|
Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению
Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений
на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению
лексических тем с помощью массажных мячиков.
Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В настоящее время стоит задача не только обучения, но и всестороннего развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в совместной работе логопеда и воспитателя различных методов и приемов – как традиционных, так и нетрадиционных.
Наблюдая и анализируя результаты работы по развитию мелкой моторики с использованием массажных мячиков, можно сказать, что такая работа благотворно влияет на речевую
активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Проявляя интерес к занятиям с массажными мячиками, ребенок развивает не только пальцевую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия.
В настоящее время радом исследователей (М.И. Кольцовой, Е.И.Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН РФ установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Именно поэтому в коррекционной работе логопеды и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами и т.п.
Как одним из видов работы по развитию мелкой моторики и коррекции речи по средствам воздействия на речевые зоны коры головного мозга можно использовать речевые игры с массажными мячиками.
Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), как пальчиковая игра во время логопедических пятиминуток, в самостоятельной деятельности детей , например самомассаж, пальчиковые дорожки (см. фото).
Главные преимущества использование массажных мячиков для самомассажа рук следующие:
Безопасность использования;
Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;
-
Можно использовать многократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;
Самомассаж может быть включен в любое занятие;
Дети выполняют самомассаж самостоятельно под контролем взрослого;
-
Проводится самомассаж как правило в игровой форме;
Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.
Описание
сказки и нескольких стихотворных форм по разным лексическим темам для самомассажа кистей рук с помощью массажных мячиков
СКАЗКА про ЁЖИКА
В сказочном лесу в маленькой уютном домке жил-был маленький Ежик.
(показать мячик в открытой ладошке)
Ежик был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
(несколько раз сжать и разжать ладонь с мячиком)
Однажды ранним летним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
(катаем мячик по ладони вперед-назад)
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
(круговые движения мячика по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против)
Ежику стало страшно - он испугался, но желание узнать, что находится на другом берегу, все же было сильнее. И он решился!
( зажать мячик в ладошке)
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег!
(прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого)
А там поляна – большая, круглая, красивая!
(круговые движения мячиком по ладони)
На поляне видимо-невидимо цветов: и маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! Красиво, как в сказке!
(прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка)
Решил собрать Ежик красивый букет из ромашек, васильков, незабудок, маков и колокольчиков. Вот какой огромный букет получился! Обрадовался Ежик и отправился в обратный путь.
(круговые движения мячиком по ладони)
Обошел круглую полянку, ступил на мостик – одни шаг, второй, третий, четвертый. Пятый … и он на другом берегу!
(прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого)
Быстро побежал Еж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! Поставил букет полевых цветов на круглый стол.
(катать мячик по ладони вперед)
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
(зажать мячик в ладони)
СТИХОТВОРЕНИЯ:
Лексическая тема « Фрукты»
Ежик любит фрукты есть
Их в саду у нас не счесть:
Есть яблоки душистые,
Есть сливы наливные,
Есть и груши золотистые,
Где найдешь еще такие?
Лексическая тема «Игрушки»
У Ежа игрушки были:
Мячик, барабан, зайчонок,
Буратино, Чиполино
И белый маленький котенок.
Лексическая тема « Комнатные растения»
В разноцветные горшочки
Посадил наш Еж цветочки:
Вот роза, герань, фиалка
Да зеленая толстянка.
Колких кактусов семья…
Полюбуйтесь – ка, друзья.
Лексическая тема « Насекомые»
Как-то раз в своем лесу
Повстречал наш Еж осу.
Оса была ужасно злой,
укусить Ежа хотела…
И только налетела…
Наш Еж бегом домой!
Лексическая тема «Обувь»
Еж пришел к сапожнику
Сшить себе сапожки –
Красные, красивые,
На маленькие ножки!
Но сапожник шил сапожки
Только для соседской кошки!
Лексическая тема «посуда»
У ежа была посуда:
Чашки, чайник и блюдо,
Сковородки и ковши,
Ложки, вилки и ножи!
|
|
|