|
Программа внеурочной деятельности «Дорогой Василия Тёркина»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоключевская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дорогой Василия Тёркина»
Автор-составитель:
Стегниенко Т.А., учитель
начальных классов
МКОУ Новоключевской СОШ
г. Купино
2014г.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качеств граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма- это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину ( и малую родину в том числе) и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношения к России.
Данная программа была составлена для формирования реальных понятий добра и зла, высоким осознанием нравственных ценностей, обращения младших школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, истории родного села, истории семьи.
Современному государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту, поэтому одной из главных задач начальной школы является воспитание подрастающего поколения.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку: смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
В школе созданы необходимые условия для военно-патриотического воспитания младших школьников, в том числе материально – техническая база. В школе есть историко-краеведческий музей «Память».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по патриотическому направлению и направлена на формирование гражданского и патриотического воспитание учащихся.
Актуальность программы
Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
В 2015г будет юбилей Великой Победы. Стойкость и мужество солдат, полководцев, великие сражения, ратные подвиги простого человека всегда интересны детям. Фото- и видеохроника, военные песни, песни о солдатах, спортивные состязания и викторины –всегда вызывают неподдельный интерес. А подвиги детей- сверстников являются ярким примером мужества и любви к Отечеству.
Один из литературных героев Великой Отечественной войны Василий Тёркин. Неунывающий солдат, получивший народное призвание. Опытный боец, не понаслышке знает военные хитрости, музыкально одарён, балагур и весельчак, душа любой компании. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. Для мальчишек хороший пример. Именно он станет главным героем всей программы.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: просмотр и обсуждение видеоматериалов, изготовлении наглядных пособий, участие детей в разного вида выставках, социально – значимых акциях, классных и внеклассных мероприятиях, выступлении на сцене сельского Дома Культуры. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к людям, их отношению к стране, семье В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 класса на 1 год обучения.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании”;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373);
Цель: осознание обучающимися, как нравственной ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:
Русь, Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
• Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.
• Знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, городами-героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).
• Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному месту рождения, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.
• Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
• Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
• Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
• Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
• Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
Обучающие:
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашей страны и нашего села; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие области, района, страны;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Формы и методы организации:
Методы по источнику получения знаний
|
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности
|
Формы организации
|
Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические – формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.
|
Репродуктивные – формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;
Объяснительно – иллюстративные – формы, направленные на получение и передачу детям знаний в “готовом виде”;
Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.
Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
|
групповая
индивидуальная
|
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, учащихся 1 класса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов -33 час.
Периодичность проведения занятий- 1 час в неделю
Продолжительность 1 занятия- 1 час (40-45 мин )
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся в ходе реализации данной программы должны получить опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:
· свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и важнейшие исторические события;
· правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;
· ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
· разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства.
Учащиеся будут иметь представление о роли России в мировой истории.
Дети научатся:
· уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;
· ориентироваться в социуме;
· уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;
· любить и беречь природу своего края, своей Родины.
Личностные:
Учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.
Учащиеся должны иметь представление:
· о способах решения проблем творческого и поискового характера;
· об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· о начальных формах познавательной и личностной рефлексии;
· о различных способах поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
· о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся разделяются по 3 уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т. п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни. Запомнят героев боевых сражений, названия битв, название военной техники.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, в защищенной, дружественной среде.
Дети знают причины и тог сражений, называют имена участников Великой Отечественной войны, знают имена земляков.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Применяют полученные знания и опыт, делятся полученной информацией, могут поддержать беседу на любую из изученных тем.
Результативность изучения образовательной программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных классных мероприятиях, выполнении им соответствующих работ.
Учебно-тематический план:
№п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
всего
|
аудит.
|
внеаудит.
|
1
2
3
4
5
|
С чего начинается Родина…
1.Русский народ и его истоки
2.История страны – история семьи. Моя родословная.
3.Кому стоит памятник в нашем селе?
На радость нам, на зло врагам…
1.Богатырская сила
2.Хороша кашка, да мала чашка
3.Старая фотография рассказала
4.Я скажу: « Не надо орден, я согласен на медаль!
Героями не рождаются, героями становятся…
1.Петрушины забавы
2.Русский солдат, сам черт ему не брат
3-4-5.Может ли город быть героем?
6.Тяжело в учении- легко в бою!
7.Военно-полевая игра «Зарница»
Защитники Отечества
1-2.Военное детство
3.Большому кораблю- большое плавание
4.Пехота- царица полей
5.Моя мечта всегда, везде служить в войсках, как ВДВ
6.Пора в путь дорогу…
7.День 23 февраля в истории страны
Никто не забыт, ничто не забыто…
1.Говорят, среди войны, есть минуты тишины
2.Кто расскажет о войне?
3.Зачем нужны музеи?
4.Кто такие партизаны?
5.Во имя жизни на земле
6-7.Герои –земляки.
8-9. День Победы
10.Рисуют мальчики войну
11.Военная викторина
12. Итоговое занятие.
|
3
4
7
7
12
|
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
|
1
1
1
1
|
Содержание программы:
Программа разделена на 5 глав.
Глава 1. С чего начинается Родина…
В данном разделе программы необходимо выяснить кто такие русские, составить древо семьи, выяснить жизнь семьи в разное время, кто из родственников был на войне, кто посвятил жизнь военному делу. А так же узнать: кому и за что поставлены памятники в селе. Роль памятников в жизни села.
Глава 2. На радость нам, на зло врагам…
Рассуждение на тему «Легко ли быть солдатом», откуда берётся сила богатырская, жизнь современных богатырей. Современные мультфильмы о Богатырях. Важная тема-питание солдата. Учимся рассматривать и раскрывать тайны фотографий. Награды солдат, значение награды. Заострить внимание на роль военной техники «Катюши» и «Т-34». Значение их во время войны. Роль наград в жизни семьи и страны. Жизнь героев страны. Выяснить, кто такой враг и причины недовольства врагов русским солдатом.
Глава 3. Героями не рождаются, героями становятся…
В этом разделе знакомимся с жизнью Петра Первого. Значение его военных реформ, как, когда и где становятся героем. Выяснить причину популярной игры «Зарница». Чем бой легче учений. По шаблонам создать солдат разных родов войск. Выяснить роль женщин в войне.
Глава 4. Защитники Отечества
В четвертом разделе дети узнают о разных родах войск, кого называют Защитником Отечества, история создания праздника, роль праздника в современном мире. Разучат песни о солдатах, военной службе. Выяснят роль военных парадов.
Глава 5. Никто не забыт, ничто не забыто…
Глава 5 посвящена празднованию 70-летия Великой Победы, узнают об основных сражениях, героях боевых действий, роли тыла в войне. Уделить внимание Героям Купинского района, провести занятие, посвященное А. Покрышкину. Особой темой для размышления будут герои-уроженцы с. Лягушье Даниленко Николай Федорович, участник боя за Безымянную высоту , Бельский Алексей Ильич, Герой Советского Союза, почетный житель г. Будапешта. Интересен будет вопрос: как журавли и война связаны? Дети разучат песни и стихи, посмотрят кинохронику событий, создадут выставку своих работ. Итоговое занятие проходит в виде концерта с презентациями и сообщением о творческих работах.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса:
Светлое, чистое, проветриваемое помещение;
Компьютер, принтер, экран;
Аудио-, видео- архивные записи.
Презентации по темам.
Столы, стулья, письменные принадлежности.
Бумажные макеты солдат, военной техники и канцелярские принадлежности.
Методическая литература.
Календарно-тематический план:
№п/п
|
Тема
|
Основное содержание
занятий
|
Кол-во часов
|
Формы и методы работы
|
Вид деятельности
|
1
|
С чего начинается Родина…
Русский народ и его истоки.
|
Определить, кого мы считаем русскими. Вспомнить символы государства, условные символы России. Что означают слова «патриот»и «гражданин».
|
1
|
словесный
|
Практический
|
2
|
История страны – история семьи. Моя родословная.
|
Составление семейного древа. Моя семья в жизни страны.
|
1
|
словесный
|
Практический
|
3
|
Кому стоит памятник в нашем селе?
|
Ищем ответ на данный вопрос у родных, жителей села, учителя истории.
|
1
|
Проблемно-поисковый
|
Практический
|
4
|
На радость нам, на зло врагам…
Богатырская сила
|
Выяснить , кого называют богатырями. Ознакомиться с жизнью богатырей. Правда и вымысел мультфильмов.
|
1
|
Объяснительно – иллюстративные
|
Практический
|
5
|
Хороша кашка, да мала чашка
|
Выяснить, какова жизнь и быт русского солдата, рацион солдат в разные времена, значение полевой кухни в жизни солдат, чем знаменит солдатский котелок.
|
1
|
Репродукт.
|
Практический
|
6
|
Старая фотография рассказала
|
Учимся читать историю по фотографиям. Особое внимание фотографиям на которых изображена военная техника- машина «Катюша», танк «Т-34»
|
1
|
Проблемно-поисковый
|
Практический
|
7
|
Я скажу: «Не надо орден, я согласен на медаль!»
|
Чем и как награждали героев. Чем отличается медаль от ордена. Герои Советского Союза и Герои России. Выяснить место подвига в наше время. К. Г. Жуков.
|
1
|
Наглядные
|
Практический
|
8
|
Героями не рождаются, героями становятся…
Петрушины забавы
|
Жизнь и деятельность Петра Великого, значение потешных полков, зачем переплавляли колокола на Руси.
|
1
|
Объяснительно – иллюстративные
|
Практический
|
9
|
Русский солдат, сам черт ему не брат
|
Что должен знать и уметь русский солдат. Значение пословиц и поговорок в солдатской судьбе.
|
1
|
Наглядные
|
Практический
|
10-11-12
|
Может ли город быть героем?
|
За что городу дают звание –герой! Подвиг и значение города.
|
3
|
Объяснительно – иллюстративные
|
|
13
|
Тяжело в учении- легко в бою.
|
Что должен уметь солдат? Что такое портянка. Основные отличия войск. Поделка из бумаги «Солдат»
|
1
|
Репродукт.
|
Практический
|
14
|
Военно- полевая игра «Зарница»
|
Как родилась игра, правила игры, как в игру играли папы.
|
1
|
Проблемно-поисковый
|
Практический
|
15-16
|
Защитники Отечества
Военное детство
|
Жизнь и подвиги детей на войне. Чтение рассказов и стих о подвигах детей.
|
2
|
Объяснительно – иллюстративные
|
Практический
|
17
|
Большому кораблю- большое плавание
|
Легко ли быть матросом?
Песни, пляски и забавы моряков.
|
1
|
Наглядные
|
Практический
|
18
|
Пехота- царица полей
|
Кого брали в пехоту? Зачем нужна пехота. Почему ее назвали –царица.
|
1
|
Наглядные
|
Практический
|
19
|
Моя мечта всегда, везде служить в войсках, как ВДВ
|
Какие войска называют Элитные. Как стать десантником, почему для десантника дорог берет. Герои –афганцы, герои-чеченской войны.
|
1
|
Наглядные
|
Практический
|
20
|
Пора в путь -дорогу
|
Судьбы военных летчиков. Рисуем воздушный бой. Подвиг Николая Гастелло.
|
1
|
Наглядные
|
Практический
|
21
|
День 23 февраля в истории страны
|
Как появился этот праздник? Просмотр презентаций.
|
1
|
наглядный
|
Практический
|
22
|
Никто не забыт, ничто не забыто…
Говорят, среди войны, есть минуты тишины…
|
Была ли тишина на войне?
Что делали солдаты в минутки отдыха. Письма с фронта.
|
1
|
Наглядные
|
Практический
|
23
|
Кто расскажет о войне?
|
Неизвестные герои: военные корреспонденты, почтальоны, повара полевой кухни, поэты и писатели.
|
1
|
Проблемно-поисковый
|
Практический
|
24
|
Зачем нужны музеи?
|
Кто придумал музей? Что лежит в Кунсткамере. Школьный музей «Память»
|
1
|
Репродукт.
|
Практический
|
25
|
Кто такие партизаны?
|
Как и где жили партизаны. Зачем партизану борода. Песни у костра.
|
1
|
Объяснительно – иллюстративные
|
Практический
|
|
26
|
Во имя жизни на земле
|
Зачем и во имя чего совершают подвиг? Кому и за что ставят памятники. Кому зажигают вечный огонь. Песни о героях.
|
1
|
Объяснительно – иллюстративные
|
Практический
|
27-28
|
Герои- земляки
|
1.Сделать папку передвижку о героях Купинского района
2. А. Покрышкин. Ветераны нашего села.
3. На Безымянной Высоте..
|
2
|
Исследоват.
|
Практический
|
29-30
|
День Победы
|
Каким был этот день? Фото, видеокадры. Песни о Победе. Почему у праздника слёзы на глазах?
О чем курлычат Журавли?
|
1
|
Объяснительно – иллюстративные
|
Практический
|
31
|
Рисуют мальчики войну
|
Создание выставки детских работ.
|
1
|
Репродукт.
|
Практический
|
32
|
Военная викторина
|
Проверка знаний детей.
|
1
|
Репродукт.
|
Практический
|
33
|
Итоговое занятие.
|
Творческий отчет детей.
|
1
|
Репродукт.
|
Практический
|
Список литературы
1.Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.
2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.
3.Здоровосберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И. Коваленко–Москва «ВАКО»,2007.- 304с.
4.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.
5. Вредные привычки: профилактика зависимостей (1-4 классы)/ Г.Г. Кулинич–Москва «ВАКО»,2009.- 224с.
6. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с.
7. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)
9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.
|
|
|