|
Урок музыки по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С. В. Рахманинова»
6 класс Урок музыки по теме
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».
Тип урока:
Формирование новых знаний.
Цель урока:
Особенности мировосприятия композитора С.В.Рахманинова, темы философского звучания в его творчестве.
Задачи урока:
Знакомство с жизнью и творчеством композитора. Краткий обзор исторических предпосылок.
Особенности жанра «романс» в творчестве С.В.Рахманинова.
Воспитание слушательской культуры.
Оборудование урока:
Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: презентация.
Музыкальный ряд: С.Рахманинов, Е.Бекетова романс «Сирень»- вокальное исполнение.
(приложение 1)
С.Рахманинов транскрипция романса «Сирень» в исполнении автора (приложение 2).
Литературный ряд: Ю.Нагибин рассказ «Сирень», фрагмент.
Дидактические материалы: текст романса «Сирень», сл. Е Бекетовой – раздаточный материал.
Ход урока.
Слайд 2.
Учитель: Эпиграфом к теме сегодняшнего урока я хочу зачитать последнюю строчку стихотворения «Вечер» И.Бунина: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».
Какое настроение вызывают эти слова? На какую мысль они наталкивают?
Учащиеся: Ответы различные (учащиеся предполагают, что творчество пробуждается тогда, когда человек находится в единении с природой, открыт миру, чутко его воспринимает).
Учитель: Близки ли мы к природе сегодня? Попытайтесь « заглянуть в себя». Часто ли современный человек испытывает такие простые и вместе с тем глубокие, возвышенные чувства от общения с природой?
Учащиеся: (задумываются).
Учитель: Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова. Композитора упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю модой, изменять постоянно звучащему тону, сквозь который слышу окружающий меня мир».
Слайд 3.
Учитель: Чтобы определить «звучащий тон» Рахманинова попробуем вспомнить, обобщить все - что знаем об этом великом, русском композиторе.
Итак, наше путешествие в «мир Рахманинова» начинается…
Предлагаю вам совершить путешествие в историческое прошлое…
Слайд 4.
Учитель: На какие размышления наводят вас фрагменты просмотренного фильма? Учащиеся: Композитор жил в сложное историческое время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Столкновение нового со старым охватило все сферы жизни, в том числе и искусство.
Слайд 5.
Учитель: А как вы понимаете слова С. Рахманинова: "Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды"?
Учащиеся: С.Рахманинов остался верен традициям классического искусства.
Слайд 6.
Учитель: Значит, можно сделать вывод, что С.В.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять своё мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.
Слайд 7.
Учитель: С.Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времён. Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?
Учащиеся: Воспоминания детства, много сирени, где он родился.
Учитель: Вы правы. Родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нём пробудилась «бескрайняя любовь к России и ко всему русскому». Красота родной природы наполнила сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан его романс «Сирень».
Слайд 8.
Учитель: Задание:
Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?
Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?
Слайд 9, 10, 11, 12, 13. (приложение 1)
Учащиеся: (ответы). Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.
Учитель: Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора. Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно здесь мне хорошо работалось».
Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».
Слайд 14.
Учитель: Я хочу зачитать отрывок из этого рассказа.
«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…
И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.
Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени - у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»
Учитель: Как вы думаете, почему Серёжа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?
Учащиеся: Он пытался сравнить разные оттенки сирени.
Учитель: Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса? В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?
Учащиеся: В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.
Учитель: Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и ответьте на следующие вопросы:
Слайд 15.
В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?
Какой образ создаёт каждый из исполнителей?
Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами
Слайд 16.
Учащиеся: Сам автор исполняет романс. Он передаёт свои чувства, переживания, волнение. Поэтому музыка рисует образ человека. А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.
В процессе анализа учащиеся предлагают свои варианты созвучия музыкальных и зрительных образов.
Слайд 17.
Учитель: Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:
Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.
Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.
Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.
|
|
|