Главная страница

Основы языка изображения


Скачать 138.42 Kb.
Название Основы языка изображения
Дата 27.02.2016
Размер 138.42 Kb.
Тип Урок

Урок изобразительного искусства в 6 классе

Тема: Основы языка изображения

Цели:

I. Образовательно-развивающие:

1.1 Предметные УУД: различают виды изобразительного искусства; узнают и называют произведения отечественных и зарубежных художников; приобретают опыт создания художественного образа и работы различными художественными материалами; используют в работе и анализируют цветовые отношения;

1.2 Общеучебные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

1.3 Логические УУД: анализируют объекты с целью выделения признаков; подводят под понятие; выбирают основание для классификации объектов; строят логическую цепь рассуждения;

1.4. Личностные УУД: формируют коммуникативную компетентность в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности; развивают эстетического сознания через творческую деятельность эстети­ческого характера;

1.5 Регулятивные УУД: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, планируют пути достижения целей; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректируют свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией; адекватно выражают и контролируют свои эмоции;

II. Воспитательная цель:

2.1. Развитие опыта творческой деятельности
Форма обучения: индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, наглядный, практический.

Средства обучения: карточки № 1 и 2, иллюстрации, бумага, краски

Количество учащихся: 8 человек
Ход урока


п/п

Деятельность учителя

Баллы

время

Деятельность учащихся

I

Оргмомент.










Проверка готовности уч-ся к уроку

1 мин







Разминка.

Перед вами картина. Что вы можете о ней сказать?

1 мин







Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (запись на доске):

«5» — 14 и более

«4» — 11 - 13

«3» — 8 - 10

Планирование оценки

Выбор арбитров

Арбитры отмечают активных учащихся. За активность учащийся получит 1 дополнительный балл в конце урока.

2 мин

  1. Вопрос – понятие – 1 балл.

  2. Вопрос – суждение – 2 балла

  3. Ответ на вопрос-понятие и вопрос-суждение – 1-2 балла

  4. Умозаключение – 3 балла.

  5. Возражение – 1-2 балл.

  6. Дополнение – 1-2 балл.

  7. Задание №1 – 3 балла

  8. Задание №2 – 4 балла

  9. Задание №3 – 4 балла

  10. Задание №4 – 4 балла

  11. Задание № 5 – 4 балла

II

Работа по теме урока










Работа со схемой на обобщение и ограничение









Задание № 1

Установить соответствие между элементами определения понятия.


2 мин

1 балл за каждое правильное определение (всего 3 балла)

Определение понятие

Родовой признак

Видовые признаки

I. Графика

a) вид искусства

1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире

II. Изобразительный искусства

b) вид изобразительного искусства

2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой

III. Пространственные искусства

c) вид пластического искусства

3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку

Ответы: I-b-3, II-c- 1, III-а-2




Используя карточку № 1, 2 сформулируйте вопросы к теме урока.

1 мин.

по 1 б. за вопросы-понятия

2 б. за вопросы-суждения

-Что является изображением? (изображение – это зрительное воспроизведение чего-л./ рисунок изображающий что-л./ информация, предназначенная для зрительного восприятия)

-Что выражает язык изображения? (язык изображения выражает мысли и чувства художника, его отношение к действительности)

Каким образом можно создать изображение? (Изображение можно создать с помощью различных изобразительных техник)




Формулирование цели урока

1 мин




III

Творческая практическая работа.










Поиграем в «Пятнографию».

Данную технику в изобразительном искусстве называют Монотипией. В дословном переводе «один отпечаток». Монотипия – это графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.

Особенность изображений в данной технике в том, что они уникальны. Не бывает двух одинаковых изображений.

Задание № 2.

Вариант № 1. Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.

Вариант № 2. Дорисовать кляксы до образа.

12 мин

Всего 4 балла

- лист сложить напополам

- выбрать цвета красок

- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски

- второй половиной листа накрыть пятна, прижать

- раскрыть, посмотреть на то что получилась.

-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?

- даем подсохнуть

- дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов

Критерии:

- 1 балл – за образ

- 1 балл – за графическое изображение

- 1 балл – за название

- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета





Работа со схемой.

Построите логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода, представленного изображения.

(Родовой признак – объединяет, видовой – отличает)




«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид искусства.





Сформулируйте вопросы- суждения к созданному изображению.


1 мин

Вопрос – суждение – 2 балла

Ответ на вопрос-суждение – 2 балла


-В каком случае изображение пятен представляет собой гармонию (дисгармонию)? (Гармония в изображении представляет собой согласованность в сочетании красок)

-Каким образом зрительное восприятие зависит от цвета? (Зрительное восприятие цвета зависит от колорита изображения, от насыщенности красок, от чувствительности глаза) (Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов)

-Как доказать что, полученное изображение называется монотипией?

- Графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности, называется монотипией.

Выполненное изображение получено путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.




Работа со схемой.

Построите логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода, представленного изображения.

(Родовой признак – объединяет, видовой – отличает)




«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид искусства.





Задание № 3

Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.

«Скульптор» П.Пикассо - …

Масло - …

Графика - …


1 мин

Всего 3 балла

«Скульптор» П.Пикассо - рисунок

Масло – живописный материал.

Графика – вид изобразительного искусства.




Задание № 4

Обобщить пары понятий до дальнего рода

Пастель – карандаш - …

Живопись – графика -…

Набросок – зарисовка -…

1 мин

Всего 3 балла

Пастель – карандаш - художественный материал

Живопись – графика - виды искусства

Набросок – зарисовка - вид искусства




С каким новым понятием вы сегодня познакомились?

Что называется монотипией?

Еще вы познакомились с двумя логическими операциями: обобщение, ограничение

При обобщении мы от меньшего понятия переходим к большему.

При ограничении происходить переход от большего понятия к меньшему.




- сегодня на уроке мы познакомились с понятием монотипия.

- Монотипия – это графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.




Подведение итогов:





- степень достижения целей, поставленных в начале урока

- подсчёт баллов, заработанных на уроке

- соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку

- выявление учащихся, получивших запланированную оценку

- выявление учащихся, получивших оценку выше/ ниже запланированной

- обсуждение с уч-ся причин расхождения плана и факта оценки




Домашнее задание.

продолжить формулировку суждения:

Произведения искусства создаёт художник, однако …

Поможет вам в этот текст § на с.52

3 балла за противоречие

Произведения искусства создаёт художник, однако рожается искусство в процессе общения художника со зрителем.




ФИ _________________________________________ Класс _________
Задание № 1

Установить соответствие между элементами определения понятия.

Определение понятие

Родовой признак

Видовые признаки

I. Графика

a) вид искусства

1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире

II. Изобразительный искусства

b) вид изобразительного искусства

2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой

III. Пространственные искусства

c) вид пластического искусства

3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку

I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___




ФИ _________________________________________ Класс _________
Задание № 1

Установить соответствие между элементами определения понятия.

Определение понятие

Родовой признак

Видовые признаки

I. Графика

a) вид искусства

1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире

II. Изобразительный искусства

b) вид изобразительного искусства

2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой

III. Пространственные искусства

c) вид пластического искусства

3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку

I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___





Задание № 2.

Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.

Порядок работы:

- лист сложить напополам

- выбрать цвета красок

- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски

- второй половиной листа накрыть пятна, прижать

- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.

-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?

- даем подсохнуть и дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов

Критерии:

- 1 балл – за образ

- 1 балл – за графическое изображение

- 1 балл – за название

- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета



Задание № 2.

Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.

Порядок работы:

- лист сложить напополам

- выбрать цвета красок

- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски

- второй половиной листа накрыть пятна, прижать

- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.

-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?

- даем подсохнуть, дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов

Критерии:

- 1 балл – за образ

- 1 балл – за графическое изображение

- 1 балл – за название

- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета






Задание № 3

Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.

«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________

Масло - _______________________________________________

Графика - _____________________________________________


Задание № 3

Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.

«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________

Масло - _______________________________________________

Графика - _____________________________________________





Задание № 4

Обобщить пары понятий до дальнего рода

Пастель – карандаш - ______________________________________

Живопись – графика - ______________________________________

Набросок – зарисовка - _____________________________________

Задание № 4

Обобщить пары понятий до дальнего рода

Пастель – карандаш - ______________________________________

Живопись – графика - ______________________________________

Набросок – зарисовка - _____________________________________