Главная страница

Рассказ экскурсовода (рекомендации в помощь учителям школ и педагогам дополнительного образования). Автор: Кулешова Ю. В


Скачать 99.99 Kb.
Название Рассказ экскурсовода (рекомендации в помощь учителям школ и педагогам дополнительного образования). Автор: Кулешова Ю. В
Кулешова Ю.В
Дата 24.02.2016
Размер 99.99 Kb.
Тип Рассказ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКАЯ СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО

ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ. РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА

(рекомендации в помощь учителям школ и педагогам дополнительного образования).
Автор: Кулешова Ю.В.,

методист ГОУВСДЮТиЭ

ВОЛГОГРАД

2001г.

Знания, которые получают экскурсанты, основываются на непосредственном восприятии окружающей среды. Научно-познавательное содержание экскурсии неотделимо от ее нравственного воздействия. Главное в экскурсии – ее содержание, эффективность же зависит от умения экскурсовода убедительно, ярко и доходчиво излагать материал.

Рассказ можно строить от частного к общему и наоборот. Формы рассказа могут быть разными, но в основе должна лежать взаимосвязь рассказа и показа. Кроме основного изложения материала в экскурсии употребляются такие приемы, как справка, описание объекта, объяснение, комментирование.

При помощи рассказа экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, они получают словесное описание объекта, а показ служит для его подтверждения. Этот прием наиболее часто применяется в экскурсиях. Экскурсовод, учитывая знания слушателей, ведет рассказ от известного к неизвестному.

Приемы изложения материала разнообразны и хорошо, когда экскурсовод умело их сочетает. В рекомендациях раскрываются следующие понятия:

- Рассказ

- Экскурсионная справка

- Описание объекта

- Прием объяснения

- Прием репортажа

- Прием реконструкции

- Прием локализации событий

- Прием сравнения

- Прием литературного монтажа

- Цитирование в экскурсии

- Особые методические приемы

Рассказ

Изложение материала не должно быть утомительным. Рассказ должен быть ярким, интересным, захватывающим. Повествование должно быть последовательным и непродолжительным. Рассказ, подтвержденный показом, вызывает у

- 2 -

  1. Историко-краеведческие записки. Выпуск 1,2,3. В: 1973г.

  2. Л. Кривошеенко. Высота 102. В: 1983г.

  3. Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации) М: 1974г.

  4. «Утес» Сборник стихов. В: 1969г.

  5. А. Яшин. Город гнева. В: 1971г.


- 11 -

Павлов, именем которого назван знаменитый в Волгограде Дом Павлова. Туристы об этом не знали. Во время экскурсии около Дома Павлова экскурсовод предоставил слово Якову Федотовичу, предварительно дав небольшую информацию о событиях в этом доме в период Сталинградской битвы. Туристы были удивлены, восхищены присутствием в их группе такого известного человека. Все засыпали Павлова вопросами, фотографировались с ним, брали автограф. Такая встреча у экскурсантов останется на всю жизнь.

Иногда в экскурсиях применяются технические средства. Стены-руины памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане озвучены. Можно слышать разрывы снарядов, бомб, пулеметные и автоматные очереди, слова команды, песни военных лет, сводки Совинформбюро. Хорошо подготовленный экскурсовод умело связывает звуковое оформление с изображением на стенах-руинах. Эффект колоссальный. Слушатели чувствуют себя свидетелями боев на Мамаевом кургане в период Сталинградской битвы.

Интересным приемом является прием исследования. Чтобы показать, насколько шквальным был огонь на Лысой горе в период Сталинградской битвы, экскурсовод предлагает туристам найти осколки. Хотя после битвы прошли десятки лет и тысячи туристов побывали здесь, сделать это очень легко. Это лучше всяких слов говорит о жестокости боев.

Экскурсия отличается от доклада, лекции, беседы, объединяя в себе рассказ, показ и движение. Соотношение показа и рассказа в экскурсии зависит от темы экскурсии, характера объектов, мастерства экскурсовода. Для достижения познавательной и воспитательной цели экскурсовод должен хорошо владеть всеми приемами ведения экскурсии.

Литература.

  1. М. Агашина. Стихи о моем солдате. В: 1963г.

  2. Большая советская энциклопедия

  3. Волгоград. Четыре века истории. В: 1989г.

  4. Вопросы географии. В: 1970г.

  5. В.И. Дроботов. Мамаев курган. В: 1989г.

- 10 -

слушателей интерес, и они не отвлекаются на посторонние звуки, второстепенные объекты. Экскурсовод своим рассказом должен постоянно держать внимание слушателей. Нельзя экскурсию превращать в продолжительную лекцию. Экскурсанты в этих случаях перестают слушать, отвлекаются, начинают разговаривать и даже уходят. Рассказ – это основа раскрываемой темы экскурсий, поэтому он должен быть глубоким по содержанию, научно подтвержденным и эмоциональным.

Экскурсионная справка

Экскурсионная справка – сжатое изложение основного фактического материала об объекте. Она должна быть лаконичной и отмечать самое главное. Такие справки чаще всего применяются в обзорных экскурсиях. Например, проезжая мимо церкви Иоанна Предтечи, экскурсовод сообщает о том, что это первое каменное здание Царицына, построенное в 1664г. В 30-е годы XX века церковь была разрушена, заново построена в конце XX века в первоначальном виде.

Описание объекта

Описание – это перечисление основных качеств объекта наиболее характерных для него. Например, можно раскрыть идейный замысел скульптуры «Родина-Мать зовет» в памятнике-ансамбле Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане.

Скульптура «Родина-Мать зовет» является композиционным центром всего ансамбля. Идея увенчать комплекс огромной статуей всецело оправдана общим замыслом ансамбля, его содержанием и масштабами всего комплекса.

Главный монумент представляет собой изображение женщины, стоящей во весь рост. В стремительном порыве, с мечом в руке Родина-Мать призывает своих сынов к дальнейшему наступлению и окончательному разгрому врага. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, открытый в призыве рот, короткие волосы, раздуваемые порывом ветра. Правая ее нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развернуты влево, облегающее формы тела длинное платье-хитон – все это создает ощущение силы. Женщина – мать призывает своих сынов: «Вперед! Все на разгром

- 3 -

врага!». Исполненная высокого пафоса идея нашла образное и пластическое выражение.

Скульптура видна не только в пределах Мамаева кургана, она господствует над городом. Перед зрителями современная Ника - богиня победы. Статуя «Родина-Мать зовет» производит огромное эмоциональное впечатление, которое сохранит силу своего воздействия на века.

Прием объяснения

Объяснение – это выявление причин какого-либо факта, явления. Например, скульптура «Родина – Мать зовет» не связана с фундаментом, она стоит на основе собственной тяжести, выполнена из железобетона, полая. Внутри скульптуры, руки и меча проходит лестница, на уровне плеч находится лаборатория, куда на приборы с датчиков, разбросанных по всему телу, поступают данные о ее состоянии. На голове установлен прибор для определения силы и направления ветра. На кончике меча – громоотвод. В верхней части меча сквозные отверстия для уменьшения амплитуды его колебания при сильном ветре.

Прием репортажа

Репортаж, комментирование – это рассказ о событии, происходящем в данный момент. Например, группа стоит у Вводной композиции памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Экскурсовод должен связать рассказ о ней с показом людей, идущих к кургану, как подтверждение того, что память о героях живет в сердцах людей.

Прием реконструкции

К числу распространенных приемов проведения экскурсий относится реконструкция. Она заключается в воспроизведении событий или исторической эпохи путем образного рассказа. Главным образом прием словесной реконструкции употребляется в тех случаях, когда экскурсионный объект не сохранился. В своем рассказе экскурсовод должен быть исторически достоверным. Зрительная реконструкция требует от экскурсовода больших знаний, основанных на достоверных источниках. Этот прием помогает экскурсантам представить объект в первоначальном виде. Например,

- 4 -

И пусть эти люди знают:

Вечный огонь Сталинграда

Не может померкнуть пока

Живет на земле волгоградской

Хотя бы один мальчишка!

М. Агашина.

Прием литературного монтажа обогащает рассказ экскурсовода. Этот прием драматизирует повествование. События кажется оживают в глазах слушателей и запоминаются надолго. Сильные эмоции, особенно преподнесенные в поэтической форме, глубоко западают в душу человека. Следовательно, экскурсовод достиг желаемой цели.

Цитирование в экскурсии

Цитата обостряет внимание слушателей, подчеркивает достоверность факта и вызывает большой интерес к экскурсии. Цитата должна акцентировать внимание экскурсантов на то или иное событие, сообщение, эпизод. Так, например, рассказывая о подвигах комсомольцев в период Сталинградской битвы, экскурсовод показывает ул. Комсомольскую и приводит цитату командарма 62-й армии В.И. Чуйкова: «Когда 62-я армия, с треском выбив немцев, снова с высоко поднятыми знаменами пройдет через весь Сталинград, мы лучшую улицу в городе назовем Комсомольской». Эта цитата подчеркивает значимость и роль комсомольцев в период битвы. Цитата должна быть краткой и возбуждать интерес к теме экскурсии. В экскурсии должно быть не больше 2-3 цитат. Цитата может быть выписана на карточку.

Особые методические приемы

Особые методические приемы чаще всего эмоционально воздействуют на слушателей.

В экскурсиях может быть предусмотрена встреча с участниками исторических событий, ветеранами Великой Отечественной войны, инженерами предприятий, актерами, поэтами, героями труда и т.д. Такие встречи заранее оговариваются по времени и месту. Иногда они бывают спонтанными и отказываться от них нельзя. Однажды в группе присутствовал Яков Федотович,

- 9 -

«Площадь Павших борцов –

площадь наших бойцов,

заслонивших Отчизну и спасших.

Площадь юных сердец,

площадь дивных сердец,

отгоревших в боях и погасших…»

В. Леднев.

«Здесь я видел своими глазами

в сорок пятом и

в сорок шестом

этажерки багровых развалин,

перевязанных страшным узлом.»

Л. Кривошеенко.

«Площадь Павших борцов Волгограда…

Ты проходишь в будни по ней.

Но приди ты сюда

В день парада –

выражения воли людей.»

Л. Кривошеенко.

«Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал.

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –

На сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях.

Отразился огонь?»

М. Агашина.

«Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

Вечная слава тем,

Кем фашизм, покоривший Европу,

Был остановлен здесь.

И пусть эти люди видят,

Как помним мы сталинградцев!

- 8 -

при показе площади Павших борцов. Экскурсовод сообщает, что раньше она называлась Александровской, т.к. на месте мемориального сквера находился Александровский собор. На западной стороне нынешней парадной части площади находились торговые ряды (на месте трибун). В северной части площади и по ул. Гоголя – гвоздильный завод (сейчас на этом месте Главпочтамт). В юго-западной части в 1890г. было построено здание гостиницы «Столичные номера» (теперь на этом месте гостиница «Волгоград»). В южной части площади в 1914г. был построен Дом науки и искусства (теперь в этом здании находится НЭТ).

Особенно часто этот метод применяется на экскурсиях в Волгограде, т.к. в период Сталинградской битвы город был почти полностью уничтожен, поэтому дореволюционных и довоенных зданий осталось крайне мало.

Прием локализации событий

Чаще всего прием локализации событий применяется вместе с приемом реконструкции. Он усиливает эмоциональное воздействие на слушателей. Его еще называют «власть места». В экскурсии «Живой факел» экскурсовод рассказывает о подвиге Марии Барсуковой на том месте, где он был совершен. «Мы находимся на проспекте Ленина, у больницы «Ильича». Здесь шумит современный город. Снуют машины, трамваи. Нас окружают зеленые насаждения. В период Сталинградской битвы картина была иной. Завод «Баррикады» и здания поселка были разрушены, обугленные деревья были похожи на мертвецов с распростертыми вверх руками, кругом - воронки со вздыбленными краями асфальта, рельсы трамвая закручены в невероятные узлы. Вся территория, прилегающая к заводу, была изрыта окопами. На трамвайных путях стояла полуторка с открытыми бортами. На машине был установлен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК. 15 октября 1942г. в небе показались восемнадцать вражеских бомбардировщиков Ю-87, идущих на небольшой высоте. По-видимому, они направлялись к волжским переправам. Раздалась команда «Воздух!» – и боевой расчет занял свои места.
- 5 -

Пулеметчица, Мария Барсукова буквально слилась с пулеметом. Хрупкая светловолосая девушка и грозное орудие стали единым целым. Ей удалось подбить «ведущего».

«Ай, да девка!» – кричали бойцы, но радость была преждевременной. Озлобленные гибелью командира, фашистские летчики выстроили свои самолеты в круг, и в небе развернулась адская карусель. Один за одним бомбардировщики пикировали на расчет отважной зенитчицы. Свист падающих бомб, вспышки и грохот взрывов, черные столбы земли и дыма. Горели одежда и волосы, но Мария продолжала вести огонь. Через несколько минут на том месте, где находилась зенитная установка Барсуковой, осталась лишь затянутая дымом воронка.

Картина боя, воспроизведенная на место событий, заставляет экскурсантов как бы стать свидетелями героического подвига. Экскурсия приобретает наглядный характер. Этот прием привязки события к месту – один из основных методических приемов, наиболее полно раскрывающих сущность экскурсии. В данном случае военная операция конкретизируется, привязывается к месту и факту. Эффективность приема локализации зависит от масштаба и исторического значения событий.

Прием сравнения

Прием сравнения – это сопоставление объектов. Сравнение можно проводить по сходству и по контрасту. Например, рассказывая о шлюзах Волго-Донского судоходного канала, можно подчеркнуть, что принцип шлюзования на ВДСК и на Волжской ГЭС одинаков. Разница состоит в том, что на ВДСК одноступенчатое шлюзование, а на ГЭС двухступенчатое. Это сравнение по сходству.

Рассказывая об Александровской площади Царицына, можно сравнить Александровский собор и окружающие постройки. Собор громадной горой возвышался над площадью. Все здания, по сравнению с ним, казались спичечными коробками. Это сравнение по контрасту. Слушатели лучше запомнят, если сказать, что скульптура «Родина-Мать зовет» (85 м.) равна 30-этажному зданию.

Наряду со зрительным и словесным сравнением, используется сравнение мысленно «реконструируемое». Показывая

- 6 -

Казанский собор, можно обратить внимание на то, что теперь окружающие жилые здания закрывают его, а до революции вокруг были одноэтажные деревянные домики, и Казанский собор Царицына, возвышаясь над ними, был далеко виден. Это контрастное сравнение, показанное в разных временных условиях, хорошо запомнится слушателям.

Прием литературного монтажа

Чтобы объект выглядел более ярко, а восприятие было эмоциональным, применяется прием литературного монтажа, когда собираются отрывки разных произведений.

Например, при рассказе о площади Павших борцов можно использовать следующие отрывки из стихов.

«Ты видел все, Царицын вольный:

Бои Булавинских полков

И Пугачевское раздолье,

И кровь на площади Борцов…»

С. Подгорный.

«Потом лихорадка огня прошла

По центру, по белым дворцам, по бульварам.

Слепящая взвихренная метла

Счищала дома догола, дотла

И все расширяла площадь пожара».

А. Яшин.

«Здесь львы стояли у крыльца

Полвека

Без перемен

Как вдруг

Кирпичная пыльца,

Отбитая дождем свинца,

Завьюжила у стен.

В фойе театра шел бой.

Упал левый лев.

А правый заслонил собой

Дверей высокий зев…»

М. Луконин.

- 7 -