|
Развитие музыкальных способностей
Опыт работы на тему:
Развитие музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
средствами
музыкально-дидактических игр
Музыкальный руководитель:
Доцу Татьяна Ивановна
2015г
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальности ребёнка. Так как само по себе восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний, то актуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение. В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально - дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы:
воспитывающее обучение;
научность;
доступность и наглядность;
закрепление знаний, умений и навыков и т.д.
Использование музыкально–дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности – звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Участие дошкольника в музыкально–дидактической игре предполагает умелое использование ребёнком имеющегося у него ещё совсем небольшого музыкального и жизненного опыта, требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью таких игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.
На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий».
Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;
2) Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
3) Развивать музыкальную грамотность педагогов посредством профессионального взаимодействия;
4) Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
5) Провести анализ эффективности проведённой работы.
В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза: мы предположили, что процесс развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, будет происходить эффективнее, если использовать музыкально-дидактические игры и пособия.
Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П.Радынова, В.А.Деркунская, А.Г.Гогоберидзе, А.Н.Зимина, Н.А.Ветлугина и др. Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Большой вклад в изучение содержания понятия «музыкальные способности» внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.М.Теплов, Н.А.Метлов, Б.В.Астафьев, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, Карл Орф и др.
Анализ работ вышеуказанных педагогов подтверждает актуальность выбранной мной темы. Развивать музыкальные способности детей через использование различных музыкально-дидактических игр я начинаю уже с трёхлетнего возраста.
В начале каждого учебного года мною проводится мониторинг уровня развития музыкальных способностей для того, чтобы в дальнейшем грамотно дифференцированно спланировать свою работу, а именно, подобрать и включить в образовательную деятельность необходимые музыкально-дидактические игры. В конце учебного года провожу сравнительную диагностику, чтобы выявить результаты работы. Динамику развития музыкальных способностей воспитанников можно рассмотреть на примере подготовительных к школе групп (Приложение №1).
На основе диагностических данных я составила перспективное планирование использования музыкально-дидактических игр для детей ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности (Приложение №2).
С детьми, которые показали низкий уровень развития музыкальных способностей, я провожу индивидуальную работу. Также ведётся работа с воспитателями групп, которые в свободной деятельности используют рекомендованные мною музыкально-дидактические игры. В первую очередь я проконсультировала воспитателей о примерном содержании центров музыкально-художественной деятельности для каждой возрастной группы соответственно ФГОС. Для удобства сделала буклеты (Приложение №3).
Образовательную деятельность я строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура должны быть интересными, с использованием разнообразных игровых приёмов, помогающих детям воспринимать песню, музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр и пособий даёт возможность провести образовательную работу наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требование программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области слушания музыки. Занятия с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу детей, повышают интерес, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребёнка. Таким образом, музыкально-дидактические игры носят полифункциональный характер, их можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Использовать дидактические игры в образовательной деятельности я начинаю с трёхлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий: «Птица и птенчики», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Кто в домике живёт?».
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься. Поэтому при создании дидактических игр и пособий учитываю и этот фактор. Большую помощь в изготовлении пособий и игр оказывают педагоги и родители. И благодаря этому тесному сотрудничеству дидактический материал постоянно обновляется и пополняется не только в музыкальном зале, но и в музыкальных центрах разных возрастных групп (Приложение №4).
Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.
Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоционально переживание, прочувствованное восприятие, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Что делают в домике?», «Разноцветные кубики», «Три цветка», «Город разного настроения» и др.
Музыкально-слуховое представление включает в себя память и воображение, это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Игры и пособия для развития этой способности связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. В своей работе я использую музыкальные лесенки, набор разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?» и др.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для развития этой способности я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений: «Научи матрёшку танцевать», «Весёлый дождик», «Весёлые ладошки у нашей куклы-крошки», «Осенний паровозик».
Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей (Приложение №5).
В своей практической деятельности также делаю акцент и на развитие творческих способностей. Для развития воображения и фантазии я включаю в образовательную деятельность такие игры как «Музыкальная тропинка» (развитие элементарных ритмических импровизаций), «Музыкальный магазин», «Музыкальный телефон» (развитие песенного творчества). Благодаря развитию творческих способностей воспитанники нашего детского сада являются активными участниками различных городских, региональных конкурсов (Приложение №6).
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Знакомство детей с новой игрой происходит во время музыкальных занятий. Я знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считаю одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей. Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Впоследствии дети самостоятельно играют, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников (Приложение №7).
Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; показ открытых музыкальных занятий (см. папку «Работа с педагогами»). Значение использования музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста я раскрыла в презентации для педагогов с целью расширения их знаний, которые в последствие они могут применять в практике (Приложение №8).
Я считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей, помещая материал на информационные стенды и в папках-передвижках, а также на родительских собраниях. Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. С целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье в начале учебного года я провожу анкетирование родителей во всех возрастных группах. Исходя из анализа анкетирования, проводила индивидуальные беседы по проблемам музыкального развития детей, в родительский уголок предлагала консультации, папки-передвижки для систематического музыкального просвещения родителей, где также знакомила их с достижениями ребёнка в развитии музыкальных способностей, об опыте музыкального развития, накопленным ребёнком в детском саду (см. папку «Работа с родителями»).
Также приобщала родителей к совместной музыкальной деятельности: подготовка и участие в праздниках и развлечениях, совместные работы на тему «Рисуем музыку». Стало традицией проведение совместно с родителями Дня Матери, новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего и осеннего праздников. В течение учебного года предлагала родителям посетить занятия по музыкальному развитию. Это даёт возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. В этом учебном году дети подготовительных групп вместе со своими родителями изготовили книгу «Мой любимый музыкальный инструмент» (Приложение №9).
В своей работе я активно использую ИКТ, не забывая при этом нормы СанПин. Использование сети Интернет дает возможность сотрудничать с коллегами по всей стране через различные образовательные и личные сайты. Поисковые системы сети Интернет позволяют мне найти необходимую информацию для воспитательно-образовательного процесса в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством (Приложение №10). Я разрабатываю авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации. Подобрала фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов.
Ежегодно соответственно плану работы разрабатываю и реализую музыкально-познавательные проекты: «Времена года», «Детский альбом П.И. Чайковского» (см. папку «Проектная деятельность»). В этом учебном году мной был разработан музыкальный проект «Музыка в жизни ребёнка» с использованием музыкально-дидактических игр (Приложение №11). Итогом проекта является проведение праздника «Таинственное происшествие в музыкальной стране». Сценарии праздничных утренников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления (см. папку «Сценарии развлечений, праздников»).
Проектная деятельность позволяет успешно интегрировать разные виды детской деятельности. Использование проектной деятельности способствовало не только положительной динамике освоения детьми образовательной программы, в образовательной области «Музыка», но и возросшему интересу у детей к слушанию, как виду музыкальной деятельности. А так же совершенствованию у детей изобразительных навыков, накоплению личного опыта, приобретению навыков и умений сообща планировать, выполнять работу.
Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:
* Слуховое внимание детей стало более организованным;
* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию;
* Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.
Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных музыкально-дидактических игр позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно. В приложениях к данной работе я подобрала примеры конспектов НОД в каждой возрастной группе с использованием музыкально-дидактических игр. Для проведения подобных музыкальных занятий необходимо оборудование - наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею (Приложение №12).
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством. Благодаря грамотной организации воспитательно-образовательного процесса, индивидуально-дифференцированному подходу к процессу обучения, индивидуальной и коллективной работе в конце года не бывает детей оставшихся без продвижения. Практически каждый из детей улучшает свои достижения по 1-2 разделам в среднем.
В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:
продолжать совершенствовать основные движения в музыкально-дидактических играх;
добиваться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и вне детского сада;
воспитывать детей – организаторов игр;
привлекать родителей к изготовлению дидактических игр из подручных средств для того, чтобы их использовать в домашних условиях;
оставаться творческой личностью и расширять свой художественный кругозор.
Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы – главное направление в моей работе. Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».
|
|
|