красиво, как в сказке!

(прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка)

Решил собрать Ежик красивый букет из ромашек, васильков, незабудок, маков и колокольчиков. Вот какой огромный букет получился! Обрадовался Ежик и отправился в обратный путь.

(круговые движения мячиком по ладони)

Обошел круглую полянку, ступил на мостик – одни шаг, второй, третий, четвертый. Пятый … и он на другом берегу!

(прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого)

Быстро побежал Еж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! Поставил букет полевых цветов на круглый стол.

(катать мячик по ладони вперед)

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!

(зажать мячик в ладони)



  1. СТИХОТВОРЕНИЯ:


Лексическая тема « Фрукты»

Ежик любит фрукты есть

Их в саду у нас не счесть:

Есть яблоки душистые,

Есть сливы наливные,

Есть и груши золотистые,

Где найдешь еще такие?
Лексическая тема «Игрушки»

У Ежа игрушки были:

Мячик, барабан, зайчонок,

Буратино, Чиполино

И белый маленький котенок.
Лексическая тема « Комнатные растения»

В разноцветные горшочки

Посадил наш Еж цветочки:

Вот роза, герань, фиалка

Да зеленая толстянка.

Колких кактусов семья…

Полюбуйтесь – ка, друзья.
Лексическая тема « Насекомые»

Как-то раз в своем лесу

Повстречал наш Еж осу.

Оса была ужасно злой,

укусить Ежа хотела…

И только налетела…

Наш Еж бегом домой!
Лексическая тема «Обувь»

Еж пришел к сапожнику

Сшить себе сапожки –

Красные, красивые,

На маленькие ножки!

Но сапожник шил сапожки

Только для соседской кошки!
Лексическая тема «посуда»

У ежа была посуда:

Чашки, чайник и блюдо,

Сковородки и ковши,

Ложки, вилки и ножи!