|
Развитие игровой
Курского муниципального района Ставропольского края.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка»
Доклад на тему:
Развитие игровой
деятельности в
МДОУ №16.
Воспитатель: Магкиева М.А.
2013 год
Развитие игровой деятельности в МДОУ №16 «Ромашка».
Игровая деятельность – это особая форма общественной жизни дошкольников, она является ведущим видом деятельности. Созданы все необходимые условия для сюжетно-ролевых игр и игр с правилами (дидактических и подвижных). Для развития игровой деятельности в детском саду создана предметно-развивающая среда в соответствии с «Концепцией построения развивающей среды для организации жизни детей» В.А.Петровского и рекомендациями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
В группах оборудованы:
уголки сюжетно-ролевых игр, в которых дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни; тематика и содержание «уголков» строго соответствуют возрасту детей и гендерному признаку;
зоны строительно-конструктивных игр, в которых реализуются знания детей, полученные на занятиях по конструированию, и, благодаря которым, бурно развивается содержание сюжетно-ролевых игр;
уголки дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов, а также на социальное, эмоциональное и нравственное развитие дошкольников;
художественно-театрализованные уголки, которые позволяют воплотить в действо произведения художественной литературы или реальные сценки из жизни детей разными видами театра;
физкультурные уголки, в которых достойное место отводится атрибутам для подвижных игр.
Педагогами ДОУ умело реализуются методы руководства играми, активно игра, как метод (прием), используется в учебной деятельности, что позволяет повышать мотивационную составляющую занятий и облегчать принятие и понимание детьми образовательных задач.
Родители воспитанников ДОУ ежегодно оказывают помощь в обновлении и пополнении базы для игровой деятельности детей, в сентябре традиционно на родительских собраниях в каждой группе проходят экскурсии для ознакомления родителей со значением и особенностями игровой (и других видов) деятельности детей в соответствии с возрастом.
Результаты педагогической диагностики игровой деятельности детей ДОУ №16 «Ромашка», показывают, что в течение трех последних лет наблюдается положительная динамика у 85% детей освоении игровой деятельности.
Одним из основных направлений работы детского сада традиционно является охрана жизни и здоровья детей, включающая:
-обеспечение комфортных и безопасных условий пребывания ребенка в детском саду,
-мероприятия, направленные на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности,
-комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В ДОУ созданы необходимые условия для физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей. Работа проводится систематически. Занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю – в группах раннего возраста; 3 раза- в дошкольных группах: 1раз на улице .
Педагогами используются различные формы организации физической активности детей: традиционные, игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр и игр- эстафет, походы в парк, релаксационные упражнения после занятий, спортивные игры и т.д. Для физкультурных занятий, физкультурных досугов, праздников созданы условия: физкультурное оборудование. В каждой возрастной группе представлены мини-уголки, с набором спортивных мелких пособий для организации двигательной активности детей в группе и проведения индивидуальной работы, содержание которых пополняется и обновляется, что обеспечивает достаточный уровень физической активности детей всех возрастных групп.
С целью формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников проводится цикл занятий , на которых детей знакомят со строением организма, причинах болезни и способах сохранения и укрепления здоровья. Воспитатели развивают психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, защитные рефлексы и навыки само- и взаимопомощи, способствуют приобретению элементарных знаний и умений по защите жизни и здоровья. В ДОУ реализуется план работы с детьми 3-7 лет по предупреждению дорожно-транспортного травматизма «Ребенок на улицах села», который расширяет и конкретизирует содержание, формы и методы работы с детьми, предлагаемые авторами «Программы воспитания и обучения в детском саду» в разделе «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни».
Большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном возрасте сотрудники ДОУ придают периоду адаптации. Особое внимание уделено наблюдению за физическим развитием и общим самочувствием ребенка в процессе пребывания его в детском саду.
Для сокращения сроков адаптации, минимизации отрицательных реакций у детей при поступлении их в дошкольное учреждение чётко организовано их медико-педагогическое сопровождение с учётом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей. На подготовительном этапе периода адаптации детей к детскому саду с родителями проводятся:
встречи, где они знакомятся с условиями детского сада, с организацией жизни детей в детском саду;
анкетирование (медицинское, социальное), которое позволяет выяснить условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания в семье;
консультации об особенностях адаптационного периода.
Познавательное развитие детей осуществляется в соответствии с реализуемой образовательной программой и спецификой групп, педагогические кадры ДОУ решают следующие задачи:
Развивают устойчивый интерес к познанию окружающего мира: предметного, природы, социального.
Формируют умение выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства своей деятельности.
Формируют умение последовательно зрительно выделять, анализировать основные опознавательные зрительно фиксированные признаки.
Формируют представления о связях между явлениями и предметами.
Дают представление о профессиональном труде людей, как способе обеспечения жизненных потребностей человека.
Способствуют овладению ребенком элементарными сведениями из истории, географии и культуры родного края и России.
Формируют начала экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы; знакомят детей с особенностями труда в природе.
Педагогами разработаны рабочие программы, позволяющие скорректировать содержание и включить в работу с детьми региональный компонент. В соответствии со структурой и содержанием базовой программы, воспитатели и специалисты решают задачи познавательного развития детей в трех направлениях:
ознакомление с предметным миром (через элементарную исследовательскую деятельность по ознакомлению с качествами и свойствами материалов, их функциональным назначением);
ознакомление с миром природы (через наблюдения – кратковременные и длительные; опытно-экспериментальную деятельность; дидактические игры природоведческого содержания; труд в природе; чтение познавательной литературы, журналов; рассматривание картин, фотографий с объектами природы; социальные акции и др.)
ознакомление с социальным миром (через беседы, целевые прогулки и экскурсии, чтение познавательной литературы о стране, армии, использование разнообразной наглядности, обращение к личному опыту ребенка и т.п.).
В ДОУ созданы условия для освоения детьми информации о многообразии природного мира: живой (растения, животные, человек) и неживой (вода, воздух, почва, космос) природы:
во всех группах есть уголки природы, которые являются местом для саморазвития детей. В них размещены аквариумы, мини-огороды, календари наблюдений, настольно-печатные и дидактические игры природоведческого содержания;
подобраны комнатные растения, требующие разных способов ухода, с учётом возраста детей;
используются магнитные календари природы, календарь «Времена года» для фиксации наблюдений за сезонными природными явлениями;
имеются разнообразные наглядно-дидактические пособия, дидактические игры природоведческого содержания, энциклопедии, природоведческая литература.
Экологическое воспитание детей осуществляется в разных видах деятельности, чаще всего в совместной работе воспитателя с детьми:
наблюдение и его моделирование в календаре природы;
создание и поддержание условий для живых объектов;
чтение природоведческой литературы;
коллективное изготовление самодельных книг;
уборка территории .
Развитие математических способностей детей, становление их логико-математического опыта осуществляется в детском саду в основных сферах их деятельности:
на занятиях;
в повседневных видах деятельности (актуализация доступных ребёнку связей, зависимостей в ходе выполнения режимных процессов, участия в труде, художественных видах деятельности);
в познавательно-игровой деятельности ребёнка организуется в
виде игровых, развивающих ситуаций, логико-математических игр, выбор которых
определяется возрастом детей, данными диагностики и
проектируемой педагогической коррекцией.
В каждой возрастной группе оборудованы математические уголки с достаточным количеством дидактических средств и логико-математических игр.
Средствами развития речи детей выступают: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; чтение художественной литературы; изобразительное искусство, музыка, театр; занятия по другим разделам программы. Помимо этого в каждой группе имеются речевые уголки, в которых ведется целенаправленная работа над речью и предусмотрены пособия, игры, атрибуты для развития всех компонентов речи: словаря и грамматики, звуковой культуры, связной речи.
Развитие конструктивной деятельности.
Конструктивная деятельность используется педагогами не только как средство специального, но и общего интеллектуального развития детей. С этой целью в предметную развивающую среду группы педагоги включают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленностью). В каждой возрастной группе достаточное количество разных видов конструкторов: «Соты», «Лего», «Биг-Блок», «Юный архитектор» и др. Это позволяет обучать детей действиям с разнообразными деталями и способами их крепления, создавать и обыгрывать постройки. Для учебных занятий приобретены строительные наборы, позволяющие ребенку индивидуально (в парах, коллективно) решать поставленные педагогом задачи.
Для формирования у детей пространственного мышления педагоги используют образцы, схемы, планы, чертежи, иллюстрации и фотографии объектов, что позволяет в комплексе решать задачи конструктивного развития детей при создании ими построек по образцу, по теме, по условиям, по собственному замыслу.
Дети– активные участники детского творчества. Педагоги организуют процесс создания детьми поделок из природного и бросового материала с использованием современных дизайнерских материалов. Работы детей, педагогов и родителей украшают интерьер во всех группах детского сада.
Ежегодные результаты диагностики по конструированию показывают достаточно высокие результаты (уровень освоения программы 86,3 %).
Художественно-эстетическое развитие детей – реализуется в разных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной). Педагоги развивают художественно-эстетические способности детей, интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, знакомят с произведениями прикладного искусства, формируют эмоциональную отзывчивость, видение различных средств выразительности. Побуждают их к творческой самореализации, эстетическому отношению к окружающему миру.
В каждой группе оформлены «уголки изобразительной деятельности», оснащенные всеми необходимыми изобразительными средствами и материалами, образцами поэтапного создания того или иного изображения, играми на развитие художественно-творческих способностей. В методическом кабинете и мини-кабинетах групп собрано достаточное количество наглядно-демонстрационного материала, знакомящего детей с жанрами искусства. В интерьере детского сада используются творческие работы детей и выпускников ДОУ, педагогов и родителей, что способствуют развитию эстетического вкуса детей.
Особое внимание уделяется развитию детей через театрально-художественную деятельность. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной деятельности в каждой возрастной группе оборудованы музыкально-театрализованные уголки, предусматривающие возрастную адресность оборудования и материалов, с соответствующим набором музыкальных инструментов и музыкально-дидактических игр.
|
|
|