|
Разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства»
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №2»
Министерства образования Чувашии
Методическая разработка урока
«Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации: 2013уч.год.
Составил: учитель технологии
Софонова Надежда Вениаминовна
2013
Тема: Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей, расширения их знаний и кругозора чувашского декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательная -познакомить учащихся с чувашским национальным костюмом, историей возникновения тряпичной куклы, научить выполнять макеты национальных костюмов
Коррекционная -способствовать коррекции речи учащихся, добиваясь полных ответов на вопросы, используя оречевлённые физминутки;
способствовать коррекции внимания, используя наглядность;
способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия;
способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
коррекция мелкой моторики через специальные двигательные упражнения.
Воспитательная - способствовать восприятию уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края;
воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность и внимательность в работе с художественными материалами;
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование урока: компьютер, презентация «Чувашский национальный костюм»,запись с чувашской народной мелодией, кабинет стилизован под чувашскую горницу для девичьих посиделок: полотенца, манекены в чувашских костюмах, детские изделия, скатерть, салфетки, фартук, прихватки с чувашской вышивкой. раздаточный материал: салфетки, ножницы, нитки.
План урока:
I.Организационный момент.
II.Подготовка учащихся к усвоению нового материала
III. Изучение нового материала.
сообщение об истории и особенностях национального костюма чувашей, просмотр презентации.
IV. Закрепление полученных знаний.
Беседа. Практическая работа.: создание макета чувашского национального костюма
VI. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Прощание с гостями.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент. (Слайд 1)
Со звонком в кабинете звучит чувашская народная музыка, а хозяйка горницы обращается к гостям:
Мир вам гости долгожданные, что явились в добрый час.
Встречу теплую желанную мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушием знаменит чувашский край,
Для гостей и песнь чувашская, и медовый каравай.
И места для них приметные за обеденным столом.
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш прекрасный дом!
(Музыка смолкает). (Слайд 2)
-Ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но я думаю, что вы стесняться не будете. Давайте улыбнёмся и передадим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.
Сегодня мы проведем необычный урок. Я приглашаю вас сегодня в свою горницу на посиделки (улах). (Слайд 3) На посиделках в старину принято было не просто сидеть, а сидеть за рукоделием.
Постановка цели и задач урока.
Сегодня вам предстоит познакомимся с чувашским национальным костюмом, научиться выполнять макеты национальных костюмов, выбирать материалы для его изготовления , выполнять технологически правильно с соблюдением техники безопасности трудовые приемы работы ножницами, проявлять аккуратность в работе, следить за правильной организацией рабочего места.
Эти знания и умения пригодятся вам в будущем.
II.Подготовка учащихся к усвоению нового материала
-Как называется регион, в котором мы с вами проживаем?
Чувашская Республика. Чувашия. Вот как ласково называют нашу землю россияне.
-Люди, каких национальностей проживают на территории республики?
Так сложилось, что исторически на территории Чувашской Республики проживают: чуваши, русские, украинцы, армяне, немцы, греки, молдаване, эстонцы, грузины и т.д.
Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции, у каждого народа имеются свои национальные костюмы, в которых нашли отражение быт, основные виды деятельности народа.
-Когда мы говорим о чувашском костюме, какие ассоциации у Вас вызывает это словосочетание?
Многие из вас при упоминании о чувашском национальном костюме представляют себе сцену, где водят хороводы. А ведь действительно, чувашский костюм невозможно отделить от песни. Всю одежду испокон веков крестьянка делала сама.
-А где в наши дни можно увидеть чувашский национальный костюм?
Музеи, выступления фольклорных коллективов.
Народный костюм в других странах бережно хранится и почитается. Отрадно видеть, что и у нас идет процесс возрождения национальной культуры.
III. Сообщение нового материала
Просмотр презентации.
Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры; использовались материалы растительного (холст, красители) и животного происхождения (шерсть, кожа, мех), а также множество покупных элементов (шелк, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины). В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных и орнаментированных разными техниками: вышивкой, тканью, аппликацией, плетением, вязанием и другими. (Слайды 4).
Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубахи и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. По костюму можно судить не только о достатке и принадлежность к определённой территориальной группе, а также можно даже узнать, сколько детей у женщины-чувашки. (Слайд 5).
Чувашский народный костюм делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял – верховые, анат енчи – средненизовые, анатри – низовые. (Слайд 6) Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию. Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. .В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности.
Каждая линия каждый знак были полны смыслом.
Прямой линией обозначали поверхность земли.
Волнистой горизонтальной – воду.
Волнистой вертикальной – дождь.
Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.
Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну.
Женская фигура символизировала образ матери-земли.
Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.
Птица – символ счастья, богатства и радости.
Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри - без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани.
Верховые чуваши (вирьялы) проживают на компактной территории от Суры до Волги, между городами Ядрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне это северо-западные районы Чувашской Республики). (Слайд 9)
Исторической зоной проживания этнографической группы средненизовых чувашей (анат енчи) являются северо-восточная и центральная части современной Чувашии. (Слайд 10) Это небольшая территория, ограниченная городами Чебоксары, Козловка и райцентрами Вурнары и Янтиково.
На юге современной Чувашии, а также на прилегающих к ней территориях Татарстана и Ульяновской области проживают низовые чуваши (анатри). (Слайд 11)
Праздничный женский костюм включал головной убор хушпу. Однако у вирьялов он не являлся шапочкой, а лишь облегал голову, оставляя её верхушку открытой. Обычно на хушпу нашивалось четыре ряда серебряных монет, верхний край окаймлялся мелким красным бисером. Наспинная часть была в виде узкой полосы, зашитой рядами “копеек”. При взгляде на праздничный костюм возникает впечатление струящегося серебряного потока. Серебряные украшения выделяли смысловой центр костюма, подчеркивали красоту и зрелость женщины. Наряды девушек не были столь многослойны и богаты, как женские.
Средненизовые чуваши почти не контактировали с иными народностями, поэтому их костюм развивался почти без “посторонних” влияний. (Слайд 9) Основной одеждой была рубаха кeпе из тонкого белого холста, орнаментированная вышивкой и нашивками. Она имела прямой и длинный силуэт с небольшим расширением книзу, а также узкие рукава. Нагрудная вышивка “кеске” представляла собой две асимметрично расположенные по обеим сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных восьмиконечных звезд. У замужних женщин анат енчи рубашки, были украшены двумя ромбами из кумача на груди по обоим сторонам грудного разреза. На девичьих рубашках ромб был с одной стороны, а с другой шла наискось красная полоса. По самому грудному разрезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку, которая постепенно все уменьшалась в размере. Также в костюм замужней женщины кроме рубахи входили: головные повязки сурпан и сурпан тутри, нарядный головной убор хушпу, ушные подвески, шейные и оплечные украшения, разнообразные нагрудные и поясные подвески, а также передник. Девичьи одеяния выделялись головными уборами – нарядными шапочками тухья, а также характерными украшениями.
Основной частью низового костюма была рубаха кeпе из белого холста, аналогия рубахам средненизовых чувашей. (Слайд 10) На груди нашивались ромбы или ломанные линии (углы) из красных домотканых лент или полос. Узоры вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. В конце XIX века появились рубахи из цветных холстов. Для их украшения использовали яркие красные нашивки, покупное кружево, ленты.
Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных “копеек”. Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета. Надевали плотно прилегающие ожерелья с 2-3 рядами монет, округлое нагрудное украшение, чересплечную повязку теветь, нагрудник трапециевидной формы алка с наспинной частью в виде бахромы, покрывающей плечи.
Физминутка. Народная игра «Подкова». Старинное народное поверье:
« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./
- Передавая подкову, , вы от души желаете друг другу добра и счастья, а он должен поблагодарить и продолжить говорить пожелания следующему.
IV. Закрепление полученных знаний.
-Девочки, давайте вспомним, к какой этнической группе чуваш относятся цивиляне?
-Как переводится на чвашский язык туникообразная холщевая белая рубаха?
-Девочки, давайте вспомним, где обычно располагают узоры на рубахе?
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
-Давайте вспомним, какие цвета используются в чувашском узоре?
К нам в гости пришли куклы, они хотят похвастаться своими нарядными костюмами.
В каждой деревне тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Но есть еще милашки которые хотят нарядиться в чувашский праздничный костюм. Давайте им поможем.
Всё необходимое у вас есть на столе: полоски ткани на рубашку и фартук, ленты и нитки. Ваша задача нарядить куклу в чувашский праздничный костюм.
Правила техники безопасности.
Прежде чем приступим к работе нам необходимо повторить правила техники безопасности. Я буду в роли ученицы, а вы все будете учителями.
1. учитель: Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.
Учащиеся говорят , показывая игольницу. Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.
2. учитель: Выключить утюг спешила,
За шнур дернуть я решила.
Учащиеся вместе: Утюг нужно выключать
В руках вилочку держать.
3. учитель: Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?
Учащиеся вместе: Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.
4. учитель: Если ножницы даешь,
Помни четко правило.
Ученицы, показывая кольца ножниц: Два колечка другу дай.
Это будет правильно.
5. учитель: Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,
Ученицы выпрямившись: И хорошую осанку
Всем ребятам покажи.
Практическая работа.
Выполнять технологически правильно с соблюдением техники безопасности выполнять трудовые приемы работы ножницами, иглой и на швейной машине, проявлять аккуратность в работе, следить за правильной организацией рабочего места.
Демонстрация готовой куклы. Звучит музыка. Учащиеся приступают к работе.
Дифференцируемый подход к выполнению практической работы:
Самостоятельно выполняют работу: Никифорова Т, Никифорова Е, Перевалова Е, Михайлова Н.
Под контролем учителя- Ефремова А.
С помощью учителя- Семенова Т, Ильина А.
Отложите на несколько минут работу, проведем физкультминутку: ведь ваши глаза и руки успели устать.
Физкультминутка.
Физминутку проводит одна из учениц.
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая-
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой – вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
Время выполнения задания 10-15 мин.
Продолжаем работать.
Заканчиваем работу. Кто хочет представить свою работу?
Мини-защита творческих работ уч-ся.
Целевые обходы.
1. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
2. Проверить правильность выполнения приемов макетирования фартука.
3. Проверить осуществления учащимися самоконтроля и самопроверки.
4 Оценка работ.
V. Подведение итогов урока.
-Сегодня мы больше узнали о чувашском национальном костюме, традиционном виде декоративно-прикладного творчества.
- И в заключении, хотелось бы предложить Вам составить хоровод из украшенных вами кукол. А какой праздник обходится без народных гуляний, плясок и веселья. Давайте представим себе, как весело и величаво они танцуют.
Выставка работ.
Выставление оценок.
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.
Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.
Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно.
Прощание с гостями.
Чувашская земля всегда славилась гостеприимством, а поэтому каждый должен был уйти с подарком. Наши дорогие гости получат в подарок от наших рукодельниц оберег на счастье в виде куклы. Пусть хранятся в нашей памяти традиции наших предков и хранят нас в бурной, стремительной жизни. Всего вам хорошего. До свидания.
|
|
|