№ п/п
|
Деятельность учителя
|
Баллы
время
|
Деятельность учащихся
|
I
|
Оргмомент.
|
|
|
|
Проверка готовности уч-ся к уроку
|
1 мин
|
|
|
Разминка.
Перед вами картина. Что вы можете о ней сказать?
|
1 мин
|
|
|
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (запись на доске):
«5» — 14 и более
«4» — 11 - 13
«3» — 8 - 10
Планирование оценки
Выбор арбитров
Арбитры отмечают активных учащихся. За активность учащийся получит 1 дополнительный балл в конце урока.
|
2 мин
|
Вопрос – понятие – 1 балл.
Вопрос – суждение – 2 балла
Ответ на вопрос-понятие и вопрос-суждение – 1-2 балла
Умозаключение – 3 балла.
Возражение – 1-2 балл.
Дополнение – 1-2 балл.
Задание №1 – 3 балла
Задание №2 – 4 балла
Задание №3 – 4 балла
Задание №4 – 4 балла
Задание № 5 – 4 балла
|
II
|
Работа по теме урока
|
|
|
|
Работа со схемой на обобщение и ограничение
|
|
|
|
Задание № 1
Установить соответствие между элементами определения понятия.
|
2 мин
1 балл за каждое правильное определение (всего 3 балла)
|
Определение понятие
|
Родовой признак
|
Видовые признаки
|
I. Графика
|
a) вид искусства
|
1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире
|
II. Изобразительный искусства
|
b) вид изобразительного искусства
|
2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой
|
III. Пространственные искусства
|
c) вид пластического искусства
|
3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку
|
Ответы: I-b-3, II-c- 1, III-а-2
|
|
Используя карточку № 1, 2 сформулируйте вопросы к теме урока.
|
1 мин.
по 1 б. за вопросы-понятия
2 б. за вопросы-суждения
|
-Что является изображением? (изображение – это зрительное воспроизведение чего-л./ рисунок изображающий что-л./ информация, предназначенная для зрительного восприятия)
-Что выражает язык изображения? (язык изображения выражает мысли и чувства художника, его отношение к действительности)
Каким образом можно создать изображение? (Изображение можно создать с помощью различных изобразительных техник)
|
|
Формулирование цели урока
|
1 мин
|
|
III
|
Творческая практическая работа.
|
|
|
|
Поиграем в «Пятнографию».
Данную технику в изобразительном искусстве называют Монотипией. В дословном переводе «один отпечаток». Монотипия – это графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.
Особенность изображений в данной технике в том, что они уникальны. Не бывает двух одинаковых изображений.
Задание № 2.
Вариант № 1. Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.
Вариант № 2. Дорисовать кляксы до образа.
|
12 мин
Всего 4 балла
|
- лист сложить напополам
- выбрать цвета красок
- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски
- второй половиной листа накрыть пятна, прижать
- раскрыть, посмотреть на то что получилась.
-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?
- даем подсохнуть
- дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов
Критерии:
- 1 балл – за образ
- 1 балл – за графическое изображение
- 1 балл – за название
- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета
|
|
Работа со схемой.
Построите логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода, представленного изображения.
(Родовой признак – объединяет, видовой – отличает)
|
|
«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид искусства.
|
|
Сформулируйте вопросы- суждения к созданному изображению.
|
1 мин
Вопрос – суждение – 2 балла
Ответ на вопрос-суждение – 2 балла
|
-В каком случае изображение пятен представляет собой гармонию (дисгармонию)? (Гармония в изображении представляет собой согласованность в сочетании красок)
-Каким образом зрительное восприятие зависит от цвета? (Зрительное восприятие цвета зависит от колорита изображения, от насыщенности красок, от чувствительности глаза) (Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов)
-Как доказать что, полученное изображение называется монотипией?
- Графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности, называется монотипией.
Выполненное изображение получено путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.
|
|
Работа со схемой.
Построите логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода, представленного изображения.
(Родовой признак – объединяет, видовой – отличает)
|
|
«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид искусства.
|
|
Задание № 3
Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.
«Скульптор» П.Пикассо - …
Масло - …
Графика - …
|
1 мин
Всего 3 балла
|
«Скульптор» П.Пикассо - рисунок
Масло – живописный материал.
Графика – вид изобразительного искусства.
|
|
Задание № 4
Обобщить пары понятий до дальнего рода
Пастель – карандаш - …
Живопись – графика -…
Набросок – зарисовка -…
|
1 мин
Всего 3 балла
|
Пастель – карандаш - художественный материал
Живопись – графика - виды искусства
Набросок – зарисовка - вид искусства
|
|
С каким новым понятием вы сегодня познакомились?
Что называется монотипией?
Еще вы познакомились с двумя логическими операциями: обобщение, ограничение
При обобщении мы от меньшего понятия переходим к большему.
При ограничении происходить переход от большего понятия к меньшему.
|
|
- сегодня на уроке мы познакомились с понятием монотипия.
- Монотипия – это графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.
|
|
Подведение итогов:
|
|
- степень достижения целей, поставленных в начале урока
- подсчёт баллов, заработанных на уроке
- соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку
- выявление учащихся, получивших запланированную оценку
- выявление учащихся, получивших оценку выше/ ниже запланированной
- обсуждение с уч-ся причин расхождения плана и факта оценки
|
|
Домашнее задание.
продолжить формулировку суждения:
Произведения искусства создаёт художник, однако …
Поможет вам в этот текст § на с.52
|
3 балла за противоречие
|
Произведения искусства создаёт художник, однако рожается искусство в процессе общения художника со зрителем.
|
ФИ _________________________________________ Класс _________
Задание № 1
Установить соответствие между элементами определения понятия.
Определение понятие
|
Родовой признак
|
Видовые признаки
|
I. Графика
|
a) вид искусства
|
1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире
|
II. Изобразительный искусства
|
b) вид изобразительного искусства
|
2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой
|
III. Пространственные искусства
|
c) вид пластического искусства
|
3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку
|
I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___
|
|
ФИ _________________________________________ Класс _________
Задание № 1
Установить соответствие между элементами определения понятия.
Определение понятие
|
Родовой признак
|
Видовые признаки
|
I. Графика
|
a) вид искусства
|
1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире
|
II. Изобразительный искусства
|
b) вид изобразительного искусства
|
2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой
|
III. Пространственные искусства
|
c) вид пластического искусства
|
3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку
|
I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___
|
|
Задание № 2.
Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.
Порядок работы:
- лист сложить напополам
- выбрать цвета красок
- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски
- второй половиной листа накрыть пятна, прижать
- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.
-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?
- даем подсохнуть и дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов
Критерии:
- 1 балл – за образ
- 1 балл – за графическое изображение
- 1 балл – за название
- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета
|
Задание № 2.
Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.
Порядок работы:
- лист сложить напополам
- выбрать цвета красок
- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски
- второй половиной листа накрыть пятна, прижать
- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.
-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?
- даем подсохнуть, дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов
Критерии:
- 1 балл – за образ
- 1 балл – за графическое изображение
- 1 балл – за название
- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета
|
|
Задание № 3
Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.
«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________
Масло - _______________________________________________
Графика - _____________________________________________
|
Задание № 3
Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.
«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________
Масло - _______________________________________________
Графика - _____________________________________________
|
|
Задание № 4
Обобщить пары понятий до дальнего рода
Пастель – карандаш - ______________________________________
Живопись – графика - ______________________________________
Набросок – зарисовка - _____________________________________
|
Задание № 4
Обобщить пары понятий до дальнего рода
Пастель – карандаш - ______________________________________
Живопись – графика - ______________________________________
Набросок – зарисовка - _____________________________________
|
|