|
10 заповедей родителям
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, как Вы хотите. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижайте!
6. Не забывайте, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучайте себя, если не можете сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это не только раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ ОТ ДЕТЕЙ
Не балуйте меня, вы меня этим испортите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно занимались мной.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших побед над вами.
Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка хвалят, он растет благодарным.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка поддерживают, он начинает ценить себя.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенок растет в честности, он становится справедливым.
Если ребенок растет в понимании и любви, он учится находить любовь в этом мире.
Школа - твой дом родной.
Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональное умение и навыки. Вот твои заповеди...
Учеба - твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Неукоснительно соблюдай дисциплину на уроках. В своем доме ты можешь участвовать в управлении жизнью школы через совет самоуправления.
Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь, выражаешь несогласие - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - выполняй.
Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это не только твое право, но и право других.
Выбирай профиль обучения согласно своим интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом желания и учись.
В твоем доме все работники школы - твои партнеры. К партнерам относятся с уважение, добротой и искренностью. Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
В твоем доме не принято курить, сквернословить, обижать других, не сдерживать собственное слово.
В твоем доме стараниями администрации и учителей все сделано для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное имущество - твоя обязанность.
В школу ты пришел трудиться. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет - за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины.
Береги труд уборщиц и своих товарищей дежурных - соблюдай чистоту и порядок в школе.
Дежурные отвечают за порядок в школе - выполняй их требования.
Отдыхая на перемене, не мешай другим.
Учись отстаивать собственное мнение, делай это корректно, тактично, не ущемляя достоинство других.
ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- классный руководитель, ты – добрый друг родителей, «другой я» в компании «семья»;
- дружи с родителями, дружи с детьми, и тогда их не надо будет воспитывать;
- хороший классный руководитель тот, который больше всего мучается тем, что нужно родителям и детям; поэтому он всегда в хорошем смысле «мученик», но этим и счастлив;
- никогда не жалуйтесь родителям на детей, не «стучите» на них, это неприлично; суд детей – самый суровый;
- каждый ребенок, без исключения, уникален, самооценен, он – как «драгоценный» камень в «короне» классного руководителя.
ЗАПОВЕДИ РАЗУМНОГО ВОСПИТАНИЯ
Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных мер в плохом настроении.
Заповедь 2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его – что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения проблемы, а показывайте возможные пути ее решения.
Заповедь 5. Хвалите ребенка за каждый его удачный шаг, хвалите не вообще, а конкретно:
«Ты молодец, потому что …»
Заповедь 6. Если ребенок делает что-то неверно, совершает ошибку, то укажите ему на нее. Дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы он осознал недочеты.
Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо».
Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
Заповедь 9. Воспитание – это последовательность целей.
Заповедь 10. Воспитатель должен быть добрым, но твердым в своих решениях.
Школа - твой дом родной.
Дорожи крышей своего дома,
даже если протекает.
ПАМЯТКА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
1)Идем в школу с хорошим настроением. Школа нам всегда в радость.
2)Учимся не для кого-нибудь, а для себя. Чем больше знаешь, тем интереснее с тобой друзьям.
3) Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других.
4) Задумал - предложи, пообещал - выполни! Пригласили - не заставляй себя ждать, не подводи товарищей.
5)Помни! Как будешь вести себя в школе, так и к тебе будут относиться товарищи.
Единые требования к учащимся
1. Входя в школу, здоровайся, называя друзей по имени, а старших по имени и отчеству.
2. Смени обувь.
3. Аккуратно сложи свои вещи.
4. Не бегай, не кричи.
5. Уважительно разговаривай с товарищами и старшими по возрасту.
6. Приветливо встречай всех, кто приходит в школу.
7. Незнакомых посетителей проводи к дежурному или администратору.
8. Следи за своей речью, не допускай бранных слов.
9. Сохраняй уют в школе, не позволяй портить школьное имущество, не сори.
10. Соблюдай элементарные правила поведения в столовой: не толкайся, спокойно садись за стол, аккуратно ешь, убери за собой посуду.
11. Поддерживай чистоту в школе, не кури.
Веди себя по отношению к другим так,
Как ты хотел, чтобы относились к тебе
ИДЕАЛЬНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК…
Любит своих родителей.
Гордится страной, в которой живет.
Уважительно относится к учителям.
Дружелюбно настроен по отношению к товарищам по учебе.
Увлечен серьезным делом (занимается творчеством).
Испытывает сострадание к людям, попавшим в беду,
и готов прийти к ним на помощь.
Любит искусство.
Не притворяется и не прикидывается.
Имеет развитое чувство справедливости.
Не совершает безответственных поступков.
Заботится о своем здоровье и здоровье близких.
Любит животных.
Уважает собственные чувства и чувства других людей.
Уверен в себе.
Испытывает удовлетворение и радость от посещения
музеев и выставок, общения с другими людьми.
Доволен собственными достижениями (в учебе,
творчестве, укреплении здоровья).
Терпимо относится к негативным поступкам других людей.
Верит в будущее.
ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ
1. Для того чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким.
2. Установите доверительные отношения с подростком, прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед.
3. Не отказывайте подростку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
4. Общайтесь с подростком в соответствии с темпом развития его отношений с окружающим миром.
5. Для сохранения эмоционального контакта крайне необходимо общение. Общайтесь с подростком на интересующие его темы, изучите молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». Тогда ребенок почувствует, что он и его мир вам интересны, и станет больше доверять вам.
Только ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка. Вы можете потерять нить общения с ним.
6. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.
7. Подросток должен чувствовать себя полезным. Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем семейном деле.
8. Не злоупотребляйте своей любовью и заботой. Старайтесь не проживать за него жизнь. Фразы «Я лучше знаю, как тебе поступить» или «Я делаю это ради тебя, потому что люблю тебя» неискренни и не воспринимаются подростками.
9. Никогда не оскорбляйте подростка. Когда ребенок слышит от родителей враждебные, резкие, грубые слова, он сохраняет обиду на всю жизнь. Уж очень тонко устроены психика подростка и его восприятие окружающего.
10. Родители, злоупотребляющие своей властью физически, шлепая, толкая, избивая детей, могут причинить вред физическому и психическому развитию, а еще больший вред — эмоциональному развитию подростка, что значительно осложнит его взрослую жизнь.
11. Помните, подросток — не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества — НЕЗАВИСИМОСТЬ и САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
«ПРОБЛЕМКИ» ИХ ПРИЧИНЫ И РЕШЕНИЯ
Эмоциональная проблема ребёнка
|
Родительские чувства
|
Способы помощи детям
|
Борьба за внимание
|
Раздражение
|
Совместные занятия, игры или прогулки
|
Борьба за самоутверждение
|
Гнев
|
Уменьшить свой контроль за делами ребёнка
|
Желание отомстить
|
Обида
|
Понять чем мы обидели ребёнка и устранить эту причину
|
Потеря веры в собственный успех
|
Безнадёжность, отчаяние
|
Перестать требовать от ребёнка “полагающегося” поведения. Действовать совместно. Не критиковать
|
Заповеди разумного воспитания для родителей
Заповедь первая. Никогда не воспринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.
Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвертая. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему. Разбирайте с ребенком его правильные и неправильные шаги к цели.
Заповедь пятая. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не абстрактно, а конкретно! Не «Ты молодец», а обязательно «Ты молодец, потому что…».
Заповедь шестая. Если же ребенок делает какое - то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не личность – это не одно и то же. «Ты - плохой» (оценка личности), «Ты поступил плохо» (оценка поступка).
Заповедь восьмая. Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите ему, несмотря на его оплошность. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент будет исчерпан.
Заповедь девятая. Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку построить систему перспективных целей – от дальней к средней, от средней–к ближней.
Заповедь десятая. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в своё время, и надо уметь принять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
|
|
|