|
«Крупнейшие войны России 19 века»
Конспект урока истории в 8 классе.
Тип урока -повторительно-обобщающий урок.
Форма проведения урока – урок-исследование.
Девиз урока:
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином.» В.Ключевский.
Тема урока: «Крупнейшие войны России 19 века»
Оборудование урока:
1. Компьютер, медиапроектор.
2. Портреты героев Отечественной войны 1812 года;
3. Портреты императоров Александра I и Николая I;
4. Историческая карта “Отечественная война 1812 года”
5. Исторические картины Портреты героев Отечественной войны 1812 года
Учащимся: карта-атлас, рабочие листы с заданиями.
Цели урока:
Обучающая:
1. Повторить материал по времени правления Александра I , Николая I, Александра II, Александра III.
2. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
3. Вспомнить основные события того периода времени, связанные с историей родного края;
Развивающая:
1. Развивать умения работать с документами, с исторической картой;
2. Развивать умения обобщать и делать выводы;
Воспитательная:
1. Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере героизма российского народа
2. Умения работать в малых группах
Ход урока:
Орг. момент (1 минута)
Актуализация:
Рассказ учителя: 3 минуты.
В России 1108 городов: больших и малых, известных и не очень. Предлагаю вам виртуальную экскурсию в один городов центральной России, в г.Великий Новгород, а именно, на его центральную площадь. Спросите, почему Новгород? Потому, что здесь имеется памятник, знаете, другого такого во всем мире нет.
8 сентября в 1862 в городе Великий Новгород был воздвигнут монумент - памятник «Тысячелетие России» в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. (онлайн-показ 3d картинка).
Авторами проекта памятника являются скульптуры Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Всего он содержит 128 фигур.
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства. Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. (слайд № 1)
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо. Памятник посвящен тысячелетию истории России.
Мы с вами остановимся на одном временном отрезке. Как вы думает, ребята, на каком?
Правильно. – 19 век.
Ребята, как вы думаете, кто из деятелей 19 века изображен на среднем ярусе? – ученики называют фамилии правителей (Александр 1, Николай 1, Александр 2 и т.д.).(слайд № 2)
А как в думаете, какие военачальники там изображены? Ученики: Кутузов, Нахимов и т.д.
А почему полководцы? – победили в сражениях. – Каких? – Бородинская битва и т.д. А в каких войнах?
Правильно. Тема нашего урока: «Крупнейшие войны России 19 века» (слайд № 3)
Девизом нашего урока я взял слова В.Ключевского
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно действующим гражданином».(слайд № 2)
итак, какая тема нашего урока? Правильно! (слайд № 4)
Работа в группах.
Учитель: (5 минут)
Итак, нам с вами сегодня необходимо повторить материал по истории России 19 века.
Мы поработаем с историческими картами, некоторыми документами, вспомним великих деятелей эпохи, а также основные события того времени.
Класс разделен на группы, каждая группа выступает в роли экспертов. Задания у вас на столах. В каждой группе капитан, который будет мне сегодня помогать. За свою работу вы будете награждены. Самое главное - вовремя показать результат своих работ на ватмане, и не забывать записывать в тетрадь. Думаю, ребята, вы успешно справитесь с этим заданием.
Какой император правил в начале XIX века? (слайд № 5) – Александр I. Какая война во время правления этого императора вошла в историю? – Отечественная война. – переходим к рассмотрению.
1 группа – работа с фотодокументами (слайд № 6)
2 группа - работа с историческими документами
3 группа – работа с картой.
Каждой группе – найти среди документов те, что относятся к Отечественной войне.
На самостоятельную работу – 5 минут.
Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).
Капитан 1 группы формулирует итоги Отечественной войны и приклеивает на ватман. (слайд № 7)
Итак, ребята, вы видите перед собой продукт совместного творчества – мини проект «Отечественная война 1812 года».
Учитель: Какой император правил после Александра I? – Николай I. (слайд № 8)
Какое событие во время правления этого императора вошло в историю? Событие – Крымская войны
Правильно, давайте рассмотрим эту войну.
1 группа – работа с историческими документами (слайд № 9)
2группа – работа с картой
3 группа – установи соответствие: дата – событие
На самостоятельную работу – 5 минут.
Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).
Капитан 2 группы формулирует итоги Крымской войны и приклеивает на ватман. (слайд № 10)
Как вы думаете, ребята, правящие круги России были удовлетворены итогами этой войны? Нет. А почему? Россия лишилась черноморского флота. Т.е., в обществе преобладали реваншистские настроения? Да.
Учитель: Какой император вошел в историю под прозванием «Освободитель»? – Александр II. (слайд № 11)
Какое событие времен правления этого императора мы с вами сейчас будем рассматривать?
Событие – Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
1 группа – работа с картой (слайд № 12)
2 группа – работа с фотодокументами
3 группа – работа с историческими документами
На самостоятельную работу – 5 минут.
Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).
Капитан 3 группы формулирует итоги русско-турецкой войны и приклеивает на ватман. (слайд № 13)
Как вы думаете, Россия была удовлетворена итогами этой войны? Не совсем, но да. Почему? …
Итак, ребята представляю вашему вниманию 3 мини-проекта, которые являются плодом вашего совместного творчества.
Учитель, после завершения учениками самостоятельной работы, рассказывает про Александра III, прозванного Миротворцем, обсуждает с учениками причину такого прозвания. – слайд № 14 - Он считал, что разрешение внутренних противоречий России важнее территориальных завоеваний.
Обобщение и систематизация знаний.
Установить соответствие между фото и именами (слайд № 15)
Онлайн-тест по датам правления императоров России – 1 минута на закладке.
Вопрос классу: на горельефе не были изображены Александр IIи Александр III. Почему? - потому что памятник построен во время правления Александра II. Слайд № 16-17
Мини-тест установите соответствие между датой и событием. – слайд № 18.
V. Итоги урока:
(слайд № 19)
Ребята, как Вы знаете, в прошлом году в России отметался 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812года. Немалую лепту в победу внесли многие малые народы России, в том числе и калмыки.
А знаете ли Вы, что в 2018 году 200 лет исполнится Хошеутовскому хурулу, строительство которого инициировал герой Отечественной войны подполковник Серебджаб Тюмень. Он хотел увековечить память калмыков-участников Отечественной войны. Строительство Хошеутовского хурула по проекту Батура-Убуши Тюменя началось в 1814 году на месте старого буддийского храма и завершилось в 1817—1818 годах. 17 −18 октября 1858 года хурул посетил Александр Дюма, гостивший в то время у Серебджаба Тюменя. В 20-е годы XX столетия Хошеутовский хурул был закрыт. В 30-е годы XX столетия хурул использовался в качестве клуба, в 50-е годы он использовался как зернохранилище. После восстановления Калмыцкой АССР в 1957 году территория, на которой находился Хошеутовский хурул, отошла к Астраханской области. Позднее оставшаяся часть хурула была заброшена, и он постепенно стал разрушаться.
В августе 2004 года была создана инициативная группа по восстановлению хурула. В настоящее время ведётся постепенное восстановление хурула.
VI. Домашнее задание: написать эссе по выбору: характеристика исторического деятеля или правителя 19 века.
Итак, мы с Вами повторили историю России 19 века, виртуально побывали в г.Новгороде, познакомились с памятником «Тысячелетие России», создали мини-проекты по великим войнам 19 века, выполнили мини-тест в режиме онлайн. Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, были активны. Поэтому я хочу преподнести 3 группам сладкие призы. А ваши впечатления об уроке вы можете оставить в небольшом опроснике.
|
|
|